Возможности, открываемые с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в самых различных областях, и повсеместная доступность вызвали бум их производства и внедрения. Военное дело и безопасность, связь и информатизация, логистика, мониторинг, сфера услуг и развлечений – далеко не полный перечень тех задач, которые сегодня возлагаются на БПЛА. В этой статье мы постараемся оценить степень угроз общественной безопасности со стороны БПЛА в наиболее сложных условиях мегаполиса и меры по противодействию таким угрозам. Для этого надо четко понимать, как эти угрозы связаны с техническими особенностям БПЛА и возможной тактикой их применения в городских условиях.
По оценкам J’son & Partners Consulting, мировой рынок БПЛА в 2017 г. составил 7,8 млрд долларов и продолжает активно расти (причем намного более быстрыми темпами в количественном, чем в стоимостном отношении). Основным драйвером этого сегмента являются потребительские БПЛА (84%), на коммерческие БПЛА приходятся 15% и всего 0,5% – на военные беспилотники. Связано это с тем, что стоимость военных БПЛА в среднем в 200 раз выше, чем аналогичных дронов для гражданских нужд1 .
Как и большинство новых технологий, БПЛА первоначально начали внедряться в военной сфере. Здесь они получили наибольшее развитие как средства разведки и наблюдения, связи и ретрансляции, постановки радиоэлектронных помех и нанесения ракетно-огневых ударов. Однако возможность выполнения этих задач никуда не исчезает и для большинства "невоенных" БПЛА.
По информации Ространснадзора, с начала 2019 г. было выявлено 216 нарушений воздушного пространства с применением БПЛА2, 3.
Если учесть масштаб распространения БПЛА в нашей стране, то нетрудно представить и степень потенциальных угроз, которые они несут для общественной безопасности, особенно в крупных городах с их сложной инфраструктурой и высокой концентрацией мест массового пребывания людей.
Продажи дронов в России за 2018 г. составили 160 тыс. штук, что на 70% больше, чем годом ранее. Наиболее популярными стали бюджетные беспилотники стоимостью до 7 тыс. рублей.
Начальник управления безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров сообщил журналистам (ТАСС от 30 ноября 2019 г.), что сейчас в стране насчитывается порядка 500 тыс. беспилотных летательных аппаратов. Речь идет о беспилотниках массой от 0,25 до 30 кг4.
В нормативных документах и другой литературе сегодня содержится огромное количество определений, что же такое БПЛА. Если их обобщить, то получится приблизительно следующее: это авиационное техническое средство, не имеющее на борту человека-пилота, как правило многоразового применения, способное целенаправленно перемещаться по воздуху с помощью бортовых двигательных установок для выполнения различных функций в автономном режиме (благодаря собственной управляющей программе) или посредством дистанционного управления (осуществляемого человеком-оператором с пульта управления).
Из этого следует, что к БПЛА не относятся никакие пилотируемые человеком летательные аппараты, а также ракеты, снаряды, бомбы (независимо от того, управляемые они или нет), аэростаты без двигателей и другие безмоторные летательные аппараты (планеры, дельтапланы, парапланы и т.д.).
Подходы к классификации БПЛА тоже весьма разнятся. Вот лишь некоторые из них:
Кроме того, следует учитывать, что для обеспечения полета БПЛА необходим не только сам летательный аппарат, но и соответствующая инфраструктура (транспортно-пусковое устройство, средства связи и навигации, наземный пункт управления и др.). Это еще больше расширяет основания для классификации и дает возможность говорить уже о беспилотном авиационном комплексе или системе.
Главные отличительные признаки БПЛА – это "беспилотность" и возможность многоразового и многофункционального применения.
Отсутствие пилота позволяет заложить в БПЛА те технические и тактические качества, которые ограничиваются физическими и психологическими свойствами человека. Среди них можно выделить:
Не менее важными признаками, чем "беспилотность", являются многоразовость и многофункциональность. Один и тот же БПЛА путем конструктивных изменений может использоваться для выполнения самых разных задач.
Известно, что сегодня ведутся работы по созданию роботизированных сетей БПЛА с распределенными функциями, построенных на принципах так называемого роевого интеллекта и способных к самоорганизации в процессе выполнения задач5.
И вот все эти потенциальные возможности в той или иной мере заложены в дроны, более 500 тыс. штук которых находятся "на руках". Как эти "руки" могут ими распорядиться и к каким последствиям это может привести?
Что может подвигнуть злоумышленника использовать беспилотник для совершения преступления? Назовем лишь некоторые причины:
Эти причины, выступающие как провоцирующие для проведения противоправных акций самого разного характера (от неумышленных и элементарно хулиганских до террористических или диверсионных), значительно расширяют спектр угроз общественной безопасности, их возможный масштаб и последствия и определяют способы осуществления преступлений.
Перечень возможных угроз представлен в табл. 1 и, конечно, ими не исчерпывается.
Способы применения БПЛА в городе будут определяться возложенными на них задачами и особенностями района (места) их выполнения, тактико-техническими характеристиками летательных аппаратов и системы управления ими, а также характером принятых мер предупреждения и противодействия таким угрозам.
В каждом случае такие способы могут различаться набором конкретных тактических приемов (табл. 2). Их комбинация и составит содержание выбранного злоумышленниками способа действий.
Можно предположить, что по мере дальнейшей интеллектуализации дронов при определении способов их применения речь будет идти также о возможности маневра и уклонения от специальных боеприпасов или других средств уничтожения и создания сложной помеховой обстановки в районе выполнения задачи. Не исключено использование и роботизированных сетей БПЛА.
Таким образом, способы применения БПЛА против общественной безопасности могут быть весьма различны, иметь сложный и непредсказуемый характер.
Логика развития средств нападения и защиты всегда такова, что вначале появляются средства нападения и лишь затем, иногда через довольно значительный промежуток времени, удается противопоставить новой угрозе средства защиты.
Специалисты в военной области давно работают над системами и мерами противодействия БПЛА для целей военной безопасности. Однако взятые отдельно друг от друга в большинстве своем эти средства неэффективны в городских условиях или не могут быть применены по санитарным и иным ограничениям. Их плюсы и минусы, в особенности средств обнаружения дронов, достаточно профессионально рассмотрены в статье Дениса Грознова "Дроны и системы охраны: ПВО в миниатюре", опубликованной в журнале "Системы безопасности" № 5/2019 (стр. 62–63)6.
Возникает вопрос: можно ли при существующей системе обеспечения общественной безопасности имеющимися на вооружении органов правопорядка силами и средствами обеспечить защиту объектов гражданской инфраструктуры и людей в местах массового пребывания от всех возможных угроз, связанных с применением БПЛА? Безусловно, нет!
Это невозможно, даже если сосредоточить на прикрытии таких объектов все существующие в стране силы и средства противовоздушной обороны. И не потому, что их недостаточно. Просто они и не предназначены для решения этих задач.
Поэтому совершенно неверны рассуждения о том, что борьба с БПЛА – дело только военных. Какой же выход из сложившегося положения?
Попытаемся тезисно изложить свою точку зрения.
Однако только эти меры, конечно, не остановят террористов.
Создание городской системы противодействия противоправному применению БПЛА необходимо строить с учетом рассмотренных выше характеристик и особенностей использования БПЛА, отечественного и зарубежного опыта организации противовоздушной обороны объектов, существующего и перспективного уровня технологических разработок в данной области. При этом следует руководствоваться следующими требованиями:
Один из законов Мерфи гласит: "Если какая–нибудь неприятность может произойти, она случится"8. Не хотелось бы фантазировать по этому поводу применительно к сегодняшней теме. И к сожалению, это не тот случай, когда предупрежден – значит вооружен. Однако наша задача как раз состояла в том, чтобы показать масштаб проблемы безопасности мегаполиса в условиях появления все новых технологических угроз, каковыми, бесспорно, являются БПЛА, и тем самым сфокусировать внимание аудитории, экспертов в области безопасности и должностных лиц на этих проблемах и пригласить к их обсуждению на страницах журнала.
----------------------------------------
Андрей Демидюк
Научный руководитель ООО "Рубеж-Инжиниринг", действительный член Академии военных наук, профессор, д.в.н.
Андрей Фомин
Начальник научно-технического центра, главный конструктор ООО "Рубеж-Инжиниринг"