В послании Федеральному собранию 2021 г. президент РФ Владимир Путин сказал, что сбережение народа России является высшим национальным интересом. Известно, что инциденты на автомобильных дорогах в нашей стране ежегодно уносят множество жизней, поэтому обеспечение безопасности дорожного движения имеет огромное значение для повышения уровня безопасности жизни населения в целом.
Одной из основных задач по достижению целей государственной политики в сфере сбережения народа России является создание комфортной среды для проживания во всех населенных пунктах, развитие их транспортной инфраструктуры. С целью повышения уровня безопасности на автомобильных дорогах общего пользования руководство ГИБДД России поставило перед ведущими производителями информационных систем и оборудования такую задачу: для обеспечения безопасности дорожного движения создать мобильный комплекс, способный оказать техническую поддержку патрулям ДПС. Это объясняется тем, что применение автоматических средств контроля безопасности дорожного движения становится все более актуальным в силу следующих причин:
Современные средства контроля безопасности дорожного движения включают автоматизированные и интеллектуальные комплексы и системы:
Такие инструменты предназначены для обеспечения контроля за дорожным движением с возможностью фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. Фиксация нарушений может осуществляться двух автоматических режимах:
Аналогично, в отношении выявления ТС или лиц, находящихся в розыске:
Современные комплексы контроля безопасности дорожного движения обладают еще одной новой особенностью – способностью радарным методом измерять скорость движения ТС, находясь в движении. Они выполняют в автоматическом режиме функции:
Определение текущих значений времени и координат основано на получении значений времени национальной шкалы координированного времени UTC(SU) и значений координат от приемника глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
В работе комплекса можно выделить функциональные подсистемы:
Она включает программу видеонаблюдения, которая помогает подключить видеокамеры обзорного видеонаблюдения, обеспечивающие обзор окружающего пространства на все 360 град. Подсистема может работать в онлайн-режиме трансляции видео в центр либо записывать видео на носители комплекса с последующей передачей в центр оператором.
Включает в себя программу контроля скоростного режима, которая может обеспечить функции:
Передача материалов о нарушениях ПДД в центр осуществляется в онлайн-режиме при условии наличия канала связи. В случае отсутствия такового материалы сохраняются на носителях комплекса и передаются в центр при восстановлении связи.
Включает программу распознавания государственных регистрационных знаков (ГРЗ), которая может обеспечивать функции:
Включает программу видеонаблюдения с распознаванием лиц, которая может обеспечивать функции:
Включает программу распознавания ГРЗ и фиксации нарушений правил остановки и стоянки, которая обеспечивает функции:
Комплекс состоит из основного блока, расположенного в сигнальной громкоговорящей установке, и управляющего блока в салоне патрульного автомобиля.
Основной блок представляет собой светосигнальную громкоговорящую установку (световую балку) в светодиодном исполнении с режимом работы: только вперед на 180 град.; только назад на 180 град.; вперед и назад на 360 град. Громкоговорящая установка размещается в подкапотном пространстве автомобиля. В основном блоке размещены:
Балка устанавливается штатным образом на патрульный автомобиль ДПС (рис. 1).
Рис. 1. Общий вид световой балки
Размещение оборудования в световой балке показано на рис. 2.
Рис. 2. Расположение оборудования в световой балке
Управляющий блок построен на основе персонального компьютера, адаптированного для использования в автомобиле и установленного в багажнике с системой дополнительного питания. Он включает средства управления комплексом – монитор, устанавливаемый на передней панели, и программу управления комплексом, интегрирующую работу подсистем комплекса.
Управление подсистемами в разных окнах монитора показано на рис. 3.
Рис. 3. Управление АРМ
Примеры результатов работы комплекса показаны на рис. 4 (измерение скорости), рис. 5 (фиксация проезда ТС), рис. 6 (розыск транспортного средства).
Рис. 4. Измерение скорости
Рис. 5. Фиксация проезда ТС
Применение интеллектуальной патрульной системы и выполнение основного комплекса работ по идентификации ТС и нарушителей в автоматизированном режиме значительно повышают объективность получения доказательной базы. Интегрирование автоматизированного рабочего места инспектора ДПС в систему безопасности города и региона значительно ускоряет процесс пресечения правонарушений. Создание единой сквозной системы позволит автоматизировать взаимодействие оперативных служб, контролировать международных и междугородних перевозчиков, чтобы понимать, как передвигаются люди и автомобили, а также выявлять злостных нарушителей, находить транспорт в розыске, в частности тот, который в своих целях могут использовать преступники.