Статьи | Secuteck.Ru

Безопасность образовательной среды: средние и высшие учебные заведения

Авторы в комплексе рассматривают вопросы защищенности образовательных учреждений разного уровня с точки зрения противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности, анализируют угрозы, освещают проблемные моменты этой сферы и делают вывод о необходимости комплексного подхода к обеспечению безопасности таких заведений.

Образовательные учреждения – школы, средне-специальные и высшие учебные заведения относятся к категории объектов с массовым пребыванием людей, что обуславливает особые требования к обеспечению их безопасности. Ежедневно в зданиях и на территориях таких объектов находятся сотни и тысячи учащихся, педагогов и иных сотрудников и посетителей. Высокая плотность присутствия людей, многообразие образовательных процессов и активная инфраструктура создают повышенную уязвимость к различным видам угроз – пожарам, несчастным случаям, чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, актам противоправного вмешательства и распространению социально опасных явлений.

Обеспечение безопасности образовательной среды должно предполагать комплексный подход, включающий организационные, технические и правовые меры, направленные на предотвращение, выявление и минимизацию негативных последствий потенциальных опасных событий.

В последние годы вопросы безопасности образовательных учреждений получили особую актуальность в связи с ростом числа чрезвычайных происшествий и изменением характера угроз (в частности, теракты с применением БПЛА).

Безопасность образовательных учреждений: статистика и риски

Наиболее важными задачами в вопросах устойчивого функционирования образовательных учреждений остаются две взаимосвязанные составляющие – пожарная безопасность и антитеррористическая защищенность.

Рисунок. Сравнительные данные о количестве пожаров в образовательных учреждениях в 2019–2024 гг.

Согласно официальной статистике, обстановка с пожарами в учебных учреждениях остается стабильной. На рис. 1 представлены сравнительные графики количества пожаров в учебных заведениях [https://mchs.gov.ru/]. В среднем на образовательные объекты приходится около 0,1% от общего числа пожаров, зарегистрированных в Российской Федерации (несмотря на невысокий процент пожаров, приходящихся на образовательные учреждения, без жертв обойтись не удается, в среднем погибает 1 человек в год). Абсолютное значение данного показателя в 2024 г. составило 351 пожар при общем количестве 347 210 пожаров по стране.

Анализ динамики за 2019–2024 гг., представленный на рисунке, показывает, что, несмотря на ужесточение законодательства в области пожарной безопасности, проведение контрольно-надзорной деятельности в учебных учреждениях, частота возникновения пожаров в них остается на прежнем уровне.

При оценке антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях можно сделать вывод об их высокой уязвимости: хотя возникновение таких событий достаточно редко (в отличие от пожаров), количество жертв может исчисляться десятками и сотнями.

Один из самых громких террористических актов, унесший более 333 жизней, в истории современной России произошел 1 сентября 2004 г. во время торжественной линейки в школе № 1 города Беслана. Два с половиной дня террористы удерживали в заложниках более 1 100 человек, среди которых были дети, их родители и учителя.

Анализ статистических данных показывает, что практически ежегодно происходят вооруженные нападения в образовательных учреждениях:

  • Москва, 2014 г., двое погибших. Ученик, вооруженный карабином и винтовкой, убил учителя и сотрудника вневедомственной охраны, учеников взял в заложники.
  • Томск, 2014 г., четверо пострадавших. Ученик пришел в учебное учреждение с пневматическим ружьем, выстрелил в завуча в коридоре, а затем вошел в актовый зал, где открыл стрельбу по ученикам.
  • Томск, 2015 г., два человека получили ранения. Ученик принес с собой пневматический пистолет и открыл огонь по учащимся восьмого класса.
  • Московская область, г. Ивантеевка, 2017 г., четверо пострадавших. Девятиклассник открыл стрельбу из пневматической винтовки в школе, также он принес самодельные взрывные устройства и топор.
  • Керчь, 2018 г., 21 погибший. Студент Керченского политехнического колледжа привел в действие самодельное взрывное устройство в буфете и открывал огонь по всем, кого видел на своем пути, из помпового ружья.
  • Казань, 2021 г., девять погибших, 22 человека пострадали (из них 18 детей). Бывший ученик открыл стрельбу и привел в действие самодельное взрывное устройство в здании гимназии, которую окончил четыре года назад.
  • Ижевск, 2022 г., 18 погибших, 23 человека ранены. В школе № 88 ее выпускник устроил стрельбу из двух травматических пистолетов, переделанных в боевые.
  • Брянск, 2023 г., двое погибших. Ученица восьмого класса открыла огонь на уроке биологии.

Проблемные вопросы пожарной безопасности и антитеррористической защиты в образовательных организациях

Характер угроз, связанных с пожарной безопасностью и антитеррористической защищенностью, имеет существенные различия, что формирует разный спектр проблем в обеспечении безопасности.

Пожарная безопасность в образовательных организациях в значительной степени регламентирована и обеспечена развитой нормативно-правовой базой. Требования к объектам, средствам пожаротушения, системам сигнализации и эвакуации и пр. закреплены в федеральных законах, постановлениях правительства, СНиПах, ГОСТах. Наличие устоявшихся стандартов позволяет организовать профилактические меры в плановом порядке, а их эффективность относительно легко контролируется надзорными органами. Тем не менее проблемы сохраняются:

  • устаревшее оборудование в части зданий;
  • формальный характер проведения инструктажей и тренировок;
  • недостаточное финансирование модернизации систем безопасности в образовательных учреждениях.

Обеспечение антитеррористической безопасности, напротив, сталкивается с рядом специфических трудностей, связанных с непредсказуемостью и разнообразием потенциальных угроз.

К ключевым проблемам относятся:

  • отсутствие унифицированных стандартов, применимых ко всем типам образовательных учреждений, особенно в части технического оснащения;
  • ограниченные возможности контроля доступа в здания и на территорию в условиях открытости образовательного процесса;
  • низкий уровень готовности персонала и учащихся к действиям при угрозе теракта из-за психологической сложности темы и редкости практических тренировок;
  • зависимость эффективности мер от внешних факторов – скорости реагирования правоохранительных органов, уровня взаимодействия с местными структурами МВД и Росгвардии;
  • трудности внедрения современных систем безопасности (биометрии, интеллектуального видеонаблюдения) из-за финансовых ограничений и вопросов защиты персональных данных;
  • вариативность потенциальных угроз и необходимость постоянного обновления технологий и сценариев реагирования.

Таким образом, в то время как пожарная безопасность базируется на устоявшихся регламентах, отлаженной системе контроля и плановом характере профилактики, обеспечение антитеррористической защищенности требует большей гибкости, межведомственного взаимодействия и внедрения адаптивных технологий, способных реагировать на динамично изменяющийся характер угроз.

Необходим комплексный подход к обеспечению безопасности Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений должно основываться на модернизации материально-технической базы, внедрении интеллектуальных систем контроля и оповещения, совершенствовании подготовки персонала, повышения общей культуры безопасности участников образовательного процесса, а также повышении бюджетного финансирования образовательных учреждений в вопросах безопасности.

Современные подходы к обеспечению безопасности в образовательной среде можно разделить на традиционные методы защиты и на инновационные решения, включая цифровые технологии, интегрированные системы мониторинга и автоматизированного управления безопасностью. В таблице представлены методы защиты и их применение в образовательных учреждениях.

Анализ методов обеспечения пожарной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений показывает, что обе системы имеют общую цель – защиту жизни и здоровья участников образовательного процесса, однако различаются по характеру угроз, организационным подходам и степени регламентации.

Для эффективной защиты образовательных учреждений необходима интеграция обеих систем в единый комплекс безопасности, обеспечивая многоуровневую защиту. Такой подход позволяет повысить скорость реагирования, снизить влияние человеческого фактора и обеспечить координацию действий всех участников при любых видах чрезвычайных ситуаций.

Таблица. Методы защиты и их применимость в образовательной среде

Заключение

Обеспечение безопасности образовательных учреждений – это не разовая мера, а постоянный и системный процесс, требующий внимания всех участников: руководства, персонала, обучающихся, родителей, органов власти и правоохранительных структур. Современные вызовы, от пожаров до террористических угроз, требуют интеграции традиционных методов защиты с инновационными технологиями и эффективным взаимодействием между службами. Приведенные в табл. 1 методы защиты и их применимость в образовательной среде позволяют наметить пути развития инновационных сквозных технологий безопасности.

При этом каждый образовательный объект должен стать пространством, где безопасность воспринимается как неотъемлемая часть учебного процесса, а готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях является навыком, формируемым и поддерживаемым на всех уровнях образования.

Иллюстрация предоставлена автором.

Владимир Балановский
Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, член Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук
 
Ульяна Постникова
Научный сотрудник Института машиноведения имени А.А. Благонравова РАН, к.т.н.
 
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2025

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
 

Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky