В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Уважаемые потребители! Можно извести тонны бумаги, сказать много умных слов и дать кучу полезных советов по выбору СКУД, но самым главным советом будет перефразированная цитата из эпиграфа. Прежде чем выбирать СКУД, определите для себя цели ее внедрения, иначе вы вполне можете получить: современную, мощную, наращиваемую, многофункциональную (…недостающее дописать по желанию, проконсультировавшись у своего дежурного маркетолога) и совершенно ненужную вам систему!
Если вы потребитель и четко представите, а еще лучше – сформулируете и отобразите в письменном виде хотя бы цели внедрения СКУД на вашем предприятии, это уже будет неплохой основой для начала общения с компанией-инсталлятором, интегратором или продавцом (если заказчик задействует собственные монтажные подразделения). Когда заказчик присылает детализированное описание конкретных задач, которые должна решать внедряемая СКУД, это уже можно назвать подарком для менеджера. К сожалению, подобный грамотный подход со стороны потребителя встречается, прямо скажем, не часто, а уж такую работу, как анализ угроз, вообще проделывают считанные единицы.
Довольно часто менеджерам приходится слышать от заказчика дежурную фразу, которая не только навязла в зубах, но уже смахивает на пытку с особым цинизмом: "Скажите, пожалуйста, сколько стоит ваша система доступа?". Это все равно что позвонить крупному автомобильному дилеру и спросить: а сколько у вас стоит автомобиль? При этом не уточняя, какой именно – карьерный самосвал, "Жигули" или большегрузный рефрижератор.
Если на вашем предприятии нет квалифицированных специалистов в области СКУД, лучше всего сразу обратиться к специалистам из ближайшей к вам компании-инсталлятора. Они проведут обследование объекта, помогут сформировать грамотное ТЗ, предложат на выбор несколько систем разного ценового диапазона, способных решить именно ваши задачи. Но следует помнить, что даже в этом случае вы должны быть готовы ответить на базовые вопросы. Не стоит поручать данную работу сотруднику, далекому от техники, и уж тем более – собственной секретарше.
Для того чтобы ваш разговор был более продуктивным и менеджеру не надо было задавать вам кучу наводящих вопросов, нужно заранее определиться с базовой информацией, которая потребуется вне зависимости от того, какую именно систему вы выберете в итоге. Вот приблизительный краткий перечень таких вопросов:
Если вы будете готовы сразу ответить на эти вопросы, можно сэкономить массу времени и себе, и инсталляторам. По крайней мере разговор будет предметным.
Возможно, кому-то будут полезными некоторые примеры из суровой российской практики из разряда "как делать не надо". Думаю, что многие помнят старый анекдот с японской пилой, в которую суровые сибирские лесорубы сунули для пробы лом… Много лет назад одному очень солидному заказчику были поставлены на проходной бронированные автоматические тамбур-шлюзы. Сооружение солидное, стекла бронированные, тяжелые. Проблемы начались с того, что строители замуровали аварийный люк ручного привода и наотрез отказались исправлять ситуацию, а заказчик не захотел портить отделку. При этом никакие увещевания и стенания поставщика не помогли. К этому добавилось настойчивое желание заказчика максимально ускорить проход, для чего потребовалось поставить на максимум регулятор привода двери. Никакие советы, что персонал – это не рота тренированных солдат, что они будут просто шарахаться от "летающих" створок из бронестекла, также не были услышаны. Все было установлено и успешно функционировало,
система пневмозащиты створок срабатывала, когда кто-то не успевал пройти… Все бы ничего, да вот только персонал привык, не успевая зайти внутрь, ставить ногу, как в лифте, чтобы не ждать повторного открытия створки (ну прямо как в анекдоте про пилу). Такого издевательства тонкая западная техника в конце концов не выдержала, и вылетевшая заглушка пневмотрубки аннулировала пневмозащиту, а защита "по току" не сработала по причине загрубления, ведь заказчик просил поставить скорость на максимум… Хорошо охранник сообразительный попался, питание отрубил и, не добравшись до аварийного люка, залез на шлюз, как цирковой акробат, и выпустил зажатого сотрудника. Мораль – техника безопасности пишется кровью, и второе – предельные режимы работы техники не для того, чтобы над ней измываться.
Другой пример из категории биометрии. Один потенциальный заказчик на выставке долго "пытал" менеджера, демонстрируя свои познания в области дактилоскопической идентификации. Судя по обилию энтузиазма, заказом там и не пахло, но категоричных утверждений было много. Окончательно добила фраза: "Почему в ваших считывателях есть ошибка второго рода FAR (False Acceptance Rate – вероятность ложного допуска) и она не равна нулю?" Никакие ссылки на то, что данный параметр не равен нулю для любой биометрической системы в силу технологических и алгоритмических особенностей, не принимались. "А можно все же сделать так, чтобы FAR был равен нулю?" – упорствовал заказчик. "Можно, – сказал устало менеджер, – не надо вообще тратится на биометрию, просто заложите дверь кирпичами, тогда точно будет ноль". Мораль: не требуйте от системы невозможного – как всякая техника, она имеет свой предел.
У многих наших соотечественников, хотя думаю, что на самом деле не только у них, порою проявляется неизбывное всеобъемлющее желание халявы, ну, или на крайний случай "много всего, сразу и за дешево". Чудеса, возможно, где-то и случаются, но не у нас, это точно. При выборе СКУД следует из трех параметров – дешево, качественно и быстро – выбрать два самых важных. Рассчитывать на мощную надежную СКУД с богатейшим функционалом, отлаженным программным обеспечением и все это по цене дешевой охранной сигнализации просто смешно.
Либо это будет дешевая система, к которой вам надо будет купить программиста и раскладушку (не забыть его приковать к ней наручником на пару месяцев), либо это система среднего ценового диапазона, не требующая массы бессонных ночей на пусконаладку со средней же функциональностью и надежностью. Если же богатые возможности, качественная техподдержка, авторитетный бренд для вас основное – готовьте деньги, скорее всего это не дешево.
Значение программного обеспечения (ПО) в современных СКУД трудно переоценить. В значительной степени такие параметры, как удобство управления, функциональность и пр., связаны именно с ПО. Заказчику будет полезно помнить о нескольких моментах.
1. Требуемый функционал должен быть заранее определен (прописан заказчиком или инсталлятором); необходимо проверить выбранный продукт на соответствие данному функционалу.
2. Мультиплатформенный ПК снимет ограничения на выбор оборудования и ПО. Он будет функционировать на различных аппаратно-программных платформах, значит, не надо их "подгонять" под узкоспециализированные требования конкретного ПК.
3. Разработчик должен быть доступен, поскольку сложные и крупные системы часто требуют доработки программной части под потребности конкретного заказчика.
4. Если ПК построен по модульному принципу, разработка новых драйверов скорее всего не вызовет больших сложностей у разработчика. Некоторые разработчики также предоставляют пользователям возможность самим разрабатывать драйверы. Данный пункт особенно актуален, если в дальнейшем вы хотите превратить вашу систему доступа в интегрированную систему безопасности (ИСБ).
5. Надо обратить внимание – отделен ли пользовательский интерфейс от драйверов оборудования и есть ли развитая система контроля прав пользователей. Это влияет на безопасность.
6. Возможна ли интеграция ПК с информационными системами организации (если в этом есть необходимость).
Надеюсь, что кому-то из потребителей данный материал поможет взвешенно подойти к решению задачи выбора СКУД и позволит грамотно построить взаимоотношения с инсталляторами и продавцами.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2010
Посещений: 8237
Автор
| |||
В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций