В настоящей статье мы поговорим об ограничениях при выполнении работ по обеспечению транспортной безопасности для людей, которые собираются заниматься данной деятельностью, а также затронем проблемы, с которыми сталкивается работодатель при приеме на работу таких лиц.
Защита предприятия и обеспечение безопасности его объектов – одна из приоритетных задач его стабильного функционирования. В эру развития информационных и иных технологий это приобретает особую актуальность, ведь методы борьбы с правонарушениями не должны отставать от способов совершения актов незаконного вмешательства в деятельность такого предприятия.
В последние годы в России и за рубежом особую остроту приобрели вопросы обеспечения транспортной безопасности. В первую очередь это вызвано увеличением количества актов незаконного вмешательства в деятельность предприятий транспорта, в том числе террористических актов, возрастанием масштабов их последствий (количества жертв и пострадавших, размеров материального ущерба и пр.) и расширением набора способов, с использованием которых совершаются подобные противоправные деяния.
Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставят новые задачи в вопросах транспортной безопасности. Чем более сложные системы создаются человечеством, чем выше становятся скорости передвижения, а также увеличиваются пассажиро- и грузопотоки, тем более сложные проблемы приходится решать в области обеспечения транспортной безопасности [1].
Обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) согласно Федеральному закону от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ является реализацией определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Целями ОТБ в соответствии все с тем же 16-ФЗ являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Непосредственно заниматься достижением целей ОТБ, провозглашенных государством, призваны силы ОТБ – лица, ответственные за ОТБ в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с ОТБ объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Однако попасть в категорию сил ОТБ предприятия и стать важным элементом его системы защиты может далеко не каждый желающий!
Поговорим об ограничениях при выполнении работ по ОТБ для людей, которые собираются заниматься данной деятельностью, а также затронем проблемы, с которыми сталкивается работодатель при приеме на работу таких лиц.
Основные ограничения установлены 16-ФЗ в ст. 10, и, кроме личного желания выполнять работы по защите транспортного комплекса и необходимости удовлетворить все субъективные интересы работодателя, важно в первую очередь соответствовать всем требованиям федерального законодательства в этой сфере.
Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, НЕ ВПРАВЕ выполнять лица:
1. Имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления (ст. 25 Уголовного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 25 УК РФ преступление считается совершенным умышленно, если оно совершенно с прямым или косвенным умыслом. При этом преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
В свою очередь, преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Данное ограничение не распространяется на лиц, осужденных за совершение неосторожного преступления, то есть с формой вины в виде преступной небрежности и самонадеянности (ст. 26 УК РФ). Судимость может быть погашена или снята с лица, ранее совершившего умышленное преступление.
Документ, подтверждающий наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выдается в соответствии с приказом МВД России от 07.11.2011 г. № 1121 "Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования". Сегодня такую справку легко и быстро можно получить через личный кабинет на сайте или через мобильное приложение портала госуслуг.
2. Страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией.
В соответствии со ст. 27 закона РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" диспансерному наблюдению подлежат лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В соответствии с требованиями ч. 2 указанной статьи решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения или о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. При этом ч. 4 ст. 27 приведенного закона предусматривает положение, в соответствии с которым установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица.
В письме Минздрава России от 11.12.2015 г. № 12-3/4203 "О сроках действия справки и медицинского заключения" обращается внимание на то, что документ, подтверждающий соответствие кадрового состава требованиям ст. 10 ФЗ-16 в части отсутствия диспансерного наблюдения в связи с наличием психического заболевания, алкоголизма, наркомании, токсикомании, действующим законодательством не определен.
3. Досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года. При этом увольнение или прекращение полномочий должно быть осуществлено по основаниям, связанным с:
а) совершением дисциплинарного проступка – в соответствии со ст. 192 ТК РФ, ст. 57 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", ст. 28 ФЗ "О Следственном комитете РФ" под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (служащим) по его вине возложенных на него трудовых (служебных) обязанностей;
б) грубым или систематическим нарушением дисциплины.
