Паркинги в многоквартирных домах – места с повышенной пожарной нагрузкой, что может привести к серьезным материальным и людским потерям. ГК "Самолет" на своих объектах застройки применяет ряд эффективных решений по противопожарной защите, направленных на спасение людей и материальных ресурсов.
Все чаще в больших городах возникает проблема парковки личных автомобилей граждан и возникает необходимость строительства паркингов с большим количеством парковочных мест.
Компания-застройщик ГК "Самолет" в районах застройки многоквартирных жилых домов строит паркинги двух типов:
Подземные и открытые надземные паркинги, помимо мест размещения личных автомобилей, могут быть оснащены рядом помещений с различающимися категориями пожарной и взрывопожарной опасности, а также с различными классами функциональной пожарной опасности:
Рис. 1. Типы разрабатываемых паркингов в ГК "Самолет"
Для удобства эксплуатации современных автомобилей подземные и отдельно стоящие паркинги дополнительно оснащаются розетками для подключения зарядных устройств электромобилей.
В подземных и надземных паркингах сосредоточена различная пожарная нагрузка (пластиковые или содержащие ПВХ материалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и т.п.) в достаточно большом количестве, возгорание которых может привести к серьезным материальным и людским потерям.
При разработке решений по противопожарной защите подземных и надземных паркингов инженеры-проектировщики ГК "Самолет" руководствуются действующими нормативно-техническим документами (федеральные законы, ГОСТы, своды правил, руководящие документы и т.д.), регламентирующими требования пожарной безопасности, с целью спасения людей и материальных ресурсов.
С целью разработки проектных решений в достаточном объеме для выполнения требований ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по подземным и надземным паркингам в ГК "Самолет" разрабатываются специальные технические условия (СТУ), на основании которых выполняется разработка проектной и рабочей документации.
Для обеспечения своевременной эвакуации людей и спасения материальных ценностей из подземных и надземных паркингов разрабатываются следующие основные системы противопожарной защиты, в соответствии с требованиями СП 484.1311500.2020, СП 485.1311500.2020, СП 486.1311500.2020:
В проектных решениях отражено размещение приборов приемно-контрольных систем пожарной автоматики в помещениях связи или на пожарном посту, при его наличии.
В случаях отсутствия в защищаемом паркинге пожарного поста выполняется передача тревожной информации по каналу связи Ethernet на автоматизированное рабочее место оператора диспетчерской службы.
Для передачи информации в систему диспетчеризации здания предусматривается сопряжение на релейном уровне системы пожарной автоматики со щитом АСУД.
Рис. 2. Структура взаимодействия системы пожарной автоматики с другими инженерными системами здания
Рис. 3. Система пожарной сигнализации (СПС)
В паркингах открытого и закрытого типа система пожарной сигнализации проектируется адресно-аналогового типа на оборудовании отечественного производства, где применяются адресные пожарные извещатели следующего типа:
Размещение автоматических и ручных пожарных извещателей в проектных решениях ГК "Самолет" выполняется по следующим алгоритмам:
Для своевременной эвакуации людей из паркингов проектными решениями разрабатываются следующие типы оповещений, включаемые в общую систему пожарной автоматики:
Для защиты подземных паркингов предусматривается оснащение автоматической установкой водяного пожаротушения спринклерного типа. При этом система пожарной автоматики через подключаемые адресные метки контролирует состояние следующего оборудования:
В случае если защищаемая площадь установками АУПТ составляет 40 и более процентов от площади этажа, то, согласно требованиям СП 486.1311500.2020, оснащаются также все помещения категории "В3" и выше автоматическими установками пожаротушения. В проектах ГК "Самолет" помещения связи и электротехнические помещения (ВРУ, ТП и электрощитовые) защищаются следующими типами пожаротушения:
Система пожарной автоматики выполняет управление и пуск автоматического пожаротушения в следующих режимах:
Подземные и надземные паркинги оснащаются пожарными кранами системы внутреннего противопожарного водопровода (ВПВ). Система пожарной автоматики выполняет функцию активации ВПВ путем сопряжения адресных меток с датчиками положения пожарного крана (ДППК). При открытии вентиля в пожарном шкафу система пожарной автоматики выдает пускающий релейный сигнал на шкаф управления насосной станции пожаротушения для пуска насосов и сигнал на шкаф управления задвижкой для ее включения.
С целью обеспечения своевременной эвакуации людей из защищаемых надземных и подземных паркингов предусматриваются проектные решения по автоматизации системы противодымной защиты (СПДЗ), в соответствии с разработанными специалистами по отоплению и вентиляции алгоритмами работы:
Система пожарной автоматики при возникновении пожара выполняет функцию отключения системы общеобменной вентиляции путем передачи релейных сигналов "Пожар" в шкафы управления системами общеобменной вентиляции, а также через адресные модули выполняется управление и контроль противопожарных клапанов нормально-открытого и нормально-закрытого типа.
Подземные и надземные паркинги оснащаются системами контроля и управления доступа (СКУД). Для разблокировки шлагбаумов и электрозапираемых дверных устройств предусматривается передача релейных сигналов "Пожар" от системы пожарной автоматики на контроллеры доступа для их последующей разблокировки. Происходит отпирание дверей, и стрелы шлагбаумов поднимаются вверх, обеспечив тем самым эвакуацию людей и автомобилей из защищаемых зданий.
ГК "Самолет" уделяет большое внимание пожарной безопасности при разработке тех или иных проектных решений, с целью снижения риска для жизни и здоровья людей, находящихся в защищаемых надземных и подземных паркингах.
Иллюстрации предоставлены автором.
Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky