Об экспертизе проектной документации в части мероприятий по обеспечению пожарной безопасности с учетом развития нормативной базы читайте в статье Игоря Костерина, главного специалиста отдела экспертизы пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России.
В 2024 г. вступили в силу ключевые изменения, касающиеся проведения экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Так, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", действующими с 1 сентября 2024 г., пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Анализ оснований необходимости разработки СТУ показывает, что не существует четкой границы, разделяющей понятия "отступление от требований нормативных документов" и "отсутствие нормативных требований к проектированию", так как основаниями для разработки СТУ часто являются именно отступления от требований нормативных документов, для которых в явном виде отсутствуют способы обоснования возможности реализации.
Кроме этого, требования к проектным решениям, разработанные в виде допущений (отступлений от нормативных требований), часто не содержат компенсирующие мероприятия, обосновывающие возможность реализации таких допущений (отступлений), а расчеты пожарного риска, выполненные в составе СТУ, содержат некорректные исходные данные, в связи с чем на этапе экспертизы проектной документации расчет корректируется.
Одним из проблемных вопросов является несоответствие проектной документации требованиям СТУ ввиду фактической невозможности выполнить эти требования из-за недостаточной проработки их содержания на этапе согласования, что приводит к необоснованному увеличению сроков экспертизы ввиду необходимости внесения изменений в ранее согласованные СТУ, возникновению рисков выдачи отрицательного заключения.
Таким образом, с учетом прецедентов по неоднократному согласованию аналогичных проектных решений по объектам, необходимо усиливать работу именно в части актуализации нормативных требований для возможности использования таких решений при проектировании без необходимости разработки и последующего согласования СТУ путем качественного анализа правоприменительной практики, организации систематической деятельности по разработке расчетных способов обоснования проектных решений в развитие п. 5 ч. 1, ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Направлением дальнейшего развития системы технического регулирования в области пожарной безопасности следует выбрать путь совершенствования расчетных способов обоснования проектных решений (проведение НИОКР, испытаний, исследований и т.п.), актуализации нормативных документов с учетом ранее согласованных решений. При таком подходе проектировщик будет иметь полный набор инструментов для разработки проектной документации.
Особенно это стало актуально в связи с упразднением с 1 января 2025 г. возможности сверхнормативного продления сроков государственной экспертизы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 № 1967 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 года № 579".
Минстрой России совместно с МЧС России проводят значительную работу по выявлению и устранению противоречий, в том числе дублирования нормативных документов, принятых в развитие Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky