В феврале 2025 г. состоялась конференция, посвященная вопросам технического обслуживания и ремонта, а также проведения комплексных испытаний на работоспособность систем противопожарной защиты (СППЗ). По результатам конференции был сформулирован и направлен в МЧС России ряд предложений, направленных на повышение уровня обслуживания СППЗ на социальных объектах, создание условий перехода на электронное ведение журнала эксплуатации, повышение информированности представителей заказчика о СППЗ, а также об их правах и обязанностях во взаимоотношениях с обслуживающей организацией. Расскажем об этом подробнее.
Мероприятие было организовано компанией "Облачные решения" (бренд Okdesk) при поддержке МЧС России, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, АО НВП "Болид", учебного центра "Такир" и НПО "Бастион".
По итогам конференции коллективом организаторов и спикеров (членами экспертной группы) была подготовлена декларация, об основных постулатах которой и пойдет далее речь.
Вопросам технического обслуживания и ремонта (ТОиР) систем противопожарной защиты (СППЗ) со стороны профессионального сообщества уделяется недостаточно внимания. Специалисты индустрии пожарной безопасности сфокусированы, как правило, на процессах проектирования и монтажа СППЗ. Такое положение обусловлено экономическими причинами. Если сравнить бюджеты на проектирование и монтаж СППЗ с затратами на их обслуживание, то разница может быть в тысячи раз в пользу монтажа под ключ, что абсолютно непривлекательно для ТОиР. Но, с другой стороны, такое положение дел совершенно неприемлемо для национальных интересов в плане безопасности граждан и защищаемого от пожаров имущества.
Дело в том, что работоспособность корректно инсталлированной СППЗ начиная с некоторого срока эксплуатации критическим образом зависит от качества и полноты выполнения технического обслуживания и ремонта.
Низкий уровень финансирования услуг по ТОиР неизбежно ведет к деградации эксплуатируемых систем и их отдельных элементов, а отсутствие грамотно поставленного процесса технического обслуживания приводит к утрате навыков правильного использования противопожарных систем. Такая ситуация, к сожалению, является типичной для многих объектов на территории Российской Федерации, в особенности бюджетных.
Чтобы наглядно и наиболее ярко продемонстрировать тяжесть положения, обратимся к "рекордам", зафиксированным на портале государственных закупок. Здесь имеются прецеденты завершившихся торгов, в которых на обслуживание одного пожарного извещателя приходился один рубль (!) в месяц. Совершенно очевидно, что при таком ценообразовании реальных работ на объекте проводиться не будет.
Эта проблема требует безотлагательного решения.
Далеко не все зависит от регуляторов в лице МЧС России и ФАС: такая ситуация сложилась во многом вследствие действий или бездействия профессионалов и коллективных участников рынка пожарной безопасности. Вопреки заблуждениям, виной всему не только аукционная процедура, которая часто приводит к падению цены обслуживания до суммы, за которую фактически невозможно проводить работы в соответствии с регламентами, соответствующими нормативным документам1, и инструкциями производителей оборудования.
Именно потенциальные исполнители роняют цену на аукционной площадке, прекрасно понимая, что за эти деньги можно разве что заполнить журнал эксплуатации СППЗ. Не стоит также забывать заказчиков, с молчаливого согласия которых происходит все вышеописанное.
Мотивация заказчика снижается еще и потому, что сами по себе СППЗ не приносят добавленной ценности, которая могла бы как-то помочь в рамках основного вида деятельности организации. Техническое содержание средств безопасности руководители предприятий относят не к средствам производства, а к хозяйству -- расходной части, и экономят на нем, не задумываясь, к каким катастрофическим последствиям может привести такое отношение, от репутационных рисков, штрафов, утраты материальных ценностей до человеческих жертв и уголовной ответственности.
К сожалению, только крупные резонансные пожары заставляют вспомнить, что требования пожарной безопасности не праздны и обязательны к исполнению.
Стоит отметить, что проблема ТОиР актуальна не только для индустрии пожарной безопасности. Подобные прецеденты нередко встречаются при работе с электрооборудованием, оборудованием ОВиК2, лифтами и многим другим оборудованием. Скорее всего, не будет ошибкой заявить, что во всех сферах, где практикуется сервисное обслуживание технических средств и систем, не являющихся основным средством производства, пренебрежение вопросами ТОиР присутствует в той или иной степени.
Руководителю организации необходимо принять тот факт, что именно на нем в первую очередь лежит ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта3, в том числе:
Такая ответственность предполагает реальные специализированные знания в предметной области. Для решения этой задачи допускается выделение профильного специалиста(-ов). Однако это не снимает c руководителя ответственности за несоблюдение противопожарных норм. Найм специализированной обслуживающей организации, которая будет заниматься ТОиР СППЗ, аналогично не предполагает передачи ответственности.
В этой сфере делегировать возможно только задачи, а ответственность можно разделить. И главное: мало "отвечать", надо реально обеспечивать.
В сфере ТОиР СППЗ никогда не должен прекращаться процесс образования. Вносятся изменения в нормативно-правовые документы, растет ассортимент и уровень сложности эксплуатируемого оборудования. Эти изменения нужно либо отслеживать самостоятельно, либо обращаться за знаниями в специализированные обучающие центры. Важно помнить, что для любой организации характерен приход новых молодых специалистов, образованию которых необходимо уделять самое пристальное внимание. Кроме базового образования и прикладных знаний и навыков, требуется также трансляция отраслевой и корпоративной культуры, позволяющей сформировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами, смежниками.
