Ключевым направлением дальнейшего повышения качества и эффективности управленческой деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения становится информатизация процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций (антикризисного управления).
Как подчеркнуто в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, "информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка".
В перечень основных задач Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2018 г. № 1065, включено "обеспечение безопасности жизнедеятельности за счет активного внедрения информационных технологий".
В целях реализации защиты от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности и безопасности среды обитания на территории Российской Федерации функционирует большое число различных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем.1, 2
Такие системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (СОБЖ), кроме взаимного сопряжения, должны взаимодействовать с автоматизированными системами в смежных областях государственного и муниципального управления (рис. 1), в которых формируется вся необходимая первичная информация о транспортных, энергетических, социальных и других объектах, подлежащих защите от возникающих угроз.
Финансирование этих систем из различных источников достаточно часто приводит к недостаточной взаимной согласованности их проектной документации и планов создания (развития), дублированию функций и задач, сложностям обеспечения межсистемного, межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия, снижению оперативности и эффективности их совместного согласованного использования в процессах антикризисного управления.
В конечном счете такая "лоскутная" информатизация процессов антикризисного управления приводит к неэффективному использованию выделяемых финансовых средств из консолидированного бюджета и не способствует дальнейшему смягчению возможных негативных социально-экономических и политических последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций, ожидаемому органами государственной власти и местного самоуправления.
Назревшая цифровая трансформация СОБЖ, начатая на местном уровне в рамках проекта "Безопасный город"2, должна предусматривать комплексную, сквозную и "бесшовную" цифровизацию процессов антикризисного управления, в том числе:
Таким образом, основным результатом цифровой трансформации СОБЖ должно стать формирование единой цифровой экосистемы комплексной безопасности как важнейшей составной части общей экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, обеспечивающей устойчивость социально-экономического развития страны.
Необходимость создания специализированной цифровой экосистемы комплексной безопасности обусловлена существенно более жесткими требованиями, предъявляемыми к оперативности, устойчивости и информационной безопасности СОБЖ, в сравнении с аналогичными требованиями к информационным системам в других областях государственного и муниципального управления.
Возможность цифровой трансформации СОБЖ определяется следующими глобальными трендами:
Во исполнение Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. основными целями цифровой трансформации СОБЖ должно являться обеспечение следующих национальных интересов:
Обеспечение безопасности жизнедеятельности входит главным образом в полномочия органов государственной власти, а не местного самоуправления.
Однако включение муниципальных и объектовых СОБЖ в единую цифровую экосистему комплексной безопасности позволит не только получать на вышестоящих уровнях необходимые им исходные данные, но и эффективно использовать информационно-вычислительные ресурсы федеральных и региональных систем на местном уровне, исключить ненужное дублирование функций и задач, существенно снизить совокупные расходы консолидированного бюджета на обеспечение безопасности.
Вместе с тем в целях эффективного сопряжения федеральной, региональных и муниципальных цифровых платформ и формирования единого информационного пространства комплексной безопасности представляется целесообразным создание по взаимно согласованным требованиям типовых региональной и муниципальной платформ. Как минимум здесь будет необходима разработка типовых регламентов и протоколов обмена данными, прогнозных моделей, сценариев реагирования и т.д. Такие типовые наработки должны достаточно легко адаптироваться к специфическим особенностям субъектов РФ и муниципальных образований.
Важной предпосылкой для успешной реализации этого подхода могло бы стать обеспечение его финансирования из одного источника (федерального бюджета).
При разработке цифровых платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности целесообразно в полной мере использовать возможности базовых инфраструктурных цифровых платформ и "сквозных" технологий, создаваемых в рамках программы "Цифровая экономика" (таких, как Интернет вещей, большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра и др.).
Именно такой модульный подход позволит существенно ускорить разработку новых сервисов обеспечения безопасности жизнедеятельности и соответствующего отечественного прикладного программного обеспечения.
В 2018 г. заместителем председателя Государственной Думы Ириной Яровой были подготовлены и направлены в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти предложения о создании Единой унифицированной системы комплексной безопасности (ЕУСКБ).
С позиций системного подхода архитектура общегосударственной территориально распределенной информационной системы, каковой будет являться ЕУСКБ, должна строиться по принципу "матрешки" и включать в себя структурные подсистемы регионального уровня, которые в свою очередь формируются из муниципальных звеньев.
ЕУСКБ с использованием соответствующих цифровых платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности вертикально и горизонтально интегрирует основные ее сегменты (рис. 2).
Каждый сегмент ЕУСКБ будет представлять собой совокупность СОБЖ, сопряженных друг с другом на рассматриваемом уровне управления посредством соответствующей цифровой платформы, и через эту платформу сопрягаться с вышестоящими и нижестоящими платформами и сегментами, а также со смежными цифровыми платформами государственного и муниципального управления (рис. 3).
При этом под аппаратно-программным комплексом (АПК) "Безопасный город" понимается совокупность:
Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН), в свою очередь, представляет собой территориально распределенную интегрированную автоматизированную информационно-управляющую систему, созданную органами государственной власти субъекта Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Она включает в себя региональную информационно-коммуникационную инфраструктуру и сопрягаемые с использованием этой инфраструктуры автоматизированные системы региональных органов исполнительной власти, соответствующих территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающие на территории субъекта Российской Федерации задачи антикризисного управления в сферах обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
___________________________________________
1 Качанов С., Попов А. Цифровая платформа как основа повышения уровня безопасности // "Системы безопасности". – 2018. – № 3. – С. 24–27.
2 Попов А. Экосистема безопасности в современных цифровых городах // Системы безопасности. – 2018. – № 5. – С. 49–51.
3 В соответствии с терминологией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" под цифровой платформой понимается основанная на совокупности информационных технологий, продуктов и услуг система организации электронного взаимодействия субъектов (производителей и потребителей услуг), открытая для присоединения новых субъектов и позволяющая субъектам создавать собственные продукты и услуги и в дальнейшем предоставлять их с использованием платформы.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2019
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky