Разработка и внедрение системы контроля и управления доступом (СКУД) в учебном учреждении, особенно в таком большом и распределенном, как МГТУ им. Н.Э. Баумана, имеет ряд особенностей. В данной статье мы расскажем об этой специфике, о трудностях и достижениях реализованного проекта.
МГТУ им. Н.Э. Баумана – университет с 190-летней историей, реализующий интеграцию образования и науки с целью подготовки высококвалифицированных специалистов. Он насчитывает 19 факультетов, на которых обучаются около 28 тыс. студентов, работают около 3,7 тыс. преподавателей и около 5 тыс. сотрудников обслуживают инфраструктуру вуза. Уже из этого описания можно заключить, что работа информационных систем и, в частности, СКУД в таком крупном учебном заведении имеет свои особенности.
Все факторы, которые будут приведены ниже, не просто описывают структуру вуза, они оказывают влияние на проектирование и работу СКУД.
Таким образом, перед отделом разработки систем управления безопасностью стояла задача не только обеспечить корректную работу СКУД, но и расширить ее возможности для образовательного процесса путем интеграции с уже существующими информационными системами.
Вариант коробочного решения не подходил, так как в этом случае система была бы обособленной и ее сопровождение было бы связано со сложностями огромного количества ручного ввода информации и с дальнейшим поддержанием актуальности информации. Поэтому на базе типовой программы одного из ведущих разработчиков СКУД мы создали собственную надстройку, взявшую на себя роль управления данными.
Технологическая платформа осуществляет связь и доставку данных до контроллеров и до турникетов. Соответственно, базовую программу и программное обеспечение СКУД мы используем как некий драйвер для управления турникетами.
Управление субъектами доступа и поддержание их в актуальном состоянии взяли на себя наши подсистемы. Мы создали отдельную новую подсистему, интегрированную в наше информационное пространство. Она берет данные из различных подсистем университета, проверяет их актуальность и передает в СКУД для того, чтобы и уже разрешенные пользователи, и те, кто приходит к нам по разовым разрешениям, могли беспрепятственно проходить на территорию университета.
Перед отделом разработки систем управления безопасностью стояла задача не только обеспечить корректную работу СКУД, но и расширить ее возможности для образовательного процесса путем интеграции с уже существующими информационными системами.
Итак, в базовую версию СКУД мы добавили дополнительный функционал. Для пользователей он стал доступен через созданное нами мобильное приложение "Мой МГТУ".
В процессе реализации надстроек к СКУД было разработано мобильное приложение "Мой МГТУ", одним из разделов которого стал цифровой пропуск по QR-кодам.
Мобильное приложение "Мой МГТУ"
При добавлении в СКУД нового сотрудника или студента для него автоматически генерируется QR-код и сохраняется в базу данных.
Для использования мобильного приложения необходимо пройти авторизацию через единую службу аутентификации МГТУ. Человек, забывший свою карточку, может пройти на территорию университета по цифровому пропуску.
Помимо раздела СКУД, в приложении можно посмотреть расписание занятий студента или преподавателя, данные об успеваемости и заказать различные справки из деканата.
При внедрении СКУД мы столкнулись и с рядом проблем, большая часть которых была предсказуема и практически неизбежна.
Все эти проблемы решаемы, они связаны с оптимизацией инфраструктуры и с серьезной качественной настройкой самого оборудования и его серверной части.
В результате внедрения системы контроль режима прохода на территорию МГТУ им. Н.Э. Баумана стал централизованным и управляемым. Раньше все вопросы упирались в пропуска – их выдачу и блокировку, так как процесс сдачи пропусков в случае увольнения не всегда четко срабатывал. Автоматизация процесса подачи и согласования заявок и выдачи пропусков посетителям позволила устранить очереди в бюро пропусков. Сейчас в бюро пропусков обращаются только те, кому по каким-то причинам не пришел QR-код или их телефон не поддерживает QR-коды.
Внедрение СКУД создало новые возможности для автоматизированного учета посещений занятий студентами, а это важные дополнительные аналитические данные.
Крупные учебные заведения имеют ряд особенностей, которые требуют тесной интеграции имеющихся информационных систем и СКУД.
Такая интеграция требует современных производительных алгоритмов и средств информационного обмена. В то же время она позволяет не только рассматривать СКУД как функционал, контролирующий проход на территорию, но и дополняет ее новыми свойствами, делая СКУД частью учебного процесса, источником данных для анализа другими системами.
Качественно реализованная СКУД, интегрированная с другими информационными системами университета, упрощает работу подразделений, работающих с людьми.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото обработано нейросетью