В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В странах Запада уже несколько лет подряд места скопления людей оборудуют различными инженерными сооружениями, выдерживающими таранный удар автомобилем. К примеру, в 2018 г. в городском бюджете Нового Орлеана (США) на обеспечение безопасности заложено 40 млн долларов. Существенной частью проекта является установка выдвижных боллардов (противотаранных столбов), что, безусловно, связано с ежегодным карнавалом1. В апреле 2018 г. произошла трагедия, когда водитель фургона направил автомобиль в кафе на главной площади г. Мюнстер (Германия). Как выяснилось, власти города за месяц до происшествия заказали противотаранные столбы и ждали их установки.
В нашей стране при подготовке спортивных сооружений к чемпионату мира по футболу были спроектированы и установлены специальные противотаранные заграждения. Но проблема защиты мест скопления людей (парков, аллей, зон перед крупными торговыми точками, остановок и др.) от автотранспорта пока остается открытой, в том числе и на законодательном уровне. Однако многие руководители, отвечающие за места массового нахождения людей, находят возможность устанавливать заграждения, препятствующие проезду автотранспорта в пешеходную зону либо таранному прорыву к зданиям и сооружениям объекта.
Системы безопасности имеют много различных классификаций. Одним из методов защиты мест массового скопления людей являются изделия с противотаранными свойствами. Их можно условно разделить на два типа – с фундаментом и без фундамента.
К этому классу средств относятся бетонные блоки и трехконечные металлические звезды ("ежи").
Часто, жертвуя дизайном, на городских улицах устанавливают бетонные блоки. Как показывает практика, население этими блоками пользуется как урнами или пепельницами.
В Великобритании в конце 2017 г. на вручении наград Национальной ассоциации открытых мероприятий (NOEA) отметили продукцию, предназначенную для обеспечения физической защиты общественных мест и массовых мероприятий от нападений с использованием автотранспорта.
Противотаранное заграждение, признанное "Инновацией года", представляет собой цементные блоки весом 2,2 т каждый, расположенные на расстоянии 1,2 м друг от друга, что позволяет пешеходам беспрепятственно проходить между ними. Блоки, как гирлянда, скреплены между собой стальными тросами. Такая система предназначена для пресечения террористических атак с использованием автотранспорта во время проведения массовых мероприятий.
В том же 2017 г. Ассоциация инспекции автомобильных транспортных средств Германии (DEKRA) провела ряд испытаний бетонных блоков прямоугольной формы, использующихся для защиты от транспортных средств. Грузовики на скорости 50 км/ч ударялись в них и, распахивая ими дорожное покрытие, останавливались через 80 м от места установки блока.
Российские разработчики создали быстровозводимые антивандальные заграждения на основе железобетонных блоков, которые соединены между собой стальным тросом с внутренней стороны объекта. Такое решение позволило придать заграждению противотаранные свойства. Блоки имеют декоративную цветную отделку и могут использоваться как отдельно, так и с прикрепленными к ним сварными сетчатыми панелями. При этом монтаж заграждений осуществляется в кратчайшие сроки и без повреждения дорожного покрытия.
Сложно представить три заостренных куска металла в исторических центрах городов. Но такие изделия оказались эффективнее бетонных блоков. DEKRA провела испытания таранного прорыва через них. В результате наезда передняя ось транспортных средств задиралась, грузовики теряли скорость и останавливались на расстоянии 10 м от места установки преграды.
Решения, требующие фундамент, включают в себя:
К наиболее серьезным потенциальным угрозам объектам с массовым пребыванием людей относят таранный прорыв начиненного взрывчатым веществом автотранспорта к зданию с целью его разрушения. Результатом реализации такой угрозы может стать полное или частичное разрушение объекта с большим количеством жертв.
Периметр объекта с массовым пребыванием людей должен быть оборудован инженерными сооружениями на основе заграждений с противотаранными свойствами. Зона проезда для транспортных средств на территорию должна быть оснащена противотаранными устройствами. При этом автомобили должны размещаться на паркинге, по периметру которого установлены автоматические выдвижные столбы безопасности (болларды) с противотаранными свойствами.
Транспортные средства, имеющие право въезда на территорию с массовым пребыванием людей, должны проходить многоступенчатый контроль безопасности и досматриваться в специальных местах, расположенных на безопасном расстоянии от основных зданий – так называемых автотранспортных контрольно-пропускных пунктах. В них для досмотра автомобилей и крупногабаритных грузов, привозимых на объект, используются следующие средства:
Говоря о защите мест массового скопления людей, нельзя не отметить еще два вида угрозы: от физических лиц и от беспилотников.
Мировая практика доказывает, что небольшие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) могут быть использованы не только для ведения разведки и сбора информации, но и для выполнения чисто террористических акций. Поэтому сейчас особо остро стоит вопрос защиты верхней полусферы объектов. Для решения таких задач используются радиолокационные устройства, которые способны обнаруживать и идентифицировать двигающиеся объекты в радиусе до 3 км. Нельзя не учитывать опасность, которая может исходить от посетителей массовых мероприятий. Постоянно совершенствуются способы выявления опасных предметов. Сегодня это:
По-прежнему приносит результат более тщательная проверка лиц, вызывающих подозрение по невербальным признакам. В целях воспрепятствования проникновению на территорию, минуя контрольно-пропускные пункты, объекты оборудуются средствами инженерно-технической укрепленности и системами обеспечения безопасности (СКУД, охранными решениями и др.).
Все вышеизложенное определяется тактикой охраны мест массового скопления людей. Под тактикой охраны здесь подразумевается комплекс мер – использование инженерно-технических средств физической защиты, сил службы охраны, а также ряд организационных мероприятий, направленных на пресечение акции нарушителя.
В качестве примера применения инженерно-технических средств физической защиты можно привести турнир на Кубок конфедераций (FIFA 2017), для которого были разработаны специальные проектные решения. При этом отечественные производители сумели в сжатые сроки поставить соответствующее оборудование. При соблюдении правил эксплуатации, утвержденной проектной документации инженерно-технические средства физической защиты прослужат десятки лет и в случае нападения смогут защитить объекты и находящихся в них людей.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 3650
Автор
| |||
В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций