Редакция проекта "Системы безопасности" продолжает публикацию материалов о борьбе с беспилотными воздушными судами и защите от них. В данной статье рассматривается защита объектов при помощи сетчатых конструкций.
Совершенствование беспилотных воздушных судов (далее – БВС) по таким направлениям, как машинное зрение, искусственный интеллект (далее – ИИ), оптоволоконные линии связи и передача видеоизображения, а также использование спутниковых группировок для управления ими и плохо прогнозируемые перспективы дальнейшего развития БВС делают чрезвычайно сложным создание эффективной радиоэлектронной защиты от них.
Примечание. Не существует абсолютного оружия, рано или поздно будет найдено эффективное средство противодействия БВС, например на базе микроволнового оружия, или путем выявления с помощью радиотехнической разведки центров управления БВС и поражения их традиционным оружием, или что-то иное. Как известно, лучшее средство ПВО – это собственные танки на аэродромах противника. Однако пока "меч" выигрывает у "щита".
Но как бы ни развивались далее БВС, они не могут изменить своей сути, которая определяет их как низкоскоростной малогабаритный летательный аппарат (в большинстве своем). А значит, механическая преграда может эффективно встать на пути ИИ.
Классификация механических заграждений против БВС приведена на рис. 1.
В данной статье подробно рассматривается защита сетчатыми конструкциями как последний рубеж средств инженерно-технических укрепленности объектов.
Говоря о защите от БВС сетчатыми заграждениями, необходимо определить его класс, от которого требуется защита объекта.
Условно БВС можно разделить на несколько классов.
1. Тяжелый класс (типа украинского БВС "Лютый").
Внешний вид БВС "Лютый"
Краткие тактико-технические характеристики (далее – ТТХ) БВС "Лютый" [1]:
2. Средний класс (типа украинского БВС "Бобер") [2].
Внешний вид БВС "Бобер"
Краткие ТТХ БВС "Бобер":
2.1. Средний класс (типа украинского БВС Airborne UJ-2") [3].
Внешний вид БВС Airborne UJ-2": обратите внимание на боевую часть в виде четырех мин 82 мм весом 3,6 кг каждая
Краткие ТТХ БВС Airborne UJ-2"):
3. БВС малого класса (в первую очередь FPV-дроны).
Внешний вид FPV-дрона [4]
Краткие ТТХ БВС типа FPV-дрона (лопасти 7")
Краткие ТТХ БВС типа [5]:
Внешний вид 7" квадрокоптера
Теперь, когда есть представления об энергии, которую должно выдержать ограждение, стоит подумать о дистанции, на которой должно быть остановлено БВС.
Расчет давления ударной волны произведен по формуле М.А. Садовского (1):
где (1)
r – расстояние до взрыва в метрах [6].
Необходимые данные о допустимых давлениях во фронте ударной волны можно взять из табл. 1–2 [7].
Таблица 1. Обобщенная таблица кинетической энергии удара БВС в ограждение и гранаты Ф1
Таблица 2. Данные о степени разрушения производственных, административных зданий и сооружений, имеющих разную устойчивость
Используя графики на рис. 3–4 и таблицы 2–3, исходя из типа БВС и особенностей ваших объектов, можно определить минимальные дистанции остановки БВС. Чем дальше от объекта будет перехвачено БВС, тем лучше: обратите внимание на то, как резко падает давление во фронте ударной волны от расстояния.
Таблица 3. Зависимость условной вероятности поражения человека с разной степенью тяжести от степени разрушения здания
Разумеется, эти расчеты очень приблизительные и сделаны исходя из условий воздушного взрыва боеприпаса. Взрыв может произойти и на поверхности земли, отражение ударной волны от близко стоящих зданий и сооружений может значительно изменить эти параметры. Вместо тротила возможно использование другого взрывчатого вещества с иными бризантными характеристиками или боеприпасов нефугасного действия. Однако данные расчеты дают представление о порядках этих величин.
Размеры статьи не позволяют подробно остановиться на всех типах защитных сетчатых сооружений и особенностях их построения, поэтому рассмотрим наиболее типовые конструкции, предлагаемые на рынке.
Данная сетка позволяет значительно отодвинуть точку перехвата от защищаемого объекта, будет эффективной защитой от FPV-дронов, но обладает ограниченной возможностью удержания крупного БВС. Достоинством синтетической сетки является то, что по причине своих эластичных свойств она может не дать сработать взрывателю боеприпаса.
В этом проекте расстояние между сеткой и зданиями превышает 30 м, что, несомненно, положительно. К недостаткам такого решения можно отнести стоимость его реализации и то, что преграда односеточная.
Рассмотрим ряд быстровозводимых конструкций, прежде всего на основе раздвижных мачт и в случае, когда фундаментом сетчатого заграждения выступает габион.
Для повышения возможности перехвата крупных БВС на предельных дальностях перехвата используются тросовые конструкции, натянутые между мачтами и просто высокостоящими зданиями и сооружениями.
Примечание. По мнению авторов, быстроподъемные сетчатые заграждения на базе стационарных БВС и аэростатов относятся к эксклюзивным решениям и должны быть оправданны нетипичными условиями эксплуатации объекта охраны. Недостатком быстроподъемных сетчатых заграждений на базе БВС является высокая стоимость решения и малая грузоподъемность. Недостатки заграждения на базе аэростатов аналогичны приведенным выше, но к ним добавляется еще и сложность эксплуатации аэростатов.
Выбор конструкции сетчатого заграждения необходимо начинать с создания комиссии, куда обязательно должен входить главный инженер объекта или его представитель (никто лучше них не знает особенности функционирования объекта и его уязвимых мест), представитель службы охраны (им осуществлять впоследствии охрану объекта), проектировщик (от качества проекта зависит напрямую эффективность защиты), представитель подрядчика (ему выполнять реализацию проектных решений).
Необходимо убедиться, что проектировщик, подрядчик и поставщик оборудования имеют соответствующие лицензии и опыт работ по данной тематике.
С открытыми глазами подходите к реальным возможностям такой защиты по ударным нагрузкам и размерам перехватываемых БВС (надеемся, что приведенный в статье материал даст вам для этого достаточно информации).
В первую очередь надо защищать наиболее уязвимые места охраняемого объекта и учитывать наиболее вероятные направления прилета БВС.
При определении вероятного направления подлета БВС следует обращать особое внимание на водохранилища, русла рек, крупные транспортные магистрали, обширные открытые пространства (поля, луга, пустыри и т.п.), овраги, примыкающие к объекту охраны, и т.д.
Для запуска FPV-дронов и легких БВС террористы могут использовать крыши высокостоящих зданий, недостроенные объекты капитального строительства. Обращайте внимание на автомашины, стоящие в необычных местах.
Считаем, что для повышения устойчивости к атакам БВС сетчатая конструкция должна быть трехрядной. Первый ряд – синтетическая сетка, два последующих – металлическая сетка или прутки толщиной не менее 3 мм. Расстояние между первой сеткой и защищаемой конструкцией выбирают исходя из мощности боеприпаса, установленного на БВС (чем больше расстояние, тем лучше), но в любом случае она не должна быть менее 9 м.
Сетчатая конструкция должна выдерживать ветровую и снеговую нагрузку, характерную для вашей климатической зоны (при необходимости возможна прокладка термопроводов, обеспечивающих подогрев конструкции).
Следует понимать, что любая защита не дает 100% вероятности безопасности, а только снижает вероятность угрозы или уменьшает негативные последствия атаки, поэтому не исключайте из защитного контура и радиоэлектронные средства обнаружения и борьбы с БВС. Эффективной может быть только комплексная защита.
Список использованных материалов
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>