Проектирование противопожарной защиты уникальных и сложных объектов нередко требует применения нестандартных решений и зачастую происходит за пределами существующих нормативных требований. Это напрямую связано с нормативной базой, на которую инженеры могут опираться, потому актуальным является совершенствование законодательства и нормативной базы в этой сфере и их актуализация с учетом современных материалов и технологий. Кроме того, долгие годы остро стояла проблема с наличием двойного регулирования в области обеспечения пожарной безопасности при проектировании и строительстве объектов – со стороны МЧС России и Минстроя России. Сегодня значительную часть нормативных коллизий в этой сфере удалось снять.
Прошлый год и начало 2024 г. выдались достаточно плодотворными: принят и вступил в действие ряд нормативных документов в области пожарной безопасности и строительства, в том числе давно ожидаемых. Внесены изменения в нормативные документы по пожарной безопасности, основанные на решениях, ранее принятых в рамках специальных технических условий (СТУ). Подготовлен пул проектов нормативных документов, принятие которых ожидается в текущем году. По линии МЧС России хотелось бы отметить следующие нововведения.
ФЗ-276 от 14.07.2022 г. говорит о внесении изменений в ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Закон принят в 2022 г., но его активная апробация пришлась как раз на 2023 г., и по настоящее время мы продолжаем получать изменения в нормативные документы (СП) по итогам внесенных в ФЗ-123 изменений.
Напомню, что законом уточнен перечень документов, относящихся к нормативным документам по пожарной безопасности (ст. 4, ч. 3):
Уточнен также перечень условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
Ч. 1 ст. 6 гласит: "Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и включающих в себя комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, согласованном в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с ч. 7 настоящей статьи".
Таким образом, законодатель расширил перечень условий подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Введены новые формы – специальные технические условия (СТУ), стандарты организаций (СТО), результаты исследований, расчетов и (или) испытаний.
При этом СТУ и СТО отнесены к нормативным документам по пожарной безопасности. Эти нововведения, безусловно, расширят возможности для нестандартного проектирования.
ФЗ-370 от 24.09.2022 г. внесены изменения в ст. 24 и ст. 37 Федерального закона ФЗ-69 "О пожарной безопасности". Указанные требования вступают в силу с 1 марта 2025 г.
Законом установлены требования к квалификации лиц, привлекаемых к выполнению работ в области пожарной безопасности и ответственных за пожарную безопасность на объекте:
Вступил в силу с 1 сентября 2023 г.
Новая методика определения расчетных величин пожарного риска для зданий, сооружений и пожарных отсеков распространяется на жилые и общественные здания классов пожарной опасности Ф1–Ф4, класса Ф5 – в части стоянок легковых машин без техобслуживания и ремонта, а также помещений класса Ф5 (кроме категорий А и Б) в составе зданий классов Ф1–Ф4.
Установлены основные расчетные зависимости. Приведены правила расчета индивидуального риска и разработки дополнительных противопожарных мероприятий.
Вводится взамен методики, утвержденной приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.
Вступил в силу с 01.01.2024 г.
Общие требования:
Жилые здания:
Общественные здания – объекты классов функциональной пожарной опасности Ф.1.2, Ф2, Ф3, Ф4:
1. Добавлены требования к эвакуации с антресолей:
2. Добавлены требования к размещению детских игровых зон и эвакуации из них:
3. Исключен подраздел 7.11. "Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани".
Здания школ:
Требования к пожаробезопасным зонам (дополнено):
Вступил в силу с 01.03.2024 г.
С принятием изменений в СП 8 существенно сократится количество СТУ, так как отсутствие норм на наружное противопожарное водоснабжение часто являлось основанием разработки СТУ для крупных объектов.
Приказ Росстандарта от 13 февраля 2023 г. № 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вступил в действие с 13 февраля 2023 г. Одновременно отменен приказ Росстандарта от 14.07.2020 г. № 1190.
Новый перечень включает в себя 145 документов (ранее было 252), теперь ГОСТы и СП сгруппированы по разделам:
Хотелось бы отметить ряд проектов нормативных документов МЧС России, которые планируется принять в ближайшее время.
1. Проект приказа МЧС России "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги "Регистрация деклараций пожарной безопасности".
Проект регламента существенно отличается от действующего административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 16.03.2020 г. № 171, в нем предусмотрено девять вариантов предоставления государственной услуги по регистрации деклараций пожарной безопасности в зависимости от признаков заявителя, определяемых путем его профилирования. Кроме того, изменены сроки и результаты предоставления.
2. Проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска", утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. № 2081.
Заявление об аттестации, документы и сведения, представляемые в территориальный орган, можно будет подписать в том числе простой электронной подписью (сейчас – усиленной неквалифицированной). Территориальный орган рассматривает данное заявление, документы и сведения в течение двух рабочих дней (сейчас – трех).
3. Проект изменения № 2 СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты". Основание для разработки – необходимость гармонизации с СП Минстроя России, учет обращений и предложений профессионального сообщества.
Проект изменения № 2 СП 2.13130.2020 содержит корректировки и дополнения в части:
4. Проект изменения № 5 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" содержит:
5. Проект СП "Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности" разработан в поддержку Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и соответствует положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ О техническом регулировании".
Структура СП:
6. Проект изменений № 2 СП1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" содержит требования:
7. Проект нового СП 3.13130 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Требования пожарной безопасности" является полностью новым нормативным документом.
Цель обновления (пересмотра) – дальнейшее развитие положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в том числе ст. 51–54, 83–84 в части требований к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
Основные задачи пересмотра действующего СП 3.13130.2009:
8. Проект СП "Порядок оформления специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности". Целесообразность разработки настоящего свода правил обусловлена необходимостью обеспечения единообразия и унификации содержания единой формы специальных технических условий (СТУ).
Структура СП:
Минстрой России провел кардинальные изменения в ФЗ-384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
1. Принят Федеральный закон от 25.12.2023 г. № 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вступает в силу 01.09.2024 г.
Ч. 2 ст. 5 изложена в новой редакции: "Безопасность зданий, сооружений… обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона".
Важно отметить: СТУ как одно из условий соответствия безопасности объекта исключены.
Ст. 6. изложена в следующей редакции: "Документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, являются:
1) национальные стандарты Российской Федерации (далее – национальные стандарты) и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);
2) международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
3) стандарты организаций;
4) результаты применения предусмотренных ч. 6 ст. 15 настоящего Федерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации". СТУ исключены!
Ст. 8. "Требования пожарной безопасности" изложена в следующей редакции: "Пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Из регламента исключаются иные требования пожарной безопасности, теперь это компетенция ФЗ-123!
В связи с этим требования пожарной безопасности, ранее содержащиеся в сводах правил, подготовленных Минстроем России в соответствии с ФЗ-384, должны быть включены и в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ-123 (требуется внесение изменений в приказ Росстандарта № 318 от 12.02.2023 г.).
Ст. 15 абзац 1 ч. 6 изложена в редакции: "Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации здания, сооружения, вправе обосновать соответствие архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий, содержащихся в этой проектной документации, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе в случае отсутствия соответствующих требований в документах по стандартизации, указанных в ст. 6 настоящего Федерального закона, одним или несколькими из следующих способов:
1) результатами исследований;
2) расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценкой риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий".
Таким образом, термин СТУ из технического регламента исключается, а заказчику предоставляется возможность самостоятельно определять состав нормативных требований.
2. В рамках изменений законодательства приняты изменения и в "добровольный перечень" к 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Приказ Росстандарта от 27 апреля 2024 г. № 1112 "О внесении изменения в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии" от 2 апреля 2020 г. № 687.
Внесены изменения в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Всего в новый "добровольный перечень" к 384-ФЗ вошли 684 документа по стандартизации. Предыдущий перечень, включал 653 документа. В раздел сводов правил по пожарной безопасности были внесены все вновь утвержденные на тот момент изменения к сводам правил МЧС России: СП 1.13130.2020, СП 2.13130.2020, СП 7.13130.2013, СП 8.13130.2020, СП 155.13130.2014,
СП 156.13130.2014, СП 240.1311500.2015, СП 364.1311500.2018.
Подводя итог, следует отметить единство позиции двух ведомств относительно введения в практику такого документа, как стандарт организации. Стандарты должны быть согласованы в установленном порядке (для каждого ведомства свой!) и в дальнейшем стать важным инструментом для гибкого проектирования. Вместе с тем такой инструмент, как специальные технические условия (СТУ), по мнению Минстроя, является избыточным и должен быть исключен, при этом позиция МЧС России заключается в том, что СТУ не только важны, но и законодательно отнесены к нормативным документам в области пожарной безопасности (вместе со стандартом организации). Оба ведомства в своих технических регламентах (ФЗ-123 и ФЗ-384) апеллируют к активному применению результатов исследований, расчетов и испытаний, однако их широкое использование при проектировании противопожарной защиты существенно ограничено отсутствием достаточного количества апробированных методик, которые принимались бы органами экспертизы. В этом направлении и МЧС России, и Минстрою еще предстоит поработать.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум shedevrum.ai/text-to-image