Анализ накопленного опыта проведения специальной военной операции (СВО) показал значительный рост частоты и существенное изменение характера воздействия актов незаконного вмешательства (АНВ)1, приводящих к нарушению и прекращению нормального функционирования объектов. Это требует адаптировать способности комплексов безопасности противодействовать военным угрозам, акциям диверсионного и террористического характера в отношении объектов оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
СВО свидетельствует, что указанная тенденция продолжится и в среднесрочной перспективе, а проявившиеся факторы риска сохранят свою угрозу и в случае мирного урегулирования конфликта. Это требует от разработчиков систем безопасности объектов ОПК обоснования и применения системных и масштабных мер по противодействию угрозам, согласованной и оперативной работы на опережение в условиях высокой неопределенности (особенно при адаптации к изменениям условий функционирования опасных производств ОПК, создающих дополнительные риски).
Для обеспечения защищенности объектов ОПК требуется решение комплекса задач стратегического характера, содержащих мероприятия по:
Ключевыми направлениями совершенствования разрабатываемых мероприятий по обеспечению безопасности и управлению защищенностью объектов ОПК являются:
Последнее направление определяет возможности, условия и подходы для решения актуальных проблем в рамках других сфер обеспечения защищенности объектов ОПК. При этом адекватность постановки и эффективность решения всего комплекса задач противодействия угрозам и рискам несанкционированного воздействия на системы опасных производств ОПК определяются широким внедрением цифровых технологий. Это относится к проектированию технологического оборудования и объектов ОПК в защищенном исполнении, к управлению технологическими процессами с внедрением искусственного интеллекта и анализа больших данных.
В условиях СВО через информационную инфраструктуру появляется возможность наиболее эффективным образом решать вопросы управления безопасностью объектов ОПК с использованием моделей и алгоритмов решения задач оценки рисков нарушения безопасности. При этом строятся модели событий рисков нарушения безопасности и производится оценка рискообразующих потенциалов природных, техногенных, антропогенных угроз, характеризующихся непредсказуемостью и неожиданностью воздействия, которые порождают события рисков. Это позволяет автоматизировать процесс оценки и агрегации оценок рисков различной природы в условиях нарастания проблем контроля безопасности объектов ОПК с разнородными рисками.
В управлении безопасностью объектов ОПК ключевую роль играет именно управление рисками. Главной особенностью оценки рисков опасностей является невозможность всегда применять для их оценки только аппарат теории вероятностей, так как отсутствует статистика по инцидентам, определяющимся особенностями элементов объектов ОПК, их взаимосвязей и возможных ситуаций. Это требует разработать методы отслеживания более универсальных причинно-следственных связей возникновения событий рисков, чем вероятностные и статистические.
Отдельно взятые риски представляют собой результаты инцидентов нарушения безопасности, события рисков, наносящих ущерб объекту ОПК, окружающей его среде и тем, кто зависит от его безопасности. К сожалению, не представляется возможным определить значение ущерба, наносимого в результате отдельного события риска из-за того, что число потенциальных событий рисков велико, а ущерб может быть не только материальным.
Значение вероятности события риска затруднительно определить, поэтому для оценки величины материального и нематериального ущерба необходимо использовать экспертную оценку по отдельным событиям рисков с использованием ранговых шкал. Универсальность шкалы достигается при размещении на ней не оценки ущерба, а оценки опасности событий рисков.
Для построения базовой шкалы в денежных единицах используются те события рисков, для которых опасность сводится к материальному ущербу. Это позволяет воспринимать оценки по событиям риска как оценки опасности этих событий. При этом каждое событие риска, находящееся по шкале ниже анализируемого, менее опасно, а каждое находящееся выше него более опасно.
Величиной риска при этом считается результат произведения оценки опасности события риска на оценку вероятности этого события. Все события рисков являются результатами реализации угроз, вызванных несовершенством защищенности объекта, а каждая угроза, в свою очередь, взаимосвязана с каким-либо его компонентом.
При этом понятие "угроза" включает понятие уязвимость", а все возможные уязвимости включаются в модели угроз. Однако вероятность реализации угроз зависит от источников гроз и моделей нарушителя, а вероятность реализации уязвимостей 100-процентна. Любая угроза реализуется из-за определенной уязвимости, а модели событий рисков содержат угрозы, отражающие уязвимость объекта эффективность сценария нарушителя.
Выявление компонентов объекта, с которыми взаимосвязаны отдельные виды угроз, приводящие к возникновению различных событий риска, позволяет для повышения защищенности объекта определить долю каждого компонента объекта в формировании этого риска. Это дает возможность определить приоритетные направления научно-технологического развития критических и сквозных технологий безопасности в интересах объектов ОПК.
При этом анализ вида и интенсивности рисков и угроз, проведенный на базе риск-ориентированного подхода, показывает, что проектирование, строительство и эксплуатацию опасных производственных объектов ОПК необходимо производить с учетом риска запроектных аварий (ЗА), вызываемых воздействием внутренних, а не только внешних факторов. К ЗА относятся гипотетические аварии, характеризующиеся весьма малой вероятностью такого события, но значительными последствиями. ЗА вызываются не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала.
Основой для проектирования, строительства и эксплуатации безопасных объектов ОПК должны стать риск-ориентированные технологии информационного моделирования (РО ТИМ), позволяющие формировать информационные модели объектов с учетом их конструктивных и технологических особенностей, рисков и угроз, возникающих при воздействии природных и техногенных факторов, АНВ, терактов и диверсий. В отличие от проектирования с применением ТИМ, РО ТИМ предназначены для решения многоцелевых задач с учетом возникающих и развивающихся неопределенностей, новых поворотов в проблеме обеспечения безопасности объектов ОПК (в том числе нештатных условий при проведении СВО).
Методологической основой и архитектурным решением построения подобных моделей может стать интеграция цифровых моделей:
РО ТИМ являются основой для объединения проектных решений и мероприятий, направленных на управление рисками воздействий природных и техногенных факторов, военных, террористических и диверсионных угроз на всех этапах жизненного цикла объекта ОПК: подготовительном, проектирования, строительства, эксплуатации в новых условиях изменения психологии людей и возникновения интеллектуального терроризма.
Особенностью РО ТИМ является повышенное внимание к:
Наиболее сложной является проблема оптимального распределения решений по защите объекта ОПК от угроз террористического характера между отдельными видами деятельности по этим направлениям.
Мероприятия и технические средства, реализующие управление антитеррористической защищенностью, образуют четвертый уровень глубокоэшелонированной защиты объекта и должны четко подразделяться между:
1) РО ТИМ проектных решений инженерно-технической укрепленности, систем и мероприятий
антитеррористической защиты на подготовительном этапе;
2) РО ТИМ проектных решений инженерно-технической укрепленности объекта;
3) РО ТИМ систем антитеррористической защищенности объекта;
4) РО ТИМ мероприятий антитеррористической защиты объекта.
Содержание решений диктуется видом объекта ОПК, условиями его размещения и эксплуатации, что связано с постоянным изменением характера и интенсивности рисков и угроз, а также инновационной деятельностью.
В условиях роста уровня рисков при разработке используются лучшие практики, представляющие собой формализацию уникального успешного практического опыта в сфере безопасности, оптимального способа достижения цели, который работает быстрее и лучше остальных. Цель создания системы лучших практик в сфере безопасности – обеспечение возможности использования того, что уже существует в других отраслях.
Основанием отбора лучших практик служат специальные условия в техническом задании на проектирование, сформулированные на основе анализа запроектных аварий, источников их возникновения, сценариев развития и тяжести последствий. Такой подход обеспечивает защищенность объекта при военных, террористических и диверсионных рисках на основе анализа взаимосвязей между элементами объекта с использованием имитационного моделирования. РО ТИМ позволяет без экспериментов на реальном объекте исследовать его поведение на этапах жизненного цикла, повысить эффективность реализации требований по комплексной безопасности, а также их унификации при внедрении инноваций – сквозных технологий и лучших практик.
Особенностью объекта ОПК являются уязвимости к множественным угрозам, но в то же время и адаптивные возможности, что диктует для них переход от риск-информационной, целеориентированной парадигмы безопасности к парадигме безопасности на основе стойкости, которая учитывает новые, когнитивные, аспекты.
Это вызвано изменением в современных условиях психологии людей, в том числе нарушителей, что привело к интеллектуальному терроризму. Для обеспечения защищенности объектов ОПК парадигма "управление стойкостью" позволяет адаптировать подход "управление рисками" с учетом уязвимостей при риске АНВ и необходимости адаптации механизма управления гибкостью и восстановлением штатного режима функционирования опасного производства. Стойкость позволяет решить системные проблемы при их развитии, обеспечивать безопасность объектов ОПК на нормативном уровне, улучшает качество и культуру их безопасности.
Особое место в решении проблемы обеспечения безопасности объектов ОПК занимают исследования негативных и позитивных тенденций и прогнозирование состояния безопасности при оценке его количественных критериев на различных участках анализируемой области, выявление ключевых направлений обеспечения безопасности для последующего принятия решений. Они включают:
1. Формирование комплекса статистических показателей, более содержательных и менее подверженных случайным колебаниям, чем количество нарушений.
2. Построение чрезвычайных последовательностей (сценариев АНВ, терактов, диверсий и ЧП, то есть последовательностей событий, в том числе событий ЗА, приводящих к определенному финальному состоянию объектов ОПК, включающих в себя инициирующее событие, события, связанные с успешным или неуспешным выполнением функций безопасности системами объектов ОПК и/или персоналом), от обнаружения признаков возможного действия фактора риска до возвращения объекта к штатному состоянию или выбытию объекта, с определением детектируемых промежуточных и конечных состояний и последствий для каждой из них.
3. Количественную оценку вероятности и риска чрезвычайных последовательностей (методом
аналитико-статистического моделирования).
4. Проверку в базе знаний (при ее наличии) приемлемых аналогичных решений для подобных или близких ситуаций наступления рисковых событий.
Учитывая вышесказанное, настало время законодательно определить области применения традиционных ТИМ-технологий для объектов массового строительства, а риск-ориентированного информационного моделирования с применением ГИС – для объектов ОПО и КВО и объектов, подпадающих под действие постановления Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)". В постановлениях Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и от 15.02.2011 г. № 73 "О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам" необходимо ввести новый раздел "Риск-ориентированное информационное моделирование и информационное моделирование стойкости с применением ГИС" и закрепить терминологию их реализации.
Николай Махутов
Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности,
член-корр. РАН, д.т.н., профессор
Владимир Балановский
Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук
Игорь Грунин
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне
и безопасности, судебный строительнотехнический эксперт, член-корр. АПК
Леонид Балановский
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне
и безопасности, член экспертного совета МТПП, член-корр. АПК
Ольга Писарева
Директор института информационных систем ГУУ, заведующий кафедрой математических методов в экономике и управлении, к.э.н., доцент
Дмитрий Медников
Директор центра цифровых технологий управления института информационных систем ГУУ
Олег Буков
Эксперт по безопасности
1 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности объекта инфраструктуры,
повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.