В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Всего для публичного обсуждения было представлено три свода:
Попробуем осветить интересные нововведения последнего, наиболее революционного из них. Этот свод правил написан в духе нового ГОСТа "Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные" (обсуждение которого проходило летом) одним из его разработчиков. Он описывает правила проектирования сигнализации и общие подходы к построению систем оповещения, дымоудаления и пожаротушения.
Прежде всего, разработчики документа предполагают окончательно запретить совмещение противопожарных систем с любыми другими, например с охранной сигнализацией. Тем самым поставлен крест на возможности создания подлинно интегрированных систем, чем в настоящее время может гордиться и вызывать зависть у представителей других стран наша родина.
Введено обязательное требование по обеспечению автономного функционирования всех пожарных отсеков объекта при нарушении линий связи между ними, которое на данный момент имеет место только в СП 253.1325800.2016 "Инженерные системы высотных зданий". Это требование приведет к необходимости дублирования линий связи между частями крупных систем, что в свою очередь может заметно отразиться на их стоимости в части кабельных сетей.
Продублированы требования нового ГОСТа о возможности контроля не более 512 пожарных извещателей одним приемно-контрольным прибором, не обеспечивающим устойчивость к системной ошибке. Это приведет к росту количества ПКП, применяемых в крупных проектах, или непропорциональному увеличению стоимости приборов за счет их серьезного усложнения.
Можно только приветствовать признание новых типов извещателей:
Однако для последних не регламентирована защищаемая площадь, которая определяется только технической документацией, – на данном этапе это кажется несколько спорным.
Явным образом прописана ранее бывшая спорной возможность применения АРМ на базе ПК, не имеющих сертификатов соответствия пожарным ГОСТам, в случае, если они служат для индикации и ведения журнала событий, а также не участвуют в автоматическом управлении системой.
Запрещено продлевать срок службы элементов системы сверх указанного в документации. Это повлечет за собой дополнительные затраты даже для добросовестных собственников объектов, поддерживающих работоспособность систем в должном объеме в течение всего срока их эксплуатации. Зачастую такие системы могут прослужить дольше обычных 10 лет.
Кроме того, запрещено применять какие-либо монтажные устройства, дополнительные аксессуары и боксы для размещения оборудования, не упомянутые в заводской документации на приборы и их компоненты. Тем самым разработчики документа пытаются оградить проектировщика от ошибок, не дать ему возможность запланировать установку прибора в "несовместимый" шкаф. Однако со стороны профессионального сообщества не один раз высказывалось мнение о том, что требование было пролоббировано производителями оборудования для увеличения продаж "своих" шкафов по завышенным ценам.
Справедливыми выглядят уточнения, касающиеся размещения пожарных извещателей. Прописана необходимость отдельной защиты кабельных лотков, серверных и иных стоек, потенциально опасных частей технологического оборудования. Для дымовых пожарных извещателей привычная защищаемая площадь в 85 кв. м заменена радиусом зоны контроля 6,3 м (при высоте защищаемого помещения до 3,5 м). Несколько смягчены требования к расстановке линейных дымовых извещателей. Ужесточены требования к неадресной сигнализации. В один неадресный ШС фактически нельзя будет включать более 32 извещателей, и он не сможет контролировать более 10 смежных или изолированных помещений.
Если в системе не предполагается формировать сигнал на запуск пожаротушения или СОУЭ пятого типа, то фактически разрешено не дублировать неадресные пожарные извещатели. То есть явных преференций для адресных и адресно-аналоговых систем в новом СП нет. Разработчики попытались компенсировать этот момент совершенно революционным требованием замены всей системы пожарной сигнализации, начиная с этапа проектирования, если количество ложных срабатываний в год превысит 5% от числа извещателей, установленных на объекте. Это, по идее, должно вынудить собственника применять более надежные адресные системы. Однако возникает множество вопросов: кто и как будет следить за исполнением этой нормы и считать количество ложных срабатываний? Как вообще будет действовать эта норма, учитывая, что свод правил в основном применяется только на этапе проектирования систем?
Нельзя не обратить внимание на новое требование в СП 3.13130, которое предписывает устанавливать автономные пожарные извещатели во всех помещениях (за исключением санитарных узлов и ванных комнат) одно- и многоквартирных жилых домов секционного типа этажностью менее 10 этажей.
Главное впечатление, которое оставляют после себя новые своды правил: будет неминуемое увеличение стоимости систем противопожарной защиты для собственников объектов на всех этапах владения ими.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2018
Посещений: 3730
Автор
| |||
В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций