В статье рассказывается о том, как в Крыму осуществляется процесс цифровизации жилых территорий и городского хозяйства, и о трудностях, с которыми сталкиваются ответственные ведомства.
Исполнительные органы Республики Крым уделяют особое внимание развитию информационного взаимодействия в цифровом пространстве, учитывая растущую роль новых технологий. В этом процессе активно участвуют заинтересованные ведомства.
Так, на территории Республики Крым организовано исполнение ведомственного проекта Минстроя России по цифровизации городского хозяйства "Умный город". В его рамках с 2019 г. реализуется федеральный проект "Формирование комфортной городской среды". Соглашением между Минстроем России и Советом министров Республики Крым определены пилотные проекты цифровизации городского хозяйства в Керчи и Ялте.
Пилотные проекты подразумевают организацию и выполнение мероприятий по внедрению передовых цифровых и инженерных решений, применяемых в сфере городского хозяйства.
Как пример – муниципальное образование городской округ Ялта, где реализовано следующее:
В рамках ведомственного проекта в 2023 г. на территории Республики Крым создана дежурно-диспетчерская служба скорой медицинской помощи. Эта служба экстренной оперативной службы "103" интегрирована с государственной информационной системой Республики Крым "Система-112". Интеграция позволила ускорить реагирование на вызовы, информация из Системы-112 напрямую попадает в службу "103", что упрощает работу специалистов.
В 2024 г. на территории Республики Крым реализована возможность безналичной оплаты проезда на общественном транспорте.
Мероприятия по построению АПК "Безопасный город" и его элементов на территории нашего субъекта Федерации осуществляются с 2016 г. Советом министров Республики Крым приоритетным в данном направлении деятельности выбрано создание элементов комплексной безопасности.
Нами проведена следующая работа: созданы и функционируют 25 единых дежурно-диспетчерских служб, по одной в каждом муниципальном образовании. Все ЕДДС технически оснащены и функционируют в круглосуточном режиме.
Муниципальное образование является базовым уровнем построения и развития комплекса "Безопасный город", поэтому в перспективе созданные ЕДДС станут едиными центрами оперативного реагирования на муниципальном уровне.
Новшеством в развитии функционирования ЕДДС является внедрение в 2024 г. на базе комплекса средств их автоматизации веб-портала "Система управления взаимодействием со службами ЖКХ". В настоящее время портал настроен во всех ЕДДС, а также дежурно-диспетчерских службах ресурсоснабжающих предприятий, что позволяет ускорить реагирование, а также улучшить качество реагирования на происшествия в жилищно-коммунальной сфере.
По результатам работы за последние годы единственным проблемным вопросом в развитии ЕДДС муниципальных образований осталось приведение организационной (штатной) структуры ЕДДС III и II категорий в соответствие с требованиями ГОСТ Р 22.7.01–2021. (ЕДДС I категории на территории РК отсутствуют, а ЕДДС IV и V категорий почти все соответствуют требованиям ГОСТ Р 22.7.01–2021).
Большинство муниципальных образований Республики Крым являются дотационными, и при неоднократном обращении в Министерство финансов республики и от нашего ведомства, и от органов местного самоуправления получены отказы в выделении дополнительного финансирования на данную статью расходов.
С 2022 г. введена в режим постоянной эксплуатации государственная информационная система Республики Крым "Система-112".
С Системой-112 были интегрированы экстренные оперативные службы "101", "102", "103", "104", комплексы средств автоматизации ЕДДС муниципальных образований Республики Крым, государственная автоматизированная система "ЭРА-ГЛОНАСС" и многоуровневая навигационно-информационная система "ГЛОНАСС".
Согласно статистическим данным за 2024 г., общее число поступивших вызовов на единый номер "112" в Республике Крым, составило более 870 тыс., наибольшее количество из которых приходится по линии "103" (33%) и по линии "102" (30,8%).
Система-112 Республики Крым функционирует в штатном режиме, справляется со своей задачей в полном объеме. ГИС "Система-112 РК" работает на отечественном программном обеспечении, что позволяет стабильно и полностью использовать ее функционал в условиях возросших угроз и введенных в последнее время санкций.
В рамках реализации порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделениях пожарной охраны на территории Республики Крым в 2024 г. проведено развертывание и тестирование подсистемы пожарного мониторинга центра обработки вызовов ГИС "Система-112 РК". Данная подсистема является одним их элементов АПК "Безопасный город".
В функционировании Системы-112 Республики Крым есть один проблемный вопрос – это определение точного местонахождения граждан, обратившихся на единый номер "112", в связи с ограниченными техническими возможностями, предоставляемыми операторами связи.
