В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
После государственных испытаний был выпущен приказ МЧС № 743 от 08.12.2009 г. о принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, фактически представляющего собой радиоканальную систему передачи извещений (РСПИ) известного российского производителя.
Финалом этого процесса стало внесение изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и появление в ст. 83, п. 7 формулировки об обязательной передаче сигнала о пожаре от зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, то есть о передаче сигналов о пожаре исключительно по радиоканалу для детских садов, домов престарелых, больниц, гостиниц, общеобразовательных организаций и организаций высшего и дополнительного образования. Состав оборудования для решения этой задачи был заранее определен приказом № 743.
Вокруг приказа № 743 разворачивались настоящие битвы. Региональные мониторинговые и обслуживающие компании, вытесняемые с рынка, жаловались ФАС. ФАС пыталась бороться с МЧС и производителем избранной РСПИ. Многим запомнились яркие эпизоды этой борьбы с размещением на главной странице сайта ФАС сообщения об огульных обвинениях ведомства представителями производителя РСПИ, адресованных президенту РФ.
Закончилось это противостояние появлением приказа МЧС № 35 от 29.01.2016 г., который признавал утратившим силу приказ № 743. В дальнейшем выпускались и другие разъяснения и приказы (например, № 443 от 16.10.2017 г.), в которых подчеркивались возможность и готовность применять в качестве систем пожарного мониторинга в структурах МЧС любые системы передачи извещений (СПИ), имеющие сертификаты соответствия ГОСТ Р 53325–2012.
В целом произошедшие изменения можно только приветствовать. На рынок пожарного мониторинга были допущены РСПИ с иными интересными принципами построения радиосети. Например, разработчики новых РСПИ утверждают, что за счет использования сверхузкополосных каналов, метода псевдослучайной перестройки рабочей частоты и многоканальной обработки значительно – до 30 км в условиях города и до 70 км за городом – повысилась дальность передаваемых сигналов. В большом количестве случаев можно вообще отказаться от развертывания трансляционной сети, то есть прибор объектовый оконечный будет способен сам передать информацию непосредственно на пульт. Это дает неоспоримые экономические преимущества на всех этапах работы с РСПИ:
l при развертывании нет необходимости приобретать ретрансляторы, искать место для их установки, организовывать резервированное питание; l на этапе эксплуатации сокращается количество точек обслуживания, охраны; l сеть с меньшим количеством ретрансляторов всегда будет более надежной.
Несмотря на постоянные ужесточения требований к надежности противопожарной техники, при реальном внедрении систем пожарного мониторинга складывается удивительная ситуация. Сертифицированные по строгому ГОСТ Р 53325–2012 приборы пультовые оконечные (ППО) подключаются к бытовым ПК с установленным ПО, которое и выполняет функцию реального отображения состояния объектов. При этом сами ППО далеко не всегда имеют развитые средства индикации. Компьютер в данном конкретном случае никак нельзя назвать "дополнительным", дублирующим основной функционал элементом системы. Зачастую используемое ПО создавалось не самими разработчиками РСПИ для задач пожарного мониторинга, а сторонними компаниями – в первую очередь для централизованной охраны объектов.
Для решения этой проблемы в 2018 г. один из ведущих российских производителей систем безопасности сертифицировал и выпустил на рынок ППО, представляющий собой моноблок (промышленный компьютер, сенсорный экран и резервированный источник питания). Этот ППО позволяет собирать данные не только с РСПИ, применение которых для социальных объектов регламентируется 123-ФЗ, но и с СПИ, использующих иные, обычно более удобные каналы связи (GSM, Интернет, ГТС) для объектов других категорий.
В перспективном ГОСТ на СПИ для стран ЕАЭС, который проходил общественное обсуждение летом 2018 г., также были заявлены серьезные требования к надежности автоматизированных рабочих мест (АРМ). Предполагается, что АРМ будет рассматриваться как составная часть ППО, к которому, в свою очередь, предъявляется требование по устойчивости к воздействию электромагнитных помех со степенью жесткости не менее 2. Это фактически исключает возможность использования в качестве основы АРМ бытового ПК.
В заключение необходимо отметить, что в профессиональном сообществе начинает обсуждаться возможность отмены приказа № 35 и фактическое возвращение к ситуации, когда к применению в структурах МЧС была допущена только одна РСПИ. Но остается надежда, что этого не произойдет и рынок пожарного мониторинга останется конкурентным.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2018
Посещений: 3020
Автор
| |||
В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций