Исходя из специфики деятельности некоторых объектов или территорий (далее будем называть их объектами), относящихся к сфере ведения отдельных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, можно выделить отдельную категорию, условно обозначаемую как "социально значимые объекты", а также определить особенности формирования требований к их антитеррористической защищенности в зависимости от видов деятельности.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач государства определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности объектов от террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения [1].
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" под антитеррористической защищенностью объекта понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта [2].
В соответствии с Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов и паспорта безопасности объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013г. № 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)", федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в полном объеме обеспечена подготовка соответствующих актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих требования к антитеррористической защищенности объектов, правообладателями которых они являются или которые относятся к их сфере деятельности [3].
Данные постановления Правительства Российской Федерации устанавливают не только обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, но и категории таких объектов, а также порядок разработки и формы паспортов безопасности объектов.
Одной из основных мер обеспечения антитеррористической защищенности объектов является их оборудование инженерно-техническими средствами охраны.
Требования к инженерно-техническим средствам охраны объектов (территорий) устанавливаются дифференцированно, в зависимости от категорий объектов, определяемых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливающими требования к антитеррористической защищенности таких объектов, с учетом особенностей их функционирования, а также исходя из расположения их на местности, степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения и иных факторов.
Важную роль для государства играет обеспечение безопасности людей на объектах, имеющих социальную значимость, в том числе от террористических угроз.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации понятие таких объектов не определено.
Однако, по мнению автора, "социально значимые объекты" можно определить как жизненно важные объекты, деятельность которых направлена на обеспечение конституционных прав граждан.
К социально значимым объектам относятся объекты здравоохранения, социального обеспечения, образования, розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, культуры, досуга и физической культуры.
По общему правилу, на объектах, в том числе и социально значимых, должен осуществляться комплекс мероприятий, направленных на обеспечение их антитеррористической защищенности, а именно на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Особое внимание должно уделяться мероприятиям, целью которых является пресечение попыток совершения террористических актов на объектах, минимизация возможных последствий совершения террористических актов на объектах и ликвидация угрозы их совершения, в том числе выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.
Кроме того, немаловажными в свете современных информационных технологий и технических возможностей являются мероприятия по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта и иных документах объекта, в том числе о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта.
Механизм обеспечения выполнения вышеуказанных мероприятий разрабатывается федеральными органами исполнительной власти самостоятельно с учетом специфики подведомственных объектов и реализуется путем подготовки методических рекомендаций, разъясняющих вопросы их антитеррористической защищенности.
Особенности обеспечения антитеррористической защищенности социально значимых объектов, подведомственных отдельным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, напрямую зависят от видов деятельности, осуществляемых на таких объектах.
К особому характеру работы социально значимых объектов можно отнести: использование в научных и учебных целях наркотических средств, психотропных веществ, а также их культивирование; деятельность, связанную с оборотом огнестрельного оружия, использованием ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ, и др.
Например, нередко на социально значимых объектах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в научных и учебных целях используются наркотические средства, психотропные вещества, а также производится их культивирование.
Требования к антитеррористической защищенности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов, относящихся к его сфере деятельности, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 [4]. Вместе с этим инженерно-техническая укрепленность таких объектов должна также соответствовать требованиям, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и МВД России от 15 сентября 2021 г.№ 335/677[5].
Аналогичным требованиям, в совокупности с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8 [6], должны соответствовать и социально значимые объекты Министерства здравоохранения Российской Федерации и объекты, относящиеся к сфере деятельности данного министерства, на которых также осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений. Кроме того, порядок хранения таких наркотических средств и психотропных веществ должен обеспечиваться в соответствии с Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148 [7].
Необходимо иметь в виду, что при осуществлении на социально значимых объектах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации деятельности, связанной с оборотом огнестрельного оружия, помещения для хранения оружия, а также стрелковые тиры и стрельбища должны соответствовать требованиям к размещению такого оружия и оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ, установленным приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814" [8].
Таким же требованиям, наряду с установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 г. № 52, должны соответствовать и объекты Министерства спорта Российской Федерации, если на них располагаются стрелковые тиры и стрельбища или осуществляется деятельность, связанная с оборотом оружия [9].
Характер работ на социально значимых объектах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации может быть связан с использованием ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ и иметь пункты их хранения. Такие объекты должны дополнительно соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 октября 2017 г. № 417 "Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Положение по установлению уровней физической защиты радиационных объектов" [10, 11].
Следует также отметить, что места хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ должны соответствовать требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-060-05 "Размещение пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности", утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 августа 2005 г. № 3 [12].
Обеспечение антитеррористической защищенности социально значимых объектов правообладателями которых является Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, тоже имеет свои особенности. Так, объекты, являющиеся памятниками истории и культуры, должны соответствовать не только требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. № 176, но и требованиям приказа Министерства культуры Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 664 "Об утверждении Типовых требований по инженерно-технической укрепленности и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях-памятниках истории и культуры" [13, 14].
В целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, при установлении уровней террористической опасности на всех социально значимых объектах федеральных органов исполнительной власти должен выполняться полный комплекс мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства" [15].
Важно отметить, что требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272, на социально значимые объекты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации не распространяются [16].
Следует также обозначить, что во исполнение решения заседания Национального антитеррористического комитета от 11 февраля 2020 г. в рамках принятия дополнительных мер защиты социально значимых объектов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии разработаны рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов отдельных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которые размещены на официальном сайте Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (rosguard.gov.ru) и содержат наиболее оптимальные решения по оснащению таких объектов техническими средствами охраны [17].
В соответствии с подп. 27 п. 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510, территориальные органы Росгвардии и подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в рамках имеющейся компетенции принимают участие в мероприятиях по реализации установленных Правительством Российской Федерации требований к антитеррористической защищенности объектов различной ведомственной принадлежности, в том числе и социально значимых, – они привлекаются к категорированию таких объектов и мероприятиям, контролирующим выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов [15].
Таким образом, в рамках мероприятий по категорированию и контролю социально значимых объектов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, проводимых с участием сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, исходя из особенностей таких объектов, особое внимание необходимо акцентировать на необходимости обеспечения на них дополнительных мероприятий по антитеррористической защищенности, в целях всестороннего исполнения действующего законодательства Российской Федерации.