Статьи | Secuteck.Ru

Построение системы противопожарной автоматики в паркингах

Written by Юрий Худяков | 01/12/25

Паркинги в многоквартирных домах – места с повышенной пожарной нагрузкой, что может привести к серьезным материальным и людским потерям. ГК "Самолет" на своих объектах застройки применяет ряд эффективных решений по противопожарной защите, направленных на спасение людей и материальных ресурсов.

Все чаще в больших городах возникает проблема парковки личных автомобилей граждан и возникает необходимость строительства паркингов с большим количеством парковочных мест.
Компания-застройщик ГК "Самолет" в районах застройки многоквартирных жилых домов строит паркинги двух типов:

  • подземные паркинги, соединяемые с многосекционными домами;
  • надземные отдельно стоящие открытые паркинги.

Подземные и открытые надземные паркинги, помимо мест размещения личных автомобилей, могут быть оснащены рядом помещений с различающимися категориями пожарной и взрывопожарной опасности, а также с различными классами функциональной пожарной опасности:

  • парковочные места;
  • технические помещения (индивидуальные тепловые пункты, насосные, электрощитовые и ВРУ, вентиляционные камеры, помещения связи и т.д.);
  • пожарные посты или посты охраны;
  • кладовые;
  • помещения ритейла на первом этаже отдельно стоящего паркинга (магазины, автомойки, станции технического обслуживания и т.д.);
  • другие помещения вспомогательного назначения.

Рис. 1. Типы разрабатываемых паркингов в ГК "Самолет"

Для удобства эксплуатации современных автомобилей подземные и отдельно стоящие паркинги дополнительно оснащаются розетками для подключения зарядных устройств электромобилей.

В подземных и надземных паркингах сосредоточена различная пожарная нагрузка (пластиковые или содержащие ПВХ материалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и т.п.) в достаточно большом количестве, возгорание которых может привести к серьезным материальным и людским потерям.

При разработке решений по противопожарной защите подземных и надземных паркингов инженеры-проектировщики ГК "Самолет" руководствуются действующими нормативно-техническим документами (федеральные законы, ГОСТы, своды правил, руководящие документы и т.д.), регламентирующими требования пожарной безопасности, с целью спасения людей и материальных ресурсов.

С целью разработки проектных решений в достаточном объеме для выполнения требований ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по подземным и надземным паркингам в ГК "Самолет" разрабатываются специальные технические условия (СТУ), на основании которых выполняется разработка проектной и рабочей документации.

Для обеспечения своевременной эвакуации людей и спасения материальных ценностей из подземных и надземных паркингов разрабатываются следующие основные системы противопожарной защиты, в соответствии с требованиями СП 484.1311500.2020, СП 485.1311500.2020, СП 486.1311500.2020:

  • система пожарной сигнализации (СПС);
  • система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);
  • система автоматизации противодымной вентиляции;
  • система автоматизации автоматических установок пожаротушения (АУПТ);
  • взаимодействие с другими инженерными системами зданий.

В проектных решениях отражено размещение приборов приемно-контрольных систем пожарной автоматики в помещениях связи или на пожарном посту, при его наличии.

В случаях отсутствия в защищаемом паркинге пожарного поста выполняется передача тревожной информации по каналу связи Ethernet на автоматизированное рабочее место оператора диспетчерской службы.

Для передачи информации в систему диспетчеризации здания предусматривается сопряжение на релейном уровне системы пожарной автоматики со щитом АСУД.

Рис. 2. Структура взаимодействия системы пожарной автоматики с другими инженерными системами здания

Рис. 3. Система пожарной сигнализации (СПС)

В паркингах открытого и закрытого типа система пожарной сигнализации проектируется адресно-аналогового типа на оборудовании отечественного производства, где применяются адресные пожарные извещатели следующего типа:

  • извещатель пожарный тепловой точечный адресный;
  • извещатель пожарный пламени адресный; 
  • извещатель пожарный дымовой точечный адресный;
  • извещатель пожарный комбинированный теплодымовой точечный адресный;
  • извещатель пожарный ручной адресный;
  • устройство дистанционного пуска адресное;
  • извещатель пожарный тепловой адресный.

Размещение автоматических и ручных пожарных извещателей в проектных решениях ГК "Самолет" выполняется по следующим алгоритмам:

  • алгоритм "А", предусматривается только для ИПР;
  • алгоритм "В", предусматривается для автоматических пожарных извещателей при запуске системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) до 3-го типа;
  • алгоритм "С", предусматривается для автоматических пожарных извещателей при запуске СОУЭ 4-го типа и активации автоматических пожарных извещателей.

Для своевременной эвакуации людей из паркингов проектными решениями разрабатываются следующие типы оповещений, включаемые в общую систему пожарной автоматики:

  • 2-й тип СОУЭ (звуковое и световое оповещение) для открытых этажей надземных паркингов;
  • 3-й тип СОУЭ (речевое и световое оповещение) для оповещения закрытого первого этажа надземного паркинга;
  • 4-й тип СОУЭ (речевое и световое оповещение, двусторонняя связь зон эвакуации с пожарным постом) для оповещения подземного паркинга.

Для защиты подземных паркингов предусматривается оснащение автоматической установкой водяного пожаротушения спринклерного типа. При этом система пожарной автоматики через подключаемые адресные метки контролирует состояние следующего оборудования:

  • сигнализаторов потока жидкости (СПЖ);
  • затворов с концевиками "открыто"/"закрыто";
  • узлов управления.

В случае если защищаемая площадь установками АУПТ составляет 40 и более процентов от площади этажа, то, согласно требованиям СП 486.1311500.2020, оснащаются также все помещения категории "В3" и выше автоматическими установками пожаротушения. В проектах ГК "Самолет" помещения связи и электротехнические помещения (ВРУ, ТП и электрощитовые) защищаются следующими типами пожаротушения:

  • аэрозольный тип пожаротушения для защиты электротехнических помещений;
  • газовый тип пожаротушения для защиты помещений связи.

Система пожарной автоматики выполняет управление и пуск автоматического пожаротушения в следующих режимах:

  • автоматический, от сработки автоматических пожарных извещателей адресного типа по алгоритму "С";
  • местный пуск, по сработке устройства дистанционного пуска, размещаемого снаружи защищаемого помещения;
  • дистанционный, по сработке с блока управления, размещаемого на пожарном посту.

Подземные и надземные паркинги оснащаются пожарными кранами системы внутреннего противопожарного водопровода (ВПВ). Система пожарной автоматики выполняет функцию активации ВПВ путем сопряжения адресных меток с датчиками положения пожарного крана (ДППК). При открытии вентиля в пожарном шкафу система пожарной автоматики выдает пускающий релейный сигнал на шкаф управления насосной станции пожаротушения для пуска насосов и сигнал на шкаф управления задвижкой для ее включения.

С целью обеспечения своевременной эвакуации людей из защищаемых надземных и подземных паркингов предусматриваются проектные решения по автоматизации системы противодымной защиты (СПДЗ), в соответствии с разработанными специалистами по отоплению и вентиляции алгоритмами работы:

  • управление клапанами нормально-открытого и нормально-закрытого типа противодымной вентиляции с помощью адресных модулей управления;
  • управление вентиляторами противодымных систем от шкафов управления (с автоматическими выключателями без теплового расцепителя).

Система пожарной автоматики при возникновении пожара выполняет функцию отключения системы общеобменной вентиляции путем передачи релейных сигналов "Пожар" в шкафы управления системами общеобменной вентиляции, а также через адресные модули выполняется управление и контроль противопожарных клапанов нормально-открытого и нормально-закрытого типа.

Подземные и надземные паркинги оснащаются системами контроля и управления доступа (СКУД). Для разблокировки шлагбаумов и электрозапираемых дверных устройств предусматривается передача релейных сигналов "Пожар" от системы пожарной автоматики на контроллеры доступа для их последующей разблокировки. Происходит отпирание дверей, и стрелы шлагбаумов поднимаются вверх, обеспечив тем самым эвакуацию людей и автомобилей из защищаемых зданий.

ГК "Самолет" уделяет большое внимание пожарной безопасности при разработке тех или иных проектных решений, с целью снижения риска для жизни и здоровья людей, находящихся в защищаемых надземных и подземных паркингах.

Иллюстрации предоставлены автором.

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"

Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky