Анализ хода СВО показывает, что со стороны ВСУ происходит постепенный переход от военных действий и единичных терактов к активным военным действиям и массовым терактам. Это элементы стратегии войны четвертого поколения с рассредоточением и децентрализацией противника, низкой интенсивностью, когда стирается грань между войной и миром, а военные действия сводятся к серии операций. При этом отсутствуют понятия фронта и тыла, а объектом воздействия становится вся инфраструктура и все население нашей страны. Высокотехнологичная террористическая, партизанская война использует технологии, образующие специальные "тактики", направленные на истощение военных и финансовых ресурсов РФ.
Владимир Балановский
Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук
Игорь Грунин
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертных советов МСП и МТПП, член-корр. АПК
Леонид Балановский
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертного совета МТПП, член-корр. АПК
Олег Буков
Эксперт по безопасности
Повышение интенсивности военных действий обнажает проблемы обеспечения безопасности критически важных объектов (КВО), особенно объектов оборонно-промышленного комплекса (ОПК). При этом должно рассматриваться формирование системы комплексных мероприятий, включающих также необходимость выработки защитных решений против воздействия природных и техногенных факторов. Промышленная безопасность в условиях СВО состоит из комплекса проектных решений и мероприятий по противодействию цепочкам деструктивных воздействий различной природы. Эти цепочки проявляют себя в форме "домино" с последовательным преобразованием одних опасностей в другие.
Опыт СВО показал, что одним из основных технических средств в условиях "народной партизанской войны", или "войны без правил", являются беспилотные аппараты, в частности летательные (БПЛА). Их массовое использование происходит в особо контролируемых зонах, против объектов ОПК и КВО. Они широко используются для несанкционированного наблюдения за этими объектами, проведения терактов и диверсий на их территории. Анализ работ в области противодействия БПЛА показывает, что эта проблема является сложной и пока не решенной, а преобладающие выводы относительно эффективности поражения БПЛА существующими средствами противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы являются излишне оптимистичными.
Однако вопросы противодронной защиты промышленных и других объектов решаемы. Это не техническая проблема, а организационная – проблема взаимодействия между различными структурами: государственными, частными, разного уровня. Это вопрос системной интеграции, принятия решения с распределением зон ответственности: кто за что отвечает и в какой ситуации. Центром такой системной интеграции на уровне региона должен стать региональный ситуационный центр (СЦ).
Его прообразом был Центр ситуационного управления и ситуационные комнаты правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии в апреле 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Опыт их эксплуатации был использован при создании СЦ органов государственной власти, и первым из них стал ситуационный центр президента РФ, введенный в эксплуатацию в 1996 г.
Стратегия национальной безопасности РФ, предусматривающая создание СЦ, работающих по единому регламенту, принята в 2009 г. в 2014–2015 гг. Были разработаны единый регламент взаимодействия и методические рекомендации по вводу СЦ. адаптация СЦ к требованиям СВО предусматривает разработку и внедрение мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты КВО от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения с использованием беспилотных аппаратов (БПА). При этом необходимо быть готовым и к тому, что КВО может быть атакован группой ("роем") БПА, совершающих налет не с одного, а одновременно с нескольких направлений на разных высотах и применяющих разнообразные тактические приемы преодоления системы ПВО.
Приходится смириться с тем фактом, что БПЛА как средства реализации теракта вошли в нашу жизнь надолго. На Украине много специалистов по управлению БПЛА, поэтому появятся криминальные и террористические группы из просто обиженных и больных людей.
Наиболее сложной проблемой является противодействие диверсионным разведывательным группам (ДРГ). Например, при атаке на аэродром Сольцы в Новгородской области в августе 2023 г. точка запуска была в сотнях метров от забора. Приехала ДРГ, вкопала тубусы с дронами и уехала. Через сотовую связь из Украины послали команду – БПЛА вылетел и отправился по координатам. Он был вовремя сбит, но один самолет все же получил повреждения.
В настоящее время нарушители активно используют различные виды беспилотных систем, и не только БПЛА, но катера и сухопутные аппараты.
Вместе с развитием БПА будет совершенствоваться и система защиты от них. Она должна развиваться как комплексная, построенная на различных принципах и действующая в рамках единого информационного контура, управляемого СЦ, собирающего информацию от каждого поста обнаружения в общую сеть. Базой этой системы должна стать система раннего предупреждения на направлениях вероятных маршрутов полета БПЛА и эшелонированная по фронту. Основой этой работы должна стать оценка уязвимости критически важных объектов региона к атакам БПА с разработкой моделей угроз. Все это постепенно организационно сближает сценарии действия сил безопасности КВО (часто это подразделения Росгвардии) с войсковыми операциями регулярных частей МО.
Это отражается и на задействованных силах и средствах, на организационно-технических решениях и их визуализации. Поэтому в настоящей статье используется визуализация, предлагаемая организациями, специализирующимися на разработке СЦ.
Направления применения организационно-технических решений обеспечения безопасности КВО представлены на рис. 1.
Основные организационно-технические решения обеспечения безопасности КВО представлены на рис. 2.
Функциональная схема применения организационно-технических решений обеспечения безопасности КВО представлена на рис. 3.
Основными компонентами функциональной схемы, отражающей деятельность СЦ КВО, являются инструменты "Электронная карта", "Средства автоматизации", "Диаграммы процессов", "Диаграммы сил и средств", "Исходные данные", "Планирование применения сил и средств" и "Администрирование".
На электронной карте (рис. 4) производится:
С помощью схемы автоматизации (рис. 5 и 6) производится:
Работа систем безопасности КВО отражается в журнале (рис. 6).
Рис. 5. Схема автоматизации
Диаграмма процессов обеспечения безопасности КВО (рис. 7) состоит из:
Диаграмма сил и средств обеспечения безопасности КВО (рис. 8) предназначена для:
Исходные данные для формирования комплекса мероприятий по обеспечению безопасности КВО представлены на рис. 9. Предусмотрено ведение данных по организационной структуре и дислокации сил и средств безопасности КВО, объектам нарушителя, условиям действий (сценариям нарушителя).
Планирование применения сил и средств обеспечения безопасности КВО представлено на рис. 10. Оно предусматривает:
Организация и управление вышеописанной системой осуществляется с помощью компонента "Администрирование", в рамках которого осуществляется:
При формировании СЦ необходимо учитывать, что в условиях современной формы войны происходит лавинообразное увеличение видов военных и террористических угроз и, соответственно, существенно возрастает необходимость их оперативного предвидения и выработки мер противодействия. Для решения этой проблемы и создаются системы, обеспечивающие нормативный уровень межведомственного взаимодействия при терактах и диверсиях. На рис. 11 отображены результаты внедрения предлагаемой системы.
В условиях СВО проектные решения в части состава систем безопасности КВО, направленных на предотвращение террористических и криминальных проявлений и их последствий, должны разрабатываться в соответствии с нормами обеспечения антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Защитные комплексы должны проектироваться как пространственно распределенные системы, учитывающие подобные угрозы и способные защитить КВО сложной конфигурации. Необходимо предусмотреть выполнение комплекса работ по инженерно-технической укрепленности КВО, разработке систем и комплексов радиолокационного, радиотехнического, оптико-электронного, тепловизионного, акустического мониторинга для обнаружения маловысотных малоразмерных целей, разработке комплекса средств поражения и радиоэлектронного подавления.
Система защиты КВО должна принимать стратегические решения с учетом интересов защиты региона, что повлечет за собой необходимость перехода от купольного к зональному принципу сплошной защиты. Это вызывает необходимость изменения бизнес-процессов и решения управленческих задач по оптимизации процессов управления КВО. Поэтому требуется, чтобы специалисты, занимающиеся проектированием, созданием и модернизацией СЦ применительно к задачам, возникающим в процессе СВО, обладали необходимой квалификацией, а работы по построению СЦ должны выполнять доверенные организации.
Важным обстоятельством является то, что вышеописанные СЦ КВО предназначены для работы в условиях труднопрогнозируемых и редких событий, которые имеют значительные последствия. Создание таких систем является результатом активной интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности по повышению уровня безопасности КВО, формированию систем их комплексной защиты от угроз терактов и диверсий, в том числе с использованием беспилотных аппаратов и других средств поражения.
Иллюстрации предоставлены авторами.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2025
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение от rawpixel.com на Freepik