Под грубым нарушением дисциплины в соответствии с ч. 3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" следует понимать:
в) совершением проступка, порочащего честь государственного служащего;
г) утратой доверия к гражданскому служащему.
4. В отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ.
В соответствии с Порядком выдачи органами внутренних дел РФ заключения о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ, утвержденным приказом МВД России от 21.12.2015 г. № 1203, для получения заключения субъект транспортной инфраструктуры или орган аттестации направляет в территориальный орган МВД России письменный запрос с указанием в нем реквизитов, идентифицирующих автора письменного запроса, к которому прилагается информация о лицах, в отношении которых требуется выдача заключения.
Заключение подписывается начальником (заместителем начальника) территориального органа МВД России, осуществляющего выдачу заключения, в двух экземплярах и заверяется гербовой печатью. Выдача (направление) заключения осуществляется в срок не более 30 дней со дня регистрации письменного обращения заявителя в территориальном органе МВД России, осуществляющего выдачу заключения.
5. Внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Основаниями для включения физического лица в данный перечень являются:
6. Сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с ОТБ.
Заведомо ложными следует признать сведения, которые не соответствуют действительности, о чем лицу должно быть известно. Такие сведения могут содержаться в одном или нескольких документах, предусмотренных утвержденным приказом Минтранса России от 18.04.2016 г. № 104 перечнем документов, представляемых в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу.
7. Не прошедшие в порядке, установленном Федеральным законом № 16-ФЗ, подготовку и аттестацию сил ОТБ.
Аттестация сил ОТБ предполагает установление соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий лиц, ответственных за ОТБ, требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) таких лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с ОТБ, либо об отстранении от выполнения такой работы.
Вопросу профессиональной квалификации лиц, выполняющих работы, непосредственно связанные с ОТБ, в последнее время уделяется все большее внимание. И это объяснимо в силу необходимости совершенствования или получения новой компетенции, нужной для профессиональной деятельности по исполнению требований законодательства по транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности.
Требует отдельного внимания вопрос гармонизации законодательства в сфере аттестации сил ОТБ и трудового законодательства [2]. Немалый резонанс среди представителей транспортной отрасли вызывает вопрос противоречия требований по аттестации сил ОТБ с установленным государством образовательным процессом.
Слушателями дополнительных профессиональных программ могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование. На практике в составе сил ОТБ большое количество работников, которые имеют среднее, а порой и неполное среднее образование, и это не только водители, но и работники, осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах транспортной инфраструктуры [3].
8. Подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Административная ответственность за указанное деяние наступает в соответствии со следующими статьями КоАП РФ:
Справка об отсутствии проблем с законом по данному основанию также легко и быстро заказывается через личный кабинет на сайте или через мобильное приложение портала госуслуг.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что перечень ограничений для лиц, принимаемых работу по ОТБ, весьма внушителен! При этом отсутствие всех ограничений вовсе не гарантирует получение желаемой должности, ведь каждое предприятие может устанавливать дополнительные требования к кандидатам, не говоря уже о прохождении личного собеседования и испытательного срока.
Мы живем во времена ограничений. Вначале они вызывают у человека недовольство и желание поговорить о справедливости и поиске правды, но потом любое ограничение становится нормой и лишь небольшой корректировкой нашего быта.
Иногда ограничения, которые нас окружают, являются неуместными и совершено необоснованными, являясь субъективной волей и мнением одних и объективно становясь кошмаром для других. Иногда же ограничения являются весьма необходимыми, дабы избежать рисков и потерь в дальнейшем.
Анализ национальных интересов России, включая интересы ее национальной безопасности, указывает на особую роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении. Эта роль обусловлена наличием задач государственной важности, необходимым условием решения которых является устойчивая, эффективная и безопасная работа транспортного комплекса, его опережающее, по сравнению с другими отраслями экономики, развитие [4].