К сожалению, в отрасли пожарной безопасности многие привыкли получать не знания, а "корочки". Эта пагубная привычка наносит двойной ущерб: впустую тратятся время преподавателей и деньги работодателя на нерадивого сотрудника, а его невежество в вопросах пожарной безопасности может иметь далеко идущие негативные последствия. Это касается как сотрудников сервисных организаций, так и эксплуатирующих сторон.
Задача обучения сотрудников нетривиальная, но это точно не является поводом ее игнорирования. Руководителям и обслуживающей, и эксплуатирующей организации необходимо подключать человеческий ресурс (поговорить, донести важность проводимых мероприятий до профильных замов, ответственных за пожарную безопасность и сотрудников в целом), административный ресурс (приказы, директивы с санкциями за невыполнение), самим быть реально вовлеченными в процессы обеспечения пожарной безопасности.
Здесь мы должны отметить, что использование систем класса help desk для управления ТОиР позволяет транслировать культуру производства, устанавливаемую обученным менеджментом заказчика и исполнителя, на существенно большее количество работников, вовлеченных в процесс. Это происходит как за счет типовых настроенных процедур, так и благодаря дистанционному взаимодействию лиц, контролирующих качество процесса, с рядовыми исполнителями. Таким образом, повышение квалификации одного работника существенно сказывается на качестве работы многих других.
Чаще всего для проведения работ по ТОиР СППЗ на объекте прибегают к услугам специализированной обслуживающей организации, обладающей необходимыми лицензиями, знаниями, опытом и компетенциями. С такой организацией заключается договор, в котором обязательно должна содержаться информация по следующим пунктам:
В числе приложений к договору должны быть утвержденные графики ТО, или же они разрабатываются и утверждаются сторонами в достаточно короткий срок с момента заключения договора на основании ведомостей эксплуатируемого оборудования и регламентов обслуживания каждого его типа (или однородной с позиции состава регламентов группы).
Договор или приложения к нему должны устанавливать уровни сервиса -- сроки устранения неисправностей в отношении каждой системы, а возможно, и отдельных фрагментов систем с учетом их важности и опасности, но не хуже, чем установлено обязательными нормативами. Контроль соответствия уровням сервиса для разных объектов можно поручить системе help desk.
Между заказчиком и исполнителем предполагается огромное разнообразие взаимодействий, и чем лучше они будут описаны в договоре и организованы на практике, тем комфортнее будет проходить предстоящая совместная работа. Особенно это важно для больших объектов с широким разнообразием основных технологических процессов, наличием режимных помещений с ограниченным доступом, разных юридических лиц, например арендаторов. Важно установить, по каким каналам и посредством каких лиц будет осуществляться связь в случае возникновения неисправности, с кем будут согласовываться визиты специалистов обслуживающей организации, кто их будет сопровождать во время проведения работ и т.д.
Важнейшей задачей является синхронизация связанных цепочек событий, в которых участвует много лиц. Например, сдвиг даты комплексных испытаний СППЗ может потребовать изменения графика работ нескольких обслуживающих организаций, сотрудников разных подразделений заказчика и третьих лиц, для чего понадобятся множественные уведомления и согласования.
Без должной подготовки и организации взаимодействия между вовлеченными сотрудниками заинтересованных организаций могут возникать разного рода конфликты, которые достаточно сложно уладить даже при конструктивном настрое участников. На практике это означает создание прозрачных, понятных условий взаимодействия. Для этих целей можно использовать специализированное программное обеспечение -- системы класса help desk, которые позволяют вести цифровые паспорта СППЗ со всей необходимой информацией для эксплуатации и обслуживания, создавать графики регламентных работ, фиксировать неисправности и ложные срабатывания, автоматически назначать заявки на исполнителей, вести журналы эксплуатации СППЗ в электронном виде5, контролировать сроки, качество и полноту проводимых работ, обеспечивать многостороннее онлайн-согласование и документирование необходимых решений.
Работа в таких условиях минимизирует возможность сокрытия какой-либо информации между представителями разных сторон, что позволит объективно воспринимать ход работ и состояние эксплуатируемых СППЗ, а также выстраивать доверительные отношения.
Взаимное недоверие участников процесса приводит к неоправданным затратам сторон на интерпретацию своей деятельности в выгодном свете и компрометирование партнера. В такой ситуации, скорее всего, основным "потерпевшим" окажется результат -- полнота и качество проводимых работ и, как следствие, работоспособность СППЗ и реальная пожарная безопасность объекта.
Эталонная верхнеуровневая модель организации взаимоотношений между заказчиком и обслуживающей организацией может выглядеть следующим образом:
1 Организаторы конференции направили в адрес ФГБУ ВНИИПО МЧС России предложения по организации дополнительных проверок работы сервисных компаний на предмет фактически совершенных работ, цена контракта которых меньше расчетных трудозатрат в соответствии с регламентом ТО, умноженных на региональный МРОТ.
2 ОВиК -- отопление, вентиляция и кондиционирование.
3 В соответствии со ст. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ".
4 Приказ Росстандарта от 13.02.2023 № 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
5 Организаторы конференции направили в адрес ФГБУ ВНИИПО МЧС России предложения по внесению изменений в национальные стандарты по СППЗ в части технического обслуживания, ремонта и проведения испытаний на работоспособность.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 3/2025
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky