В последние несколько лет НАТО разрабатывает новый вид боевых действий, назвав их когнитивной войной. Новый метод включает в себя "взлом личности" путем использования "уязвимостей человеческого мозга" для реализации более сложной "социальной инженерии" и представляет собой "милитаризацию наук о мозге". Цель натовской "битвы за ваш мозг" в "человеческой сфере" – "сделать каждого оружием". Как можно противостоять подобным воздействиям, особенно под санкциями?
В условиях системного противоборства с коллективным Западом необходимо отобрать в "гражданской" сфере комплекс инструментов, который можно использовать для построения стратегии эффективного обеспечения безопасности населения РФ.
Одним из таких методов анализа оперативной обстановки для построения стратегии обеспечения безопасности является SWOT-анализ. Этот метод должен быть модифицирован в СиСлВУ-анализ к условиям управляемого хаоса и когнитивной войны. Он может использоваться при разработке стратегии развития мер и проектных решений обеспечения транспортной безопасности с учетом всех главных факторов – движущих сил для успешного устойчивого развития РФ. При этом также рассматриваются ресурсы и возможности внутри страны и внешние факторы. Простое понимание этих моментов уже экономит бюджет и время.
Это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды объекта (под которым в данной ситуации подразумевается сфера транспортной безопасности). В условиях санкций метод может использоваться для выработки тактико-технических характеристик компонентов и систем безопасности, а также в процессе формирования технических заданий на их разработку.
СиСлВУ-анализ предполагает, что для успешного решения проблем обеспечения транспортной безопасности необходимо учитывать следующие характеристики:
Важно иметь в виду, что в условиях санкций и повсеместного импортозамещения в качестве конкурентного оборудования может рассматриваться и ранее произведенное собственное оборудование с иностранными компонентами
Сильные (Си) и слабые (Сл) стороны являются факторами внутренней среды защищаемого объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) – тем, на что сам объект способен повлиять. Возможности (В) и угрозы (У) являются факторами внешней среды (тем, что может повлиять на ОТИ извне и при этом не контролируется ОТИ). Объектом СиСлВУ-анализа в данном случае являются системы безопасности и их компоненты, которые в условиях санкций необходимо срочно "освободить" от иностранных комплектующих. СиСлВУ-анализ может быть представлен в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1. СиСлВУ-анализ
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда | Си (свойства системы безопасности, дающие преимущества перед другими) | Сл (свойства, ослабляющие систему безопасности) |
Внешняя среда | В (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности для достижения цели) | У (свойства, ослабляющие систему безопасности) |
СиСлВУ-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии разработки проектных решений систем безопасности или качественный анализ динамики их развития в условиях изменяющейся оперативной обстановки.
Сильные стороны СиСлВУ-анализа:
Недостатки:
Задача СиСлВУ-анализа – дать структурированное описание ситуации – оперативной обстановки, в данном случае в сфере транспортной безопасности, относительно которой нужно принять решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер, без рекомендаций и расстановки приоритетов. Для более полной отдачи от метода используется также построение вариантов действий, основанных на пересечении полей. Для этого последовательно рассматривают различные сочетания факторов внешней среды и внутренних свойств защищаемого ОТИ. Рассматриваются все возможные парные комбинации и выделяются те, что должны быть учтены при разработке стратегии:
Таблица 2. Парные комбинаций СиСлВУ-анализа
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | СиВ | СиУ |
Слабые стороны | СлВ | СлУ |
Поскольку СиСлВУ-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым ОТИ для построения стратегий в самых различных областях деятельности по обеспечению транспортной безопасности, в данном случае в сфере обеспечения транспортной безопасности в условиях санкций.
После проведения анализа слабых сторон нужно разрабатывать пути исправления ситуации. При этом необходимо учитывать, что угрозы бывают контролируемыми и неконтролируемыми. На контролируемые угрозы могут повлиять органы государственной власти и устранить их. Неконтролируемые угрозы (например, как в данном случае угроза санкций) не поддаются влиянию, можно лишь смягчить их последствия. В результате проведения анализа появляется возможность устранить недостатки (слабые стороны) за счет внедрения новых технологий, решений (возможности) и усилить свои преимущества (сильные стороны). СиСлВУ-анализ учитывает также категорию внешних причин – угроз в данном случае, для устойчивого развития нашего государства даже в условиях санкций. Это принятие новых законов, корректировка политической и экономической ситуации в стране и ряд других факторов.
В процессе СиСлВУ-анализа рекомендуется придерживаться следующих правил:
В условиях санкций должны использоваться три варианта СиСлВУ-анализа.
Применяется для выявления сильных сторон РФ. В ходе оценки упор делается на существующие преимущества и возможности улучшения внутренних факторов, которые будут успешно противостоять воздействию извне. Затем определяют, как улучшить ситуацию и что для этого сделать. Экспресс-диагностика может проходить в формате мозгового штурма. Она идеальна для оперативного определения тактико-технических характеристик системы безопасности и ее элементов. Главный плюс, который дает экспресс-метод, заключается в наглядности характеристик.
Оперирует основными показателями деятельности транспортного комплекса в сфере обеспечения транспортной безопасности на конкретный момент времени и на будущий период. Он позволяет оценить стратегически значимые факторы для формирования систем безопасности ОТИ. Здесь сравнивают показатели за определенный промежуток времени и прогнозируют, как они изменятся в будущем. То есть смотрят, как было, что есть, что будет в перспективе. После исследования необходимо проработать варианты стратегии. Для анализа нужны точные значения, поэтому эта процедура требует подготовки. Достоинство этого вида анализа в незамедлительном переходе от исследований к разработке стратегии развития мер противодействия актам незаконного вмешательства, в том числе терактам (актам незаконного вмешательства, АНВ). Недостаток – сложность проведения.
Гибрид сводного и экспресс-анализа. При его проведении выполняют минимум три варианта стратегических исследований. Учитывают все, кроме количественной оценки, потому что количество не гарантирует качество транспортной безопасности. Все данные сводятся в таблицу для перекрестного анализа. Главная задача экспертизы – провести углубленный анализ, проработать все факторы и найти решение. Достоинство этого вида анализа в глубине проработки.
При проведении СиСлВУ-анализа необходимо:
Выполнять СиСлВУ-анализ следует поэтапно:
Внесение вопросов и ответов в матрицу нужно для того, чтобы результат стал простым и понятным. Преимущество СиСлВУ-анализа в том, что он помогает получить цельный системный взгляд на все проблемные стороны обеспечения транспортной безопасности, оценить свои сильные стороны и возможности. Это дает возможность исправить недостатки, предотвратить угрозы. СиСлВУ-анализ дает понимание, как бороться с реализаторами АНВ и свести риски к минимуму. Исследование помогает сформировать тактико-технические характеристики и проектные решения систем для обеспечения нормативного уровня транспортной безопасности и составить эффективную стратегию противодействия АНВ (актам незаконного вмешательства).
Алгоритм включает выполнение работ по семи этапам:
1. Определение основных целей и задач по противодействию АНВ. Выясняется, какие мотивы преследует нарушитель, как внешний, так и, что особенно важно в современных условиях, внутренний. Используя СиСлВУ-анализ для обеспечения транспортной безопасности, необходимо отдавать себе отчет в том, что разработанные меры будут инновационными, но не уникальными, так как в мире террористического противоборства уже сформировались конкуренты с достаточно эффективными инструментами проведения АНВ. Нам нужно выявить слабые и сильные стороны своих мер, а также найти свою стратегию противодействия им. Необходимо выявить свою сильную сторону с учетом экономии ресурсов (что особенно важно в условиях санкций), не потеряв при этом в качестве систем безопасности.
2. Составление списка сильных и слабых сторон существующей сферы транспортной безопасности РФ. Можно использовать следующие вопросы или аналогичные:
СиСлВУ-анализ – действенный инструмент "отрезвления", реального представления оперативной обстановки в сфере транспортной безопасности. Метод позволяет наглядно показать, как соотносятся между собой ситуация в транспортном комплексе РФ и ее субъективное восприятие. Обеспечение транспортной безопасности в РФ не может опираться только на желание понимать истинное положение дел и возможную реакцию населения РФ на АНВ. Нереалистичные заявления и обещания обеспечить защиту от АНВ приведут к волне критики, умноженной на силу СМИ и Интернета. Так можно нанести сильный урон репутации властных структур РФ. Поэтому необходимо постоянно проводить анализ реального положения дел в сфере транспортной безопасности, в том числе оценку того, как предыдущие меры и проектные решения изменили позиции защиты нормативного уровня транспортной безопасности. Самый объективный источник – отзывы населения. Необходимо анализировать отзывы на независимых платформах. Безусловно, люди готовы транслировать негатив чаще, чем позитивную информацию, которую они воспринимают как норму. Однако претензии могут сказать многое о качестве защиты ОТИ или даже независящих факторах.
3. Ответы на эти вопросы группируются в таблице с присвоением класса "сильные и слабые стороны". Проводится экспертиза с привлечением специалистов разных областей.
4. Формулируются возможности государственных органов РФ по обеспечению транспортной безопасности. Анализ преимуществ позволяет определить, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки. СиСлВУ-анализ статичен, он показывает положение дел в момент проведения. Именно поэтому используется экспресс-анализ для разработки стратегии противодействия в результате изучения тенденции использования АНВ в РФ: ключевых противников, их политики, регионов и сфер, в которых они активно ведут деструктивную деятельность. Так, к сильным сторонам РФ относится высокий уровень обеспечения транспортной безопасности. Экспресс-анализ показал преимущества и у противника – агрессивное продвижение информационных технологий в СМИ и Интернете для дискредитации принимаемых нами мер и проектных решений по обеспечению транспортной безопасности. СиСлВУ-анализ помогает понять, какими решениями можно изменить ситуацию. Может оказаться, что эти решения только усугубят проблему. Анализ пересечений может показать, что простое наращивание активности по предложению новых видов оборудования не поможет. Активность могла бы на первых порах создать положительный эффект, но затем дефицит качественных решений вызовет негатив со стороны пользователей.
Для более глубокого анализа проводится комплексный аудит существующих процессов обеспечения транспортной безопасности. Если для экспресс-анализа достаточно работы с группой экспертов, то комплексное исследование предполагает опрос экспертов различной направленности и различного уровня. Необходимо изучать их взаимодействие внутри задач, параллельно корректировать их содержание в соответствии с проведенным ранее СиСлВУ-анализом. В результате появляется возможность целенаправленно перестраивать внутренний процесс формирования систем безопасности и планировать его, что позволит снизить количество операционных вопросов и сосредоточиться на стратегическом развитии.
5. Определяются риски, которые могут повлиять на стратегию развития мер, проектных решений и систем транспортной безопасности. Это внешние факторы: противодействие противнику, изменение законов, политические санкции и пр. Выясняется все, к чему нужно быть готовым в ближайшее время. Применительно к изменениям внешней среды, которые могут негативно повлиять на положение дел в сфере транспортной безопасности, СиСлВУ-анализ позволяет получить ответы на вопросы, которые обычно считаются нерешаемыми:
Полученные ответы дают четкий план и перекрывают возможные опасности по реализации АНВ.
6. Включение возможностей и рисков в таблицу. Проведение анализа вариантов того, как можно использовать "силу" для преодоления "слабости" и эффективной защиты от неконтролируемых факторов. Матрица решений содержит действия, которые нужно предпринять для обеспечения транспортной безопасности. Чтобы заполнить матрицу, необходимо сопоставить разные группы факторов. Составление матрицы подразумевает разбивку информации по группам. В результате получится четыре варианта комбинаций:
После соотнесения всех сильных и слабых сторон, возможностей и угроз формируют список конкретных решений: что можно сделать, чтобы повысить эффективность обеспечения транспортной безопасности или не допустить провала в будущем. Решениям, найденным в результате анализа, присваивают приоритеты и последовательно внедряют их. Для получения ценной информации в результате СиСлВУ-анализа для успешного противодействия АНВ необходимо применение корреляционного СиСлВУ-анализа.
Необходимо составить таблицу, в которой столбцами будут сильные и слабые стороны, а строками – возможности и угрозы. После этого необходимо определить оценки влияния факторов. Далее необходимо сформировать выводы по группам: сильные стороны + возможности, сильные стороны + угрозы, слабые стороны + возможности, слабые стороны + угрозы. Выводы помогут формировать эффективные управленческие решения для реализации парадигмы транспортной безопасности на новом уровне в условиях санкций.
7. Разработка стратегии (парадигмы) развития мер, проектных решений и систем транспортной безопасности на основе полученных данных. Выводы по СиСлВУ-анализу делают на основе двух методик: быстрого просмотра и на основе составления матрицы. Первый вариант занимает 20–30 минут и заключается в том, чтобы откинуть все лишнее и сконцентрироваться на приоритетных задачах, например усилить конкретные меры обеспечения транспортной безопасности за счет имеющихся возможностей. Эти два метода необходимо использовать вместе.
Сначала делают быстрый просмотр результатов с выявлением приоритетных направлений. Следующим шагом выстраивают матрицу по стратегическим линиям. Этот алгоритм позволяет оценить оперативную обстановку и определить пути развития. Он не дает указаний относительно того, что делать, но является стимулом для определения направлений деятельности, чтобы эффективно действовать применительно к данной оперативной обстановке. СиСлВУ-анализ в сфере транспортной безопасности в условиях управляемого хаоса аналогичен маркетинговым исследованиям, проводимым с целью определения сильных и слабых сторон планирования эффективной рабочей стратегии. После проведенного СиСлВУ-анализа становится понятно, куда следует направить наибольшие усилия при формировании систем безопасности.
Однако наряду с сильными сторонами у СиСлВУ-анализа есть и минусы:
Базовые направления СиСлВУ-анализа
Проанализировав сильные и слабые стороны метода, становится ясно, что комплексный СиСлВУ-анализ систем безопасности необходимо проводить как минимум один раз в год, а экспресс-анализ – ежеквартально или исходя из складывающейся оперативной обстановки.
Анализ позволяет сделать вывод о том, что инструменты обеспечения транспортной безопасности важно постоянно совершенствовать и адаптировать под стремительно меняющиеся условия управляемого хаоса. Для этого необходимы анализ и выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей для развития новых стратегических решений в транспортной безопасности. С этой задачей поможет успешно справиться СиСлВУ-анализ.
На его периодическое проведение затрачивается всего несколько часов, а в результате появляется возможность получить данные, которые позволят сформировать стратегию развития систем обеспечения транспортной безопасности исходя из оперативной обстановки. Появляется возможность оперативно проверить с помощью СиСлВУ-анализа свои сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности для развития успешной стратегии обеспечения транспортной безопасности.
Итак, проведение СиСлВУ-анализа позволяет:
Так как СиСлВУ-анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды транспортной безопасности ОТИ, то его можно использовать при разработке стратегии обеспечения транспортной безопасности как в субъекте, так и объекте транспортной инфраструктуры, а также для самоанализа профессионального и личностного роста сотрудников сил безопасности.