В последние годы отечественными предприятиями была предпринята попытка совершить прорыв в качественном уровне и технологии изготовления пожарных автомобилей (ПА) нового поколения, выпускаемых в нашей стране. Говорить о том, что в полной мере прорыв удался, пока преждевременно, хотя некоторые предпосылки для этого имеются. Анализ технических решений, уже реализованных в представленных на рынке инновационных типах и моделях ПА, позволяет оценить те тенденции, которые могут оказаться определяющими в развитии отечественного рынка пожарных автомобилей уже в ближайшей перспективе.
Пожары относятся к тем социальным явлениям, которые приносят моральный и материальный ущерб обществу, имеют большую социальную опасность. Борьба с пожарами стала общественной потребностью, поэтому роль пожарной охраны и ее технической оснащенности в предупреждении и тушении пожаров постоянно возрастает.
Между тем развитие цивилизации ставит перед пожарной охраной все новые проблемы. Большое количество пожароопасных материалов, новые технологии производства и переработки продуктов создают опасность превращения любого возгорания в огромный пожар, имеющий катастрофические последствия по материальным убыткам и гибели людей.
В этих условиях перед пожарными ставятся новые, все более сложные задачи. Сегодня практически во всем мире пожарная охрана развивается в направлении многофункциональности, трансформируясь при этом в пожарно-спасательную службу.
Ежегодно пожарная охрана получает из федерального бюджета средства на закупку оперативной техники, при этом основное внимание уделяется созданию и закупке новых видов пожарно-спасательной техники (ПСТ), развитию новых технологий тушения. Как следствие, появляются реальные возможности для структурной реконструкции (реструктуризации) парка ПА. Актуальность проблемы реструктуризации парка ПА очевидна. Она исходит из необходимости ПСТ, создания образцов ПА нового поколения, а также повышения эффективности эксплуатации техники, находящейся на вооружении в подразделениях.
Рассмотрим некоторые ПА, которые, по нашему мнению, можно отнести к ПА нового поколения – они были представлены на выставке в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности "Комплексная безопасность – 2021" (12–16 мая 2021 г. – КВЦ "Патриот", Московская область, г. Кубинка).
Пожарный автомобиль газодымозащитной службы многоцелевой АГМ 35-50-400 на шасси IVECO-AMT MLC150E28W (4х4) экологического класса 5 мощностью 200/272 кВт/л.с. (рис. 1) разработан ООО Торгово-производственное предприятие "Пеленг" (Нижний Новгород). В конце 2020 г. этот ПА успешно прошел приемочные испытания и передан на опытную эксплуатацию.
В структуре обозначения АГМ используется три числа, означающие основные (базовые) параметры агрегатов: 35 кВт – мощность электрического генератора; 50 тыс. куб. м/час – суммарная производительность двух переносных дымососов (с электроприводом и с двигателем внутреннего сгорания; 400 л/мин – производительность компрессора, с объемом ресивера 400 л и его рабочим давлением 45 Мпа и количеством штуцеров зарядки баллонов по 4 единицы внутри и снаружи ПА. АГМ имеет вместимость боевого расчета в количестве девяти человек.
Исходя из назначения, этот ПА может применяться не только для проведения пожарно-спасательных работ в городских условиях, но и для проведения работ при ликвидации техногенных ЧС, в том числе выполнять функции пожарных автомобилей:
Другой современной инновационной разработкой ООО ТПП "Пеленг" является мобильный насосно-рукавный комплекс НРК-А на шасси КАМАЗ-6560 (8х8) грузоподъемностью не менее 23 000 кг с мощностью двигателя шасси 400 л.с., полной массой не более 36 100 кг, вместимостью кабины три человека, экологического класса 5 (рис. 2).
Мобильный высокопроизводительный насосно-рукавный комплекс НРК-А предназначен для тушения крупных природных и техногенных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с опасными гидрологическими явлениями, наводнениями, подтоплениями, а также техногенными авариями в условиях городской среды и промышленных предприятий (прорывы трубопроводов, затопление шахт, коллекторов, тоннелей).
НРК-А обеспечивает:
Надстройка НРК-А состоит из двух отдельных отсеков (кузовов) – насосного и рукавного, установленных на общем надрамнике.
Насосная установка НРК-А состоит из следующих основных частей:
В режиме пожаротушения вода от одного погружного насоса с помощью рукавной линии DN 300 длиной не менее 50 м подается на вход перекачивающего насоса и от него в напорную магистральную рукавную линию DN 300 длиной не менее 1150 м.
В режиме водоотведения вода от двух погружных насосов подается непосредственно в напорные рукавные линии DN 300 длиной не менее 600 м каждая.
Подключение рукавов DN 300 к погружным насосам, к входному и выходному патрубкам перекачивающего насоса, соединение отдельных секций рукавных линий между собой осуществляется с помощью быстроразъемного соединения (далее – БРС) диаметром не менее DN 300. Соединения должны иметь не менее восьми зацепов ("клыков") по диаметру и стопор для предотвращения произвольного соединения.
БРС DN 300 рассчитаны на давление не менее 1,2 МПа.
Гидравлическая система НРК предназначена для привода погружных насосов и вспомогательного оборудования – лебедок, катушек рукавов высокого давления, устройства механизированной уборки рукавов.
Для освещения места работы НРК-А оборудован телескопической выдвижной мачтой с пневмоприводом, на вершине которой установлено четыре светодиодных прожектора мощностью 120 Вт. Высота подъема прожекторов над поверхностью земли составляет 5 м.
По техническим параметрам комплекс НРК-А превосходит отечественные аналоги "Магистраль", "Поток" и "Шквал".
Комплекс НРК-А может комплектоваться прицепом с оборудованием комплекса НРК-П, предназначенным для размещения и оперативной доставки совместно с НРК-А необходимого дополнительного оборудования при проведении аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией негативных последствий опасных гидрологических явлений и техногенных аварий.
Пожарный автомобиль насосно-рукавный модульный на шасси КАМАЗ-6520 (рис. 3) с системой "мультилифт", производства ООО ТПП "Пеленг", является аналогом ранее освоенного предприятием ООО "Велмаш-Сервис" пожарного насосно-рукавного автомобиля модульного НРМ "Поток".
АНРМ состоит из:
Данный комплекс может функционировать в трех вариантах:
В России под термином "мультилифт" условно принимается класс автотранспортных средств, оснащенных грузоподъемной системой (тросовой или гидравлической) с продольным перемещением специализированного кузова (контейнера) по отношению оси шасси. Фактически Multilift – это торговая марка финской компании Partek, которая производит грузоподъемные устройства с этим названием. Из соображений безопасности современные подобные подъемники изготавливают только с крюковым механизмом.
Основными преимуществами применения автомобилей с грузоподъемным устройством "мультилифт" при эксплуатации являются:
Типы контейнеров, применяемых для автомобилей-мультилифтов, могут иметь различное назначение; в зарубежных странах их количество исчисляется десятками.
Подача насоса АНРМ-130-1/150 (6520) составляет 130 л/с, длина рукавной линии диаметром DN 150 – 1000 м.
Рукавный модуль имеет устройство для механизированной уборки рукