Правительство Российской Федерации ставит амбициозную цель – снизить к 2030 г. количество погибших при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) до уровня не более четырех человек на 100 тыс. населения. В этой статье рассмотрим, какими методами можно достичь данную цель.
Транспорт, в первую очередь автомобильный, играет исключительно важную роль в жизни современного общества, обеспечивая удовлетворение транспортных потребностей экономики и населения, ускорение движения пассажиро- и грузопотоков. Транспорт обеспечивает связанность территорий, создает рабочие места (в том числе в смежных отраслях экономики), формирует поступления в бюджеты различного уровня.
В то же время с функционированием автомобильного транспорта связан целый ряд проблем, важнейшей из которых является дорожно-транспортная аварийность. Структура экстернальных затрат (ущерба), связанных с использованием только легковых автомобилей (затрат/ущерба третьих сторон, непосредственно не задействованных в отношениях субъектов транспортной деятельности и/или в процессах дорожного движения) в странах ЕС в 2019 г. представлена в табл. 1.
Таблица 1. Общие экстернальные затраты, связанные с использованием легковых автомобилей в странах Евросоюза (источник: ЕС, 2019)
Более половины из 1,4 млн смертей в результате дорожно-транспортных происшествий в мире приходится на города. Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной смертности среди молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет, что обходится правительствам примерно в 2—3% ВВП в год.
В 2022 г. в России, по данным ГИБДД, произошло 126 705 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. В этих ДТП погибли 14 172 человека. Еще 159 635 человек получили ранения. По статистике ГИБДД, каждое третье ДТП только с материальным ущербом оформляется по европротоколу. В 2022 г. без вызова автоинспекторов обошлись примерно 1,3 млн водителей. Таким образом, по некоторым оценкам, соотношение учетных и неучетных ДТП может оцениваться как 1:13,5.
К наиболее актуальным текущим проблемам в сфере безопасности дорожного движения в Российской Федерации могут быть отнесены следующие:
За первое полугодие 2023 г. число погибших в ДТП возросло на 2,9%. За этим ростом, как предполагают, стоят, в частности, геополитические причины, вызвавшие перераспределение транспортных потоков на территории страны.
В Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы (далее – Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р, была поставлена амбициозная цель – снизить к 2024 г. социальный риск до уровня не более четырех погибших на 100 тыс. населения (так называемый показатель социального риска). В соответствии с поручением председателя Правительства Российской Федерации от 11 июля 2018 г. № ДМ-П9-4145 мероприятия по реализации Стратегии включены в национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Исходя из реалий изменения показателей аварийности в стране, президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета в октябре 2020 г. поручил правительству добиться снижения показателя смертности в ДТП до четырех человек на 100 тыс. человек к 2030 г. Он также поручил установить дополнительный целевой показатель транспортного риска (число погибших на 10 тыс. автотранспортных средств).
Как же оценить ситуацию со снижением смертности в ДТП в России? Является ли достигнутые за последние годы результаты достаточными?
За последние годы в России достигнут заметный прогресс в снижении числа и тяжести ДТП. На рис. 1 показана динамика изменения показателя социального риска за период с 2000 по 2022 г. [1]. На изменение данного показателя, безусловно, повлияла реализация мероприятий федеральных целевых программ повышения безопасности дорожного движения в 2006–2012 и в 2013–2020 гг. [2].
Представленные данные свидетельствуют о том, что в стране за период 2006–2022 гг. достигнут определенный прогресс в снижении показателей дорожно-транспортной аварийности. В то же время сохраняется отставание России по удельным показателям аварийности от стран развитой автомобилизации (рис. 2 и 3).
По данным CARE, средний показатель социального риска в 27 странах Евросоюза к 2030 г. составит 2,54.
Очевидно, что достигнутый прогресс в улучшении показателей безопасности дорожного движения в России весьма значителен. В то же время становится понятным, что только реализация соответствующих федеральных программ/проектов является необходимым, но недостаточным условием коренного изменения состояния аварийности. В условиях перехода страны на принципиально новый уровень автомобилизации (300–500 транспортных средств на 1 тыс. жителей) необходимо менять государственную политику в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, применять новые современные методы и механизмы воздействия на общество, государственные структуры, бизнес и участников движения.
Смертность в ДТП является показателем работы транспортной системы, зависящим от целого ряда факторов и процессов. Сложившаяся многолетняя практика признания в большинстве случаев виновным в совершении ДТП водителя привела к определенному "обвинительно-карательному" перекосу во всей государственной политике в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Все страны, добившиеся заметных успехов в снижении аварийности и тяжести ее последствий, исповедуют несколько иной подход к формированию политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, шведская транспортная администрация сформулировала следующие базовые принципы обеспечения безопасности дорожного движения в стране [3]:
Основы нового подхода к обеспечению безопасности дорожного движения на международном уровне были сформулированы Международным транспортным форумом (МТФ) на базе передового опыта таких стран с низким уровнем аварийности, как Нидерланды, Швеция, Новая Зеландия, Австралия, Франция, Германия и других [4]. Он получил название Safe System Approach – Концепция безопасных автодорожных систем. Во многом данный подход базировался также на результатах более ранних исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), изложенных в докладе о предотвращении дорожно-транспортного травматизма 2004 г., где отмечалось, что "обычные ошибки водителей и обычное поведение пешеходов не должны приводить к гибели и серьезным ранениям людей – система дорожного движения должна помогать пользователям справляться с возрастающей сложностью условий движения".
Основные принципы Концепции безопасных автодорожных систем (Safe System Approach) формулируются следующим образом [5, 6, 7]:
В табл. 2 показаны отличия традиционного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения и подхода в соответствии с Концепцией безопасных автодорожных систем согласно проф. Фреду Вегману (SWOV, Нидерланды) [6].
Таблица 2. Различие традиционного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения и Концепции безопасных автодорожных систем (Safe System Approach, SSA)
Еще одним из важнейших принципов создания безопасных автотранспортных систем является признание и учет приоритета жизни человека и его уязвимости в дорожном движении – "человек как мера вещей" (SWOV, Нидерланды):
Исследования показали, что вероятность гибели в ДТП напрямую зависит от скорости столкновения. В табл. 3 приведены данные о вероятности гибели человека в различных видах ДТП в зависимости от скорости автомобиля, по данным университета Monash (Австралия) [8].
Таблица 3. Вероятность гибели в ДТП при разных скоростях
Приведенные в табл. 2 данные говорят о том, что ограничение скорости движения является одним из ключевых и очень эффективных инструментов снижения риска гибели людей в ДТП с учетом условий движения. Исходя из приведенных выше данных и результатов ряда аналогичных исследований, были обоснованы максимально разрешенные скорости движения для типичных городских условий движения во многих развитых странах:
В российских условиях скорость движения в городах в общем случае ограничена 60 км/ч. Учитывая практику нештрафуемого диапазона в 20 км/ч, мы получаем формальную возможность для водителей двигаться в городе (при отсутствии иных ограничивающих скорость знаков) со скоростью до 80 км/ч. Исходя из данных табл. 2 и экстраполируя их на другие скоростные диапазоны, можно ожидать, что в случае наезда на пешехода вероятность его гибели в этих условиях составит практически 100%. Для водителей автомобилей вероятность гибели в ДТП составит от 20% (лобовые столкновения) до 70% (боковые столкновения). Таким образом, важнейшим и первоочередным решением, которое должно быть принято властями для снижения смертности от ДТП, является снижение максимально разрешенных скоростей движения в городах и существующих пределов их нештрафуемого превышения.
В Российской Федерации реализация принципов Концепции безопасных автотранспортных систем потребует определенного изменения стратегических приоритетов политики в данной сфере. Очевидно, что ориентация на решение задачи снижения смертности в ДТП и выхода на уровень социального риска четырех погибших в ДТП на 100 тыс. жителей к 2030 г. только за счет простых и быстрых традиционных решений отдельных проблем (нетрезвое вождение, наезды на пешеходов, встречные столкновения) не даст необходимого результата. Необходимы, как было отмечено выше, комплексные подходы и долговременная постоянная деятельность в данном направлении. Только постоянная, целенаправленная и планомерная работа всех заинтересованных сторон – государства, общества, бизнеса является залогом устойчивого снижения числа и тяжести ДТП.
Смертность от ДТП к 2030 г. реально сократить до существующего среднеевропейского уровня 4–6 погибших на 100 тыс. населения (что характерно для стран с уровнем автомобилизации 400–500 транспортных средств на 1 тыс. жителей), но для достижения этого результата необходимо сочетание всего спектра мер профилактики аварийности, обеспечения условий "защищенности" всех участников движения и эффективного правоприменения.
Разработка новой редакции национальной Стратегии повышения безопасности дорожного движения (на период 2025–2030 гг.) должна базироваться на учете кардинальных технических и технологических изменений, происходящих в транспортном секторе, информатизации общества, изменения его правосознания и стереотипов транспортного поведения. Федеральную программу безопасности дорожного движения на 2025-2030 гг. следует сформировать, имея в виду широкое внедрение элементов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) как генерального направления повышения качества организации и обеспечения безопасности движения.
Для реализации в Российской Федерации идей Концепции безопасных автотранспортных систем необходимо также:
1 Международная группа по сбору данных и анализу безопасности дорожного движения.
2 Планировщики, инженеры, родители, политики, чиновники, инспекторы контрольно-надзорных служб, преподаватели, страховщики, производители автомобилей, работники коммунальных служб и др.
3 Следует отметить, что многие из этих принципов еще в 70–80-е гг. прошлого века так или иначе рассматривались в работах таких советских ученых, как Г.И. Клинковштейн, В.Н. Иванов, М.Б. Афанасьев, Ю.А. Клинковштейн и др.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com