Статьи | Secuteck.Ru

Безопасность полетов будущего

Written by Владимир Черток | 10/02/25

О новых угрозах авиации, защите от терактов, культуре безопасности и Глобальном плане ИКАО

Делегация Российской Федерации, возглавляемая руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктором Басаргиным, в декабре 2024 г. приняла участие в Неделе авиационной безопасности и Конференции высокого уровня (руководителей министерств и ведомств, далее – Конференции) по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО, в которую входит 193 государства) в Султанате Оман. В состав делегации входили представители Минтранса России, Ространснадзора и госкорпорации ОрВД. В статье я расскажу об основных итогах этих мероприятий.

В крупнейших мероприятиях по авиационной безопасности приняли участие около 800 делегатов из 76 государств – членов ИКАО. В приветственных словах президента Совета ИКАО, генерального секретаря ИКАО и президента авиационных властей Султаната Оман была отмечена важность глобального сотрудничества для повышения уровня авиационной безопасности в условиях быстро меняющегося мира, подчеркнута необходимость объединения усилий государств в области внедрения инновационных технологий и проактивных подходов при реализации Глобального плана обеспечения авиационной безопасности, стандартов и рекомендуемой практики ИКАО.

О надзоре за обеспечением авиационной безопасности

На пленарном заседании Конференции Виктор Басаргин выступил с докладом об инновационных подходах к государственному надзору за обеспечением авиационной безопасности в Российской Федерации и развитии международного и регионального сотрудничества в этой сфере.

На сессии Недели авиационной безопасности в качестве спикера выступил и ваш покорный слуга – автор этой статьи. Я рассказал об опыте Российской Федерации в подготовке к аудитам комиссиями ИКАО по Универсальной программе проверок по авиационной безопасности государств – членов ИКАО с использованием механизма непрерывного мониторинга.

Основные темы мероприятий по авиационной безопасности

Ключевыми темами обсуждения были:

  • поддержка государствами нового Глобального плана обеспечения авиационной безопасности;
  • принятие Маскатской декларации по авиационной безопасности и авиационной кибербезопасности государствами – членами ИКАО;
  • повышение государственного надзора за обеспечением авиационной безопасности и авиационной кибербезопасности;
  • внедрение искусственного интеллекта для повышения уровня безопасности.

Защита гражданской авиации от терактов, новых рисков и угроз

Целый ряд секций на сессиях Недели авиационной безопасности был посвящен конкретным задачам защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и террористических угроз, как уже от известных типовых угроз, так и от новых видов угроз и рисков.

Например, на секции "Полеты завтра. Повышение авиационной безопасности для устойчивого будущего" обсуждались инновационные подходы в использовании искусственного интеллекта для непрерывного мониторинга угроз и рисков в целях повышения оперативности при принятии решений в сфере контроля и надзора за обеспечением авиационной безопасности на всех объектах авиационной инфраструктуры и на воздушных судах.

При этом обсуждение охватывало не только технические аспекты, связанные с разработкой и внедрением новых, более эффективных технических средств контроля и досмотра, но и изменения в стратегии и практике подготовки персонала всех уровней в авиационной отрасли к работе в условиях повышенных угроз и рисков, включая глобальные или региональные биологические и киберугрозы.

Особое внимание было уделено вопросам планирования и отработки навыков реагирования персонала в случае чрезвычайных ситуаций и разработке эффективных стратегий управления рисками.

Культура безопасности и взаимодействие участников авиационной отрасли

На секции "безопасность – это ответственность каждого" внимание участников было сосредоточено на важности и приоритетных направлениях обеспечения эффективного и устойчивого взаимодействия между различными уровнями авиационной отрасли, от государственных органов регулирования и надзора до бизнес-сообщества.

Обсуждение также коснулось необходимости формирования культуры безопасности на каждом уровне государства и на каждом уровне предприятий, участвующих в обеспечении авиационных перевозок пассажиров и грузов. Было предложено обеспечить повсеместное внедрение регулярных программ обучения и повышения квалификации всего персонала, включая национальных координаторов и национальных инспекторов по авиационной безопасности.

Глобальный план обеспечения авиационной безопасности

В ходе секции "Глобальный план обеспечения авиационной безопасности" состоялось детальное обсуждение шести равнозначимых приоритетных направлений нового Глобального плана обеспечения авиационной безопасности ИКАО:

  1. Улучшение осведомленности о факторах риска и реагирования на них.
  2. Поддержание активной и эффективной культуры безопасности.
  3. Повышение и подчеркивание роли человеческого фактора.
  4. Совершенствование технологических ресурсов и стимулирование инноваций.
  5. Совершенствование надзора и контроля качества.
  6. Расширение сотрудничества и поддержки.

Было отмечено, что достижение государствами целей Глобального плана, связанных с этапами его реализации, будет проверяться в государствах аудиторскими комиссиями ИКАО в рамках универсальной программы проверок государств по авиационной безопасности с использованием механизма непрерывного мониторинга.

Наиболее актуальной и важной для государств остается задача создания и поддержания в рабочем состоянии национального фрагмента глобальной системы авиационной безопасности, основанного на полном внедрении международных стандартов авиационной безопасности ИКАО и эффективном непрерывном государственном контроле и надзоре за обеспечением авиационной безопасности на всех уровнях.

Новые угрозы авиации

На секции "Борьба с новыми угрозами авиации: есть ли путь к более безопасному будущему" участники обсудили практически весь спектр новых угроз, включая кибератаки и биологические угрозы, неправомерное использование беспилотников и уязвимости критически важной информационной инфраструктуры в авиации.

Отмечено единодушное понимание того, что без упреждающего управления рисками, основанного на эффективном государственном контроле и надзоре за авиационной безопасностью, авиационная отрасль может продолжать сталкиваться с серьезными последствиями, примером которых явилась пандемия COVID-19.

Важной темой обсуждения стала необходимость дальнейшего усиления сотрудничества государств в сфере авиационной безопасности в условиях новых угроз и рисков как основы для создания более безопасной авиационной среды на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Изображение от vecstock на Freepik