Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Правительство утвердило план урегулирования беспилотных автомобилей

Правительство утвердило план урегулирования беспилотных автомобилей


27.08.2018

Правительство утвердило план урегулирования беспилотных автомобилей

Правительство определило шаги по легализации беспилотных авто и развитию ИТ на транспорте

Правительство утвердило дорожную карту (ДК) по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации мероприятий другой дорожной карты - "Автонет". ДК "Автонет" была утверждена в 2015 г. Президентским советом по модернизации и инновационному развитию экономики и является частью проекта Национальная технологическая инициатива (НТИ),

ДК "Автонет" направлена на развитие продуктов и услуг в сфере перспективных направлений развития транспорта: мультимодальной логистики (включая создание и развитие сервисных телематических платформ, платформ "взаимодействия для совместного пользования" и других платформенных решений в сфере "подключенные автомобили"), навигационных технологий, систем содействия водителю, технологий кибербезопасности, систем беспроводной связи нового поколения, технологий в сфере микроэлектротранспорта, иных использующих альтернативные виды топлива автотранспортных средств и связанных с ними сервисов.

Кроме того, документ учитывает продукты в сфере контрактной логистики, перевозок пассажиров и грузов, сервисных решений в сфере логистической инфраструктуры и т.д.

Нынешняя ДК, в числе прочего, предполагает осуществить разработку методов и средств оптимального автоматизированного управления дорожным движением и выбора оптимального маршрута движения каждого автотранспортного средства, передавшего в телематическую транспортную систему информацию о пунктах назначения. Также предполагается провести оптимизацию парков автотранспортных средств для перевозок грузов, пассажиров и решения иных задач на основах массивов "больших данных" о движении всех автотранспортных средств, оснащенных телематическими терминалами.

Кроме того, предлагается обеспечить: развитие технологий телематических транспортных систем и интеллектуальных автомобильных систем и услуг на их основе, оказываемым по новым "прогрессивным" бизнес-моделям, в том числе в целях повышения безопасности дорожного движения; развитие технологий активной помощи водителю и автономного вождения и применения соответствующих технологий в различных секторах экономики; агрегацию и эффективное применение "больших данных", формируемых колесными транспортными средствами, эксплуатируемыми на территории России, включая формирование и модернизацию инфраструктуры сбора, обработки, хранения и предоставления таких данных по различным каналам связи.

Льготы для разработчиков ПО транспортных средств с высокой степенью автоматизации

В рамках реализации плана мероприятий в 2018 г. будут скорректированы акты международного права по эксплуатации колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления на автомобильных дорогах общего пользования и установить льготный налоговый режим для реализации электромобилей и гибридных автомобилей.

Порядок определения налоговой базы, предусмотренный Налоговым кодексом при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц, (не являющихся налогоплательщиками) планируется распространить на последующую реализацию налогоплательщиками НДС автомобилей, приобретенных у юридических лиц, не являющихся плательщиками НДС, для перепродажи.

Должны быть уточнены полномочия органов власти в части контроля и надзора за соблюдением законодательства в области перевозок, в том числе пассажирских перевозках, перевозках опасных грузов, на полигонах, закрытых территориях и автомобильных дорогах общего пользования. Речь идет о предъявлении требования о запрете использования транспортного средства до устранения неисправностей, информация о которых получена с бортового оборудования транспортного средства.

Будет обеспечена возможность формирования транспортной накладной в электронном виде, также будут установлены особенности осуществления перевозки грузов автомобилей высокой степенью автоматизации управления.

В 2019 г. будет установлен льготный налоговый режим для разработчиков ПО информационных систем для колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления, включая электромобили и гибридные автомобили.

Будут установлены меры государственной поддержки экспорта технологических решений в сфере сельского хозяйства и автомобильной промышленности, разрабатываемых в рамках реализации мероприятий "Автонет".

В 2020 г. будут установлены особенности обучения водителей управлению автомобилями с высокой степенью автоматизации управления.

Обязательное использование тахографов с передачей информации

В 2018 г. будет законодательно закреплена поэтапная обязанность по использованию тахографов, обеспечивающих передачу информации, и определение порядка передачи, обработки и предоставления информации, формируемой тахографами. В 2019 г. будут установлены требования к тахографам, обеспечивающим передачу информации, и детализирован порядок передачи, предоставления и обработки такого рода информации.

Размещение в интернете координатно-временных данных о перевозке пассажиров

В 2018 г. на законодательном уровне будет установлен порядок обеспечения недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов к информации о координатно-временных параметрах транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по регулярным маршрутам, в момент нахождения на маршруте. Также будет уточнена категория транспортных средств и видов перевозок, при осуществлении которых транспортные средства будут подлежать оснащению аппаратурой спутниковой связи.

Будут актуализированы требования к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов систем ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M (содержат не менее четырех колесных колес и предназначены для коммерческих перевозок пассажиров), и категории N (транспортные средств для перевозки грузов), используемых для перевозки опасных грузов, в целях обеспечения использования современных технологических решений.

В 2019 г. будут установлены требования, обеспечивающие юридическую значимость данных, формируемых аппаратурой спутниковой навигации, предназначенной для оснащения колесных транспортных средств категорий M и N, и уточнению перечня таких данных, включая информацию о параметрах движения.

В 2020 г. будет определен порядок размещения в интернете в форме открытых данных субъектами транспортной деятельности, осуществляющими перевозку пассажиров, информации о координатно-временных параметрах транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по регулярным маршрутам, в момент нахождения на маршруте при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Государственная информационная система автотранспортной телематики

В 2018 г. планируется уточнить требования к промышленной продукции автомобилестроения, специального машиностроения и радиоэлектроники, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории России, в части включения требований о подключении такой продукции к информационным системам автотранспортной телематики.

Для соответствия указанному статусу технические средства таких систем должны быть расположены на территории России, а исключительные права на ПО, входящее в состав этих систем, должно принадлежать налоговым резидентам стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Также налоговые резиденты из ЕАЭС должны осуществлять эксплуатацию таких систем.

В 2019 г. будет проведено определение правового статуса информационных систем автотранспортной телематики, порядка создания, эксплуатации и использования таких систем, включая одометры. В том числе будут проработаны вопросы сбора, хранения, обработки и предоставление данных, формируемых транспортными средствами, находящими на территории ЕАЭС, и установлены требования к картографическому обеспечению информационных систем автотранспортной телематики.

В 2020 г. планируется определить понятийный аппарат информационных систем автотранспортной телематики и их компонентов, устанавливаемых на колесные транспортные средства, ввести обязательные требования безопасности в отношении таких систем и определить для них формы подтверждения соответствия. Появятся требования по передачи данных от информационных систем автотранспортной телематики в государственные информационные системы.

Для перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, будет установлены требование об использовании информационной системы автотранспортной телематики. Исключения составят заказные перевозки и перевозки для собственных нужд юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Также будет утвержден порядок подтверждения соответствия такого рода систем установленным требованиям.

Будет определен порядок формирования и обеспечения функционирования федеральной государственной информационной системы автотранспортной телематики. В том числе должны быть определены: состав системы; состав участников системы, возникающих в связи с созданием и функционированием информационной системы, их права, обязанности и ответственность; оператор системы; состав информационного ресурса системы и порядка его формирования; порядок предоставления информации, содержащейся в системе, и порядок обеспечения доступа к такой информации; порядок идентификации в информационной участников системы и меры, направленных на обеспечение защиты информации.

Междугородние перевозки по электронным билетам с биометрической идентификацией

В 2019 г. будет установлена возможность заключения договора фрахтования в электронном виде. Это создаст условия для применения новых бизнес-моделей, функционирующих с использованием информационных систем автотранспортной телематики при осуществлении перевозок пассажиров и багажа при оказании услуг автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом.

У перевозчиков появится возможность осуществлять посадки и высадки пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных остановочных пунктах, нежели включенные в данный маршрут автовокзалы и автостанции, при условии соответствия установленным требованиям правил безопасности перевозки пассажиров и багажа.

Идентификация лиц, определенных договоров фрахтования при осуществлении посадки указанных лиц в транспортное средство, предоставленной для заказной перевозки пассажиров и багажа, должна будет производиться только в случаях, предусмотренных законом или договоров фрахтования. В указанных случаях будет определен порядок осуществления идентификации лица, в том числе у перевозчику будет право осуществлять такую идентификацию посредством электронных носителей информации и персональных данных при наличии соответствующей инфраструктуры.

В случае продажи разового билета для проезда в городском и пригородном сообщении в транспортном средстве, в котором приобретен билет, будет возможность сформировать обязательный реквизит "стоимость билета" в момент высадки пассажира.

В 2020 г. у перевозчиков, при наличии соответствующей инфраструктуры, появится возможность при осуществлении перевозки автомобильным транспортом в междугороднем и международном сообщении осуществлять посадку пассажиров в транспортное средство по предъявлению электронного билета с использованием электронных носителей информации и идентификации личности по персональным данным (включая биометрические).

Системы помощи водителю и автоматической идентификации транспортных средств

В 2018 г. будет определен эталон функциональной архитектуры информационной системы, предназначенной для управления оплатой проезда, с учетом оказания услуг несколькими операторами с целью обеспечения интероперабельности используемых такими операторами информационных систем на национальном и международном уровнях.

Также будет определен стандартизированный набор протоколов, параметров, методов управления обновляемым реестром данных для обеспечения передачи сообщений, касающихся безопасности и чрезвычайных ситуаций.

Будут установлены требования к системе диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом в части приема, обработки, предоставления и защиты информации, формируемой навигационно-связным оборудованием, установленным на транспортном средстве, включая информацию о параметрах вождения.

Будут определены параметры оценки качества вождения колесных транспортных средств и критериев оценки качества вождения, позволяющих оценить безопасность использования транспортных средств.

Будут установлены требования к простым системам электронной регистрации и идентификации для использования в области интеллектуальных дорожно-транспортных приложений, определение спецификации уникального идентификатора транспортного средства с использованием концепции международного стандарта или нестандартизированных данных. В том числе будут установлены требования к интероперабельности данных, к необходимому уровню безопасности данных и к интерфейсу беспроводной связи.

Будут установлены требования к электронной регистрации идентификационных данных, основанной на присвоении идентификатора транспортному средству для распознавания национальными органами власти, включая мониторинг транспортного средства в процессе жизненного цикла, решение вопросов безопасности и оказания возмездных услуг владельцам транспортных средств.

Будут определены минимальные требования к функциональности систем маневрирования при движении на низкой скорости, устанавливаемых на колесные транспортные средства категорий M1 (имеют не более восьми мест для сидения), M2 (имеют более восьми мест для сидения и массу менее 5 т), N1 (имеют массу не более 3,5 т) и N2 (имеют массу от 3,5 т до 12 т). В том числе будут установлены минимальные требование к процедурам индикации при обнаружении неисправностей.

Также будут установлены минимальные требования к функционированию системы сигнализации и предупреждения нарушений на перекрестках (CIWIS), включая системные требования, состав обрабатываемой информации, эксплуатационных требований и методов испытаний таких систем.

В 2019 г. будут определены минимальные требования к функциональности систем помощи водителю при маневрах задним ходом расширенного диапазона действия, устанавливаемых на колесные транспортные средства категорий M1, M2, N1 и N2. В том числе будут установлены минимальные требования к процедурам индикации при обнаружении неисправностей.

Будут установлены минимальные требования к функциональности систем помощи водителю при удержании полосы движения (LKAS), устанавливаемым на транспортные средства категорий M и N, определение эксплуатационных требований к данным системам и процедур испытаний.

Будут определены концептуальная и логистическая инфраструктура систем автоматической идентификации транспортных средств и оборудования (AVI/AEI), включая установление понятийного аппарата для интермодального грузового транспорта и состава основных подсистем и интерфейсов их взаимодействия. Также будут определены ключевые внешние взаимосвязи и интерфейс взаимодействия для интермодальных/мультимодальных AEI/ AVI/AEI связи.

Будет установлено определение системы предупреждения ухода с полосы движения, устанавливаемой на колесные транспортные средства категорий M1, M2, M3 (имеют более восьми мест для сидения и массу более 5 т), N1 и N2, включая классификацию таких систем, определение минимальных требований к функциональности данных систем, установление требований к человеко-машинному интерфейсу (HMI) и определение методов испытаний таких систем.

Будут установлены минимальные требования к функциональности систем помощи водителя для принятия решений при смене полосы движения (LCDAS), устанавливаемых на транспортные средства категорий M и N, включая определение требований к эксплуатации таких систем и установление требований к методам испытаний данных систем.

Будет проведено определение общей нумерации и структуры данных для однозначной идентификации оборудования, используемого для интермодальных грузовых перевозок, независимо от носителя данных.

Также будет сформирован словарь данных и набор сообщений для систем предоставления преимущественного и приоритетного проезда по автомобильным дорогам общего пользования автомобилям экстренных оперативных служб и общественному транспорту, включающих в себя центр управления движением, встроенные устройства транспортных средств и элементы дорожной инфраструктуры, включая устройства связи.

Будут установлены параметры систем автоматической идентификации транспортных средств и оборудования, используемых в интермодальных перевозках и информационных системах, связанных с интермодальными транспортными перевозками. Также будут установлены требования в отношении сетевого взаимодействия транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления между собой (V2V) и с инфраструктурой (V2I).

В 2020 г. будет установлен понятийный аппарат, набор сокращений и набор сообщений для систем информирования и контроля на транспорте (TICS) в отношении перевозок опасных грузов. Будут установлены требования к минимальной функциональности систем следования за медленно движущимся транспортным средством (LSF), устанавливаемых на транспортные средства категорий M и N, включая определение эксплуатационных требований к данным систем и процедур испытаний.

Будут установлены требования безопасности в отношении инновационных транспортных средств, включая критерии отнесения колесных транспортных средств к категории инновационных, а также требования к инновационным транспортным средствам, правила и методы исследований инновационных транспортных средств.

В отношении всех вышеупомянутых мероприятий будет проведена соответствующая корректировка национальных стандартов.

В 2021 г. будут установлены понятийный аппарат и обязательные требования к элементам дорожной инфраструктуры, обеспечивающим эксплуатацию на автомобильных дорогах колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления, определение форм подтверждения соответствия указанных элементов дорожной инфраструктуры и порядка проведения подтверждения соответствия установленным требованиям.

Аналогичные процедуры будут проведены в отношении элементов дорожной инфраструктуры, являющихся компонентами информационных систем автотранспортной телематики.

Соответствующим образом, под все вышеупомянутые технические регламенты, будет откорректирована Программа по разработке межгосударственных стандартов.

Требования безопасности к беспилотным автомобилям

В 2020 г. будут установлены требования безопасности и методов оценки соответствия колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления в части систем: опережающего экстренного торможения с функциями распознания неподвижного и подвижного транспортного средства, пешехода, велосипедиста; предупреждения о выходе из полосы движения; адаптивного круиз-контроля при движении на высокой скорости; распознания дорожных знаков с информированием водителя; автоматического переключения света фар; мониторинга давления воздуха в шинах; мониторинга осевой нагрузки и записи параметров движения ("черных ящиков").

Требования безопасности и методы оценки соответствия будут установлены и для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин с высокой степенью автоматизации управления в части систем автоматизации управления при вождении и выполнении технологических операций. Также будут установлены особенности допуска к эксплуатации такого рода самоходных машин на период их тестирования.

В 2022 г. будут установлены новые требования безопасности и методы оценки соответствия колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления в части: систем мониторинга "слепых зон"; систем удержания на полосе движения; адаптивного круиз-контроля при движении на затяжных спусках и на низкой скорости в условиях плотного транспортного потока; систем мониторинга состояния (усталости) водителя с предупреждением водителя; систем ночного видения; систем предупреждения о помехах при движении (при повороте транспортного средства) и систем непрямого обзора.

Также требования безопасности и методов оценки соответствия колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации и информационных систем автотранспортной телематики будут установлены в части обеспечения информационной безопасности, протоколов передачи данных, стандартов связи для компонентов таких систем.

Будет определен порядок информационного взаимодействия государств - членов ЕАЭС, включая порядок взаимодействия по вопросам обмена информацией и доступа к данным в рамках национальных информационных систем автотранспортной телематики. В том числе будут определены национальные операторы систем, установлены требования к протоколам информационного взаимодействия систем, форматам передачи данных и используемым стандартам связи, мерам информационной безопасности, порядка функционирования общих процессов с использованием информационных систем автотранспортной телематики и регламентация соответствующих технологических процессов.

В 2023 г. будут требования безопасности и методов оценки соответствия колесных транспортных средств еще раз будут обновлены в части систем: предупреждения при движении задним ходом с информированием водителя и автоматическим применением тормозной системы; распознания дорожных знаков; адаптивного круиз-контроля с распознаванием дорожных знаков ограничения скорости; движения транспортного средства в колонне; помощи при парковке (сигнализация об аварийном сближении с объектами при парковке, автоматическая парковка, в том числе с дистанционным управлением); мониторинга состояния (усталости) водителя с остановкой транспортного средства; предупреждения о помехах при движении и при проезде перекрестка; распознавания паров алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе, а также адаптивной системы переднего освещения.

В 2019 г. будут установлены перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечиваться соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" и "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним".

Также будет установлен перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования. Целью соответствующих мероприятий будет установление требований в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин с высокой степенью автоматизации управления, а также в отношении установленных на них информационных системах транспортной телематики и их компонентов.

Аналогичным образом в 2019-2024 гг. будут устанавливаться перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечиваться соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" в части колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления и установленных на них информационных системах транспортной телематики.

Также в этот период будет определяться перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечиваться соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", в части элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию на автомобильных дорогах колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления.

В том числе будут установлены технические показатели и функциональные требования к обеспечению информационной безопасности, протоколам передачи данных и стандартов связи для колесных транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления, элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию таких транспортных средств, и элементов дорожной инфраструктуры, являющихся компонентами информационных систем автотранспортной телематики.

 

Cnews