Вопрос защиты от беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в настоящее время является одним из самых актуальных. Выбор систем мониторинга и противодействия дронам – сложнейшая задача. И тем более обидно, когда заказчики на этом успокаиваются. Ведь для того, чтобы системы работали, необходимо не только техническое обслуживание, важны также их аудит и тестирование. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Последние три-четыре года объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) активно оснащаются различными системами защиты от беспилотных летательных аппаратов, от простых физических инженерных систем и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) до комплексных систем мониторинга и противодействия. Многие собственники предприятий, не относящихся по законодательству к КИИ, также предпринимают меры по защите своих объектов.
Технологии как самих БПЛА, так и систем противодействия развиваются настолько быстро, что традиционные процедуры выбора оборудования, поставщиков и подрядчиков явно не успевают за изменениями. Это зачастую приводит к ситуации, когда выбранная система защиты от БПЛА уже на момент утверждения проектной документации не в полной мере соответствует актуальному набору угроз. Использование систем из различных отраслевых "перечней" не только не помогает, но даже ухудшает ситуацию, так как на момент включения в отраслевой перечень система уже может морально устареть. В результате заказчики попадают в ловушку: формально построенная система защиты подобрана, спроектирована и построена с соблюдением всех правил и процедур, но фактически не способна выполнять в полной мере свое предназначение.
Далее начинают накапливаться уже другие изменения: оборудование может со временем деградировать (характеристики ухудшаются), могут отказывать отдельные элементы, при этом редкие системы имеют полноценные модули самодиагностики. В результате пользователи системы зачастую используют морально устаревшее и частично неисправное оборудование и не имеют об этом достоверной информации.
Отсутствие реальных событий дополнительно снижает готовность системы к противодействию и притупляет бдительность операторов систем.
Наша компания рекомендует заказчикам, которые уже выбрали и установили системы мониторинга и защиты от дронов или собираются это сделать, следующее:
Почему нужно делать регулярный аудит и тестирование систем мониторинга и противодействия БПЛА?
Современные системы противодействия БПЛА на объектах гражданской инфраструктуры включают в себя элементы, объединенные в следующие подсистемы:
Все эти системы требуют не только регулярного обслуживания и проверки работоспособности, но и анализа их эффективности и соответствия критериям, заложенным заказчиком при построении системы.
Естественным образом сложилась ситуация, когда системы обнаружения и противодействия БПЛА внедряются на предприятиях, уже имеющих хорошо построенные комплексные системы безопасности (КСБ). И здесь очевиден риск автоматического переноса подходов к эксплуатации наземных систем безопасности (видеонаблюдение, СКУД, охранная и пожарная сигнализация и т.п.) на эксплуатацию систем РЭБ.
Неработающие системы на земле проявляют себя очевидным способом. Заметить, например, потерю мощности на какой-либо частоте или некорректное обнаружение сигнала возможно только при проведении пусть и несложных, но специальных мероприятий. Эксплуатант системы противодействия БПЛА длительное время может оставаться в неведении, что система уже не сможет выполнить свой функционал в случае наступления инцидента, особенно когда система находится на гарантийном сроке.
В нашей практике мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда техническое обслуживание систем, их проверка не проводятся, так как нет утвержденного бюджета, потому что система находится на гарантии. Для сравнения: автомобиль, находящийся на гарантии, должен проходить плановые ТО, проверку систем, замену масла и жидкостей и т.д. А здесь возникает пустота: собственные службы не хотят или не могут заниматься обслуживанием, бюджет на найм подрядчика не выделяется. При этом ответственность за последствия и серьезные материальные потери ложится на руководителя предприятия. Открытие неба в регионах только увеличит риски: кроме преднамеренных действий подготовленных нарушителей (против которых в основном и строятся системы) добавятся неосторожные или хулиганские действия пилотов-любителей. Тут как нельзя кстати подходит пословица "Предупрежден – значит вооружен" (Praemonitus praemunitus).
Рассмотрим данный вопрос в разрезе подсистем защиты от БПЛА.
Производители оборудования регулярно выпускают новые прошивки своего ПО, этим же занимаются разработчики интеграционных платформ. Обновления требуют не просто технических манипуляций, необходима проверка совместимости прошивок и корректной работы системы в целом. Это же касается защищенности системы от киберугроз: система стоимостью в сотни миллионов рублей должна быть надежно защищена.
Как и любое оборудование, эти элементы требуют регулярного обслуживания в соответствии с рекомендациями производителей оборудования и разработчиков систем.
Пользователю системы нужно иметь на руках как минимум протокол приемо-сдаточных испытаний (ПСИ). Но по большому счету этого недостаточно – нужна программа и методика испытаний (ПиМИ). Часто такой документ отсутствует, и в таком случае ПиМИ необходимо заново разработать. Если ПиМИ есть, но изменились объект защиты или требования к системе защиты, необходимо изменение и самих ПиМИ.
Следующий документ – отчет об обследовании объекта, включающий в себя замеры радиоэлектронной обстановки (РЭО) на момент внедрения системы. При проведении аудита будет проведено обследование РЭО профессиональным оборудованием, выявлены изменения и выработаны рекомендации.
Хорошо, если на объекте имеются регламент проведения технического обслуживания (РТО) системы и отчеты о выполненных работах. Если нет, то такой регламент нужно разработать ив дальнейшем его придерживаться.
Тестирование системы проводится набором дронов, по принципу "от простого к сложному".
Это касается и самих дронов (от бюджетных коробочных до профессиональных), и установленных на них прошивок.
Дроны должны быть зарегистрированы и иметь на борту все необходимые системы передачи данных (через транспондеры, НСУ и другие устройства).
В силу специфики обслуживания системы защиты от беспилотных воздушных судов (БВС), связанной с необходимостью производить тестовые полеты, инженерный состав, производящий ТО, должен обладать навыками безопасного эксплуатирования БВС, иметь практический опыт пилотирования, удостоверения оператора БВС до 30 кг. Учитывая сложную, а чаще непредсказуемую РЭО в районе полетов, пилоты должны иметь необходимую квалификацию для проведения полетов в условиях применения средств РЭБ и практический опыт проведения приемо-сдаточных испытаний.
Все полеты в соответствии с действующим законодательством РФ должны быть согласованы в ОрВД и администрации региона.
В итоге аудита и тестирования средств защиты от БПЛА пользователь получит реальные сведения о защищенности своего объекта.
Для принятия дальнейших решений руководством предприятия будет сформирован полноценный набор документов:
Иллюстрации предоставлены автором.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>