Состояние науки, технологий и образования в РФ во многом определяет защищенность ее национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в конечном итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности.
Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400) указывает на то, что национальная безопасность обеспечивается путем достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках девяти стратегических национальных приоритетов, в частности "сбережения народа России и развития человеческого потенциала; защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти".
Согласно ФЗ-184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" (ред. от 02.07.2021 г.) "безопасность – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровья граждан, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью…". Закон выделяет 11 основных видов опасностей и содержит указание о существовании других опасностей, общее число которых достигает порядка 100 видов.
Государственные органы и бизнес-сообщество РФ вырабатывают нормативные документы, регламентирующие процесс защищенности от деструктивного воздействия 20 факторов различной природы. Эти факторы можно разбить на пять групп: природные и техногенные, акты незаконного вмешательства1, человеческий фактор, культура безопасности (профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье).
В РФ существует порядка 35 органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в области безопасности.
Одним из направлений обеспечения безопасности согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" является осуществление деятельности в области обеспечения антитеррористической защищенности2 объектов (территорий) и минимизации последствий проявления терроризма субъектами этой деятельности. Деятельность в этой сфере регулируется постановлениями Правительства РФ по отраслям в форме требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Стратегические цели обеспечения национальной безопасности в сфере науки и образования достигаются за счет совместного скоординированного:
Качество инновационного развития национальной экономики определяется образованием, являющимся основой для устойчивого развития, и с помощью мероприятий по безопасности, "снижающих недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровья граждан". В то же время односторонние санкции со стороны недружественных стран именно в отношении образовательных организаций РФ направлены на их системное отставание при переходе на новый технологический уклад. Поэтому необходимость совершенствования государственной инновационной и промышленной политики требует активного противодействия угрозам в сфере образования.
Задачи обеспечения национальной безопасности в сфере образования решаются с помощью:
Программы, на базе которых строится образовательный процесс, освещают различные стороны функционирования инфраструктур4, обеспечивающих все сферы жизнедеятельности в РФ. Поэтому все образовательные программы, без исключения, должны проходить экспертную проверку и профессионально-общественную аккредитацию. Они должны включать в себя соответствующие разделы, отражающие основные понятия и требования по обеспечению национальной безопасности РФ, в зависимости от направленности учебного курса: природной и техногенной безопасности или антропогенной (социальной, общественной, гуманитарной, информационной). В образовательных программах должны учитываться требования федеральных законов и постановлений Правительства РФ, направленных на обеспечение безопасности, защиты от военных и террористических угроз, несанкционированного вторжения, без соблюдения которых будущие специалисты не смогут выполнять работы, подвергающиеся проверкам контрольно-надзорных органов или проходящие государственную экспертизу.
Таким образом, включение требований безопасности в образовательные программы обеспечивает в последующем повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.
При разработке образовательных программ должно учитываться изменение психологии людей, а также возникновение интеллектуального терроризма в мирное время и в мобилизационный период. Они должны способствовать формированию цифровой инструментальной платформы, объединяющей сквозные цифровые технологии и искусственный интеллект, обеспечивать переход к управлению изменениями качества и культуры безопасности для адаптации к перспективным угрозам. Только в этом случае образовательные программы смогут эффективно обеспечивать подготовку специалистов, участвующих в управлении научно-технологическим развитием и трансфером в практику безопасных решений. Образовательные программы должны быть разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 29.12.2022 г.), приказа ФСТЭК № 17 от 11.02.2013 г. "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (в ред. приказов ФСТЭК России № 27 от 15.02.2017 г. и № 106 от 28.05.2019 г.).
Культура и образование являются системообразующими факторами государственности, укрепляющими национальную безопасность РФ.
Именно образование формирует культурную основу всестороннего развития безопасности.
Например, чернобыльская авария показала, что немаловажным элементом безопасности является культура обеспечивающих ее специалистов, которая поддерживает информационные и интеллектуальные процессы, определяет уровень культуры безопасности и ее качество.
В связи с тем, что риски, в том числе военные и террористические, растут, а технологии их парирования не всегда им адекватны, особое внимание при разработке образовательных программ для подготовки специалистов объектов инфраструктуры5 (ОИ), занятых обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности, уделяется поиску "лучших практик" с использованием риск-ориентированных образовательных программ. Программы реализуются с помощью технологических и надзорных аппаратно-программных комплексов, используемых также для создания систем комплексной безопасности ОИ, предусматривающих на конкретном ОИ:
Управление изменениями риск-ориентированной информационной модели конкретного ОИ позволяет добиться высокого уровня качества и культуры безопасности при реализации мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, на соблюдение соответствующих отраслевых постановлений Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…".
Образовательные программы, предназначенные для работников ОИ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности, должны включать специальные модули, применяющие искусственный интеллект, и более полно, по сравнению с другими программами, рассматривающие проблемы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности. Такой подход при повышении квалификации и переподготовке в первую очередь должен коснуться работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в субъекте инфраструктуры6, которым как руководителям его филиалов и их структурных подразделений даются в сжатой форме базовые знания, позволяющие им осуществлять общее руководство в сфере безопасности и проводить анализ эффективности системы защищенности.
Особые требования предъявляются к подготовке работников ОИ, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности на ОИ.
Они должны быть обучены:
Образовательные программы для работников субъекта инфраструктуры, подразделения безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности, включают специальные модули, которые описывают следующие информационные модели ОИ:
Для обучения сил безопасности ОИ используется его цифровой двойник, а эффективным способом обучения является виртуальная прогулка по 3D-модели ОИ в очках виртуальной реальности (VR). Надев их, можно увидеть здания и территорию ОИ, оценить с точки зрения обеспечения безопасности и уязвимости критические элементы, возможные сценарии действий нарушителей, принятые технические решения систем безопасности.
Объективно необходимый и давно уже назревший перевод деятельности ОИ в цифровой формат связан с необходимостью разрешения множества организационных, юридических, технических и других проблем. Социально и экономически значимый эффект мер, предпринимаемых для их разрешения, во многом зависит от той цели, на которую будет направлен вектор развития прикладной сути риск-ориентированных технологий информационного моделирования ОИ.
Эти технологии обладают высоким потенциалом, особенно в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, для достижения более значимых целей, чем цели традиционных технологий. Традиционные технологии вообще не предусматривают возможности обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в условиях новых видов рисков и угроз, в мобилизационных условиях и тем более в условиях, приближенных к военным.
Совершенствование технологий, норм и правил безопасной эксплуатации ОИ повысит спрос на научно обоснованные безопасные решения ОИ, а также на квалифицированных прикладных специалистов в области их разработки, внедрения и практического применения.
Очевиден рост значимости научных исследований и новых профессионально-общественно аккредитованных образовательных программ подготовки специалистов, адаптированных к цифровым форматам их будущей деятельности. Успешность подготовки к работе в новых социально-экономических условиях зависит от возможности овладеть профессиональными знаниями и умениями, которые помогут сориентироваться и найти свое место в жизни. Цели устойчивого развития и прогресс общества основаны на повышении качества образованности и профессиональной квалификации.
В связи с важностью и актуальностью вопросов устойчивого научно-технологического развития и выполнения требований по обеспечению безопасности образования на базе Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ совместно с Российской академией наук сформирована межотраслевая группа для проведения экспертизы и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ на предмет соблюдения требований безопасности.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ на предмет соблюдения требований безопасности позволит, в соответствии с требованиями современной международной обстановки, более полно обеспечить выполнение решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 г. № 483 "О Соглашении о сотрудничестве государств – членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)". Аккредитация и внесение образовательных программ в соответствующий реестр являются также необходимым условием международного сотрудничества в рамках совместных проектов со странами ШОС, БРИКС.
Обобщение результатов внедрения аккредитованных образовательных программ послужит основой для разработки с участием секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, комиссии РАН по техногенной безопасности, Торгово-промышленной палаты РФ, Академии проблем качества Росстандарта государственных и отраслевых нормативных документов и стандартов с учетом обеспечения высокого уровня качества и культуры безопасности.
В заключение необходимо отметить три очевидных обстоятельства:
1 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
2 Антитеррористическая защищенность – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, которое препятствует совершению террористического акта.
3 Например, дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности, согласованных с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
4 Инфраструктура – совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее сферы (военной, транспортной, промышленной, социальной и т.п.).
5 Объекты инфраструктуры входят в комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и обеспечивающих основу функционирования инфраструктуры как системы.
6 Лица, ответственные за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в субъекте инфраструктуры, – это руководители его филиалов и их структурных подразделений, на которых в установленном порядке возложена организация обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на ОИ.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com