За последние 10 лет построены и введены в эксплуатацию:
Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) интегрирована с системой раннего обнаружения пожаров в лесных массивах, прилегающих к населенным пунктам, и системой мониторинга состояния гидротехнических сооружений.
За счет бюджета республики созданы пункты управления муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения (МАСЦО) во всех муниципальных образованиях, а также основной и запасной пункты управления РАСЦО Республики Крым.
Исходя из федеральной концепции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р, перечисленные информационные системы должны входить в единый АПК "Безопасный город".
Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым как исполнительный орган республики, на который возложены полномочия по созданию АПК "Безопасный город", на протяжении долгого периода сталкивается со следующими проблемами:
1. Отсутствие единого и четкого мнения относительно того, что же такое "Безопасный город".
Нами неоднократно проводился анализ практик других субъектов Российской Федерации, который показал, что в большинстве из них проекты АПК "Безопасный город" сводятся к построению системы видеонаблюдения, иногда даже без функции видеоаналитики.
Да, несомненно так и было задумано изначально. Но если следовать федеральной концепции, то многие забывают о необходимости наличия как минимум еще 64 функциональных информационных систем, в создании которых должны быть задействованы более 10 различных исполнительных органов, в случае Республики Крым – все исполнительные органы. Законодательно данный вопрос не урегулирован, что критически усложняет процедуру возложения обязанностей и наделения полномочиями.
2. Отсутствие законодательной базы на федеральном уровне, которая должна регламентировать:
3. Наличие дублирующих проектов, пересекающихся так или иначе с АПК "Безопасный город".
Мероприятия по реализации проектов не могут дублироваться, противоречить и повторять друг друга, и самое важное – необходимо определить проект, который должен быть основным или базовым.
За последние годы в процессе цифровизации мы сталкиваемся со следующими информационными проектами, позволяющими обрабатывать, хранить и передавать информацию:
Исходя из вышеизложенного, при наличии такого числа различных информационных проектов, функции которых дублируют друг друга, в этом всем как минимум необходим единый координатор, чтобы избежать задвоения финансирования, а возможно, даже необходимо рассмотреть вопрос об исключении дублирующих систем либо их объединении.
4. Не урегулирован вопрос подчиненности отдельных сегментов АПК "Безопасный город" как на стадии их создания, так и на стадии их применения (распределение полномочий по функционалу, сегментирование).
Определение, разделение и закрепление полномочий (функциональных информационных систем) АПК "Безопасный город" за исполнительными органами (ведомствами) по направлениям деятельности внесет ясность и даст положительный результат при построении, внедрении и эксплуатации АПК "Безопасный город".
В Крыму с целью урегулирования данного вопроса постановлением Совета министров Республики Крым от 15.04.2024 № 201 утверждены региональная концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" Республики Крым и перечень функциональных информационных систем, существующих и разрабатываемых в рамках построения АПК "Безопасный город" Республики Крым.
Республиканская концепция разработана и утверждена в соответствии с федеральной, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р.
Нашим субъектовым документом определены ответственные исполнительные органы РК, занимающиеся построением и реализацией отдельных функциональных информационных систем.
МЧС Республики Крым определено как главный координатор в Крыму по построению отдельных сегментов АПК "Безопасный город" и как исполнитель отдельных функциональных информационных систем, самой важной и значимой из которых является региональная интеграционная платформа, являющаяся основополагающей частью блока "Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие" АПК "Безопасный город".
На данном этапе построения АПК "Безопасный город" МЧС Республики Крым начата процедура закупки на проектирование региональной интеграционной платформы.
В соответствии с техническим заданием региональная информационная платформа (далее – РИП) является аппаратно-программной инфраструктурой, предназначенной для обеспечения исполнительных органов Республики Крым оперативной и достоверной информацией о ситуации в регионе, координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне.
РИП предназначена для агрегации информации от всех задействованных систем, сопряжения информационных систем муниципальных образований, предоставления отчетной информации мониторинга в сфере обеспечения безопасности в регионе.
Простыми словами, РИП будет интегрировать в себя все функциональные информационные системы, необходимые для АПК "Безопасный город", в том числе уже построенные, введенные в эксплуатацию и фактически функционирующие на территории Республики Крым.
Подводя итоги изложенного выше, хочу еще раз отметить необходимость и важность наличия федерального законодательства в сфере создания АПК "Безопасный город", которое могло бы урегулировать многие вопросы, в том числе по полномочиям. Еще раз хочу обратить внимание на необходимость наличия единого координатора и предложить рассмотреть вопрос об исключении дублирующих систем либо их объединении.
Иллюстрации предоставлены автором.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>