Одной из важнейших задач любой компании ТЭК является минимизация экономических и экологических рисков, связанных с эксплуатацией объектов. Для контроля таких рисков нужно проводить постоянный мониторинг, который не так просто обеспечить. Несколько десятков лет он осуществлялся с помощью пеших обходов или пилотируемой авиации. На смену таким подходам пришли БПЛА, которые раньше использовались только для военных целей.
Сегодня сфера применения БПЛА расширилась: их задействуют полицейские и гражданские службы, в том числе для поисково-спасательных работ, управления земельными ресурсами или топографических съемок.
Поскольку, ряд объектов ТЭК характеризуются своей линейностью, протяженностью, а некоторые – и пролеганием под водой, большинство компаний заинтересовано в использовании БПЛА.
БПЛА на объектах ТЭК могут применяться для:
Несмотря на эффективность БПЛА, их использование в компаниях ТЭК либо осуществляется на условиях аренды, либо носит характер опытного внедрения. Это связано с ограничениями в законодательстве, регулирующем правила организации полетов в воздушном пространстве РФ.
Так, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 11.03.2010
г. № 138) предусмотрено, что, как правило1, полеты БПЛА должны осуществляться каждый раз по согласованию с органами обслуживания воздушного движения в разрешительном или уведомительном порядке в зависимости от категории (класса) воздушного пространства.
Важно отметить, что правилами не предусматривается однократное получение разрешения на многократный пролет БПЛА в течение длительного времени по заданному маршруту.
Автоматический регулярный полет БПЛА с фиксированной периодичностью практически неосуществим, тогда как именно такие полеты вдоль линейных объектов дают наиболее ощутимый эффект от их использования.
Применение БПЛА требует постоянного и заблаговременного прохождения процедуры согласования полетов с соответствующими уполномоченными органами.
Многие компании ТЭК не первый год изучают БПЛА как одну из угроз безопасности.
Анализ обстановки вблизи объектов ТЭК показывает появление угроз совершения противоправных действий, в том числе террористической направленности, в отношении таких объектов с применением БПЛА.
Относительная доступность БПЛА и их технические характеристики позволяют осуществлять предварительную разведку легкоуязвимых узлов энергосистем, а затем наносить удары по ключевым элементам (распределительные устройства, коммутационное оборудование, изоляторы, трансформаторы, провода энергосетей) взрывающимися элементами и кинетическим ударом, находясь на безопасном расстоянии.
Возможности применения БПЛА террористическими организациями подтверждают события, произошедшие 14 сентября 2019 г. на объектах нефтяной компании Saudi Агаmсо. В террористическом акте на данных объектах было задействовано 18 БПЛА.
У некоторых компаний ТЭК есть и другой подход к защите от угроз, связанных с БПЛА.
В отношении объектов генерации анализ возможности воздушных атак БПЛА показывает, что для гарантированного выведения из строя критических элементов такого объекта и прекращения его нормального функционирования требуется одновременное воздействие нескольких БПЛА. При этом подрыв заряда взрывчатого вещества необходимо осуществить как можно ближе к целям атаки (речь не идет о БПЛА военного назначения с ракетными установками).
На отдельных объектах ТЭК это выполнить затруднительно, поскольку:
Можно сделать вывод, что воздушные атаки с применением БПЛА гражданского назначения на подобные объекты ТЭК маловероятны в связи с непривлекательностью и сложностью их осуществления.
Для выявления и пресечения угроз от применения БПЛА руководством нашей страны предпринимаются определенные меры.
Закон № 404-ФЗ, подписанный президентом РФ в начале декабря 2019 г., наделил ряд силовых структур полномочиями по пресечению нахождения БПЛА над какими-либо объектами, а также по применению спецтехсредств противодействия БПЛА (ФСИН, ФСБ, Росгвардия, ФСО, полиция).
Объекты ТЭК могут охраняться не только подразделениями таких ведомств, но и ведомственной охраной и частными охранными организациями. При этом и ведомственная охрана, и частные охранные организации указанными полномочиями в отношении БПЛА не были наделены.
Минэнерго России, совместно с компаниями ТЭК, в начале 2020 г. начата работа по комплексному пересмотру законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
В рамках указанной работы мы рассмотрим возможность наделения ведомственной охраны и частных охранных организаций, охраняющих объекты ТЭК, также пресекать нахождение БПЛА и применять спецтехсредства противодействия БПЛА.
Кроме того, мы планируем ужесточить требования к частным охранным организациям, которые вправе охранять объекты ТЭК отдельных категорий опасности.
Указанный подход предлагается реализовать в акте Правительства РФ путем установления к частным охранным организациям специальных требований, которым они должны будут соответствовать, чтобы обеспечивать охрану отдельных объектов ТЭК.
В целях расширения использования компаниями ТЭК БПЛА в своей деятельности также целесообразно проработать вопрос о предоставлении юридическим лицам возможности получения разрешения на многократные полеты беспилотных воздушных судов по заданному маршруту в пределах выделенных опытных районов или охранной зоны линейных объектов и с фиксированной максимальной высотой полета, например не более 50 м (высота опоры 220 кВ составляет порядка 30 м, высота опоры 110 кВ – 17–20 м), на длительный срок (не менее одного года).
---------------------
1 Такие ограничения не применяются в случае выполнения визуальных полетов БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 м от земной или водной поверхности:
а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране";
б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.