Статьи | Secuteck.Ru

Импортозамещение ИТ-инфраструктуры: как не свернуть не туда

Written by Олег Абанкин | 08/10/25

Компании сталкиваются с трудностями при импортозамещении из-за типичных ошибок. Автор, опираясь на 15-летний опыт в ИТ и ИБ, выделяет четыре распространенные проблемы, мешающие успешному переходу на отечественные решения, и дает рекомендации, как сделать процесс импортозамещения зрелым и безопасным.

Статистика CNews по итогам 2024 г. неутешительна: лишь 25% ИТ-инфраструктуры замещено российскими решениями. Даже в государственном секторе, где действуют прямые регуляторные предписания, показатель не превышает 45%. Это далеко от желаемых 80–90%.

Реальность 2024 года: импортозамещение есть, но его мало

Портфель проектов intact подтверждает этот тренд: в 2023 г. – 33 проекта импортозамещения, в 2024-м – 39. И даже в этих проектах зачастую применяются гибридные схемы: отечественное железо + зарубежное ПО или наоборот.

Почему компании буксуют на этом пути? Какие риски мешают? И как реализовать импортозамещение так, чтобы не ослабить, а укрепить безопасность? Чтобы приблизиться к ответам, разберем типовые просчеты, которые компании допускают на пути импортозамещения. На основании своего пятнадцатилетнего опыта в ИТ и ИБ на российском рынке я собрал четыре ситуации, которые отдаляют компании от импортозамещения.

Просчет № 1: "ждать у моря параллельного импорта"

Многие компании до сих пор делают ставку на параллельный импорт, откладывая переход на российские технологии. Это краткосрочное решение с высоким уровнем риска:

  1. Непредсказуемая логистика и санкционные ограничения. Пример 2024 г.: санкции заморозили платежи в Китай – на месяц встали поставки, случились просрочки в проектах, были сорваны проекты тех компаний, которые ожидали поставки оборудования.
  2. Отсутствие техподдержки от вендора. Интеграторы стараются восполнить разрыв, но это повышает нагрузку на специалистов конечных заказчиков и увеличивает TCO.
  3. Нарушение нормативных документов. Указ Президента РФ № 250 требует от организаций с КИИ перейти на отечественные ИБ-решения до 1 января 2025 г. По прошествии объявленного срока уже 59% компаний признают, что не успевают.

Вывод: откладывание вопроса импортозамещения будет лишь увеличивать риски компании, особенно в области информационной безопасности, где игнорирование требований чревато не просто убытками, а прямыми правовыми последствиями.

При этом не будет рационально "с завтрашнего дня" начать замену всех решений. Это приведет к деградации ИТ-сервисов и неконтролируемому росту затрат. Лучшим решением будет идти шаг за шагом по пути импортозамещения, внимательно и скрупулезно анализируя каждый продукт и принимая в каждом случае решение о том, выполнять ли замещение.

Особенности параллельного импорта

Просчет № 2: завышенные технологические ожидания

Многие ИТ-директора, начинающие импортозамещение, надеются воспроизвести замещаемую систему. Привыкнув к широкому набору функций, бесшовной интеграции и другим продвинутым возможностям, компании ожидают, что при переходе на отечественное решение они получат все то же самое, а иногда и больше. Еще большая иллюзия – ожидание расширения возможностей системы при импортозамещении.

Однако реальность в 2025 г. такова, что большинство российских ИТ-продуктов – это продукты первого или второго цикла зрелости, находящиеся на этапе активной доработки.

Ключевая ошибка здесь – это "обводить по контуру" западный продукт. То есть сравнивать его и отечественный аналог по сотням функций в Excel и ждать полного соответствия. На практике даже 50% критичного функционала – это уже успех, особенно если решение:

  • стабильно работает в базовых сценариях;
  • не ведет к росту инцидентов;
  • не требует сверхусилий на сопровождение.

Рекомендация – сконцентрироваться на ключевых функциях, которые критичны для бизнеса и безопасности. Остальное – наращивать эволюционно, совместно с вендором.

Просчет № 3: иллюзия "российского 365"

Последние годы мы можем наблюдать общемировой тренд – это создание платформ. Производители постепенно отказываются от отдельных систем и объединяют их в платформы с широким набором сервисов. Самый яркий пример – Microsoft Office 365. Это решение "из коробки" дает сразу множество сервисов: мессенджер, почту, видеоконференции, систему управления процессами, хранилище и т.д.

Многие российские производители также идут в ногу с этим трендом, создавая экосистему продуктов, часто добавляя приписку 365 к своему продукту. Но поскольку времени с момента активного импортозамещения прошло немного, такой подход часто выражается в том, что только ядро платформы стабильно, все остальное – в стадии активной разработки.

Более реальный путь на текущий момент – это "лоскутная архитектура", где каждый компонент системы (сеть, почта, видеоконференции, средства защиты, СУБД и т.д.) подбирается по отдельности, с учетом зрелости и совместимости. В каждой функциональной нише присутствует свой наиболее зрелый игрок, и часто это разные вендоры. Но нужно не забывать, что такой путь требует большей гибкости от архитекторов решений, а также инвестиций в интеграцию систем.

Платформенная инфраструктура

Лоскутная инфраструктура

Просчет № 4: технику купили, а люди не готовы

Другая важнейшая угроза импортозамещению – кадры. 

Пример: VMware использовали 90% инфраструктур в РФ. По данным hh.ru, специалистов, указавших VMware в резюме, 85 тыс. А вот тех, кто знает Linux + oVirt + надстройки российского вендора, только 1 тыс. Это разница в 85 раз, и она напрямую влияет на эксплуатационные риски.

Инфраструктура, особенно ИБ-сегмент, требует специалистов нового профиля. Переход, например, с Windows на Linux без переподготовки приводит к снижению SLA, росту инцидентов, деградации сервисов.

Для того чтобы преодолеть эту проблему, требуется задуматься как об обучении имеющейся команды системных администраторов, так и о ее расширении. Зачастую для эксплуатации решений требуется существенно больше ресурсов, особенно если учитывать сказанное в предыдущем разделе, где мы пришли к высокому разнообразию решений в инфраструктуре.

И конечно, нужно не забывать про пользователей. Можете себе представить, какой стресс они испытают, когда "в один понедельник" вместо привычного Windows на их рабочих компьютерах будет Linux?

Четыре рекомендации для зрелого и безопасного перехода на отечественные решения

1. Выделенный проектный офис

Импортозамещение не "побочная задача". Это отдельный портфель проектов, требующий системного подхода в организации и управлении. И для реализации такого портфеля требуются выделенные люди и наличие в команде как минимум роли менеджера портфеля проектов и архитектора систем.

2. Внешний консалтинг и пилоты

Сегодня на рынке 30+ вендоров систем виртуализации, 40+ производителей межсетевых экранов. Даже опытной внутренней команде затруднительно провести полноценный сравнительный анализ десятков вендоров. Выбор "по симпатии" или "по цене" – риск. Для более безопасного выбора нужны:

  • технический аудит;
  • функциональное сравнение;
  • технико-экономическое обоснование;
  • пилотное внедрение.

Только так можно избежать внедрения недоработанных или несовместимых решений. Такой объем аналитической работы компания, конечно, может выполнить сама, но это потребует существенных ресурсов. Альтернативой будет разделение работы: общую рамку и методологию отразить в ТЗ силами внутренней команды, а рутинное написание документов, пилотирование, сравнение передать подрядчику.

3. Приоритет – безопасность

Начинать импортозамещение нужно с ИБ-сегмента. Этот сегмент находится под наибольшим давлением нормативных документов и требований со стороны государства. В то же время решения в области ИБ зависят от аналитики и сигнатур, поставляемых производителями; ушедшие вендоры перестали адаптировать свои обновления и сигнатуры к ландшафту киберугроз России. Решения в области ИБ на российском рынке существенно более зрелые, чем многие ИТ-решения. Это позволяет для многих классов систем выполнить импортозамещение без потери качества их работы.

4. Никаких внедрений без пилота

Не существует "надежных" решений без проверки в реальной среде. Даже самые известные и громкие в информационном пространстве решения требуют адаптации под инфраструктуру. Пилот – обязательный этап, который помогает расставить все на свои места, отделить маркетинг от реальных возможностей.

Заключение

Импортозамещение – это не просто про технологии. Это про ответственность за бизнес-процессы, за пользователей, за соответствие закону, за устойчивость в условиях неопределенности. Заменить можно почти всё. Главное – сделать это осознанно и безопасно.

Иллюстрации предоставлены автором.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2025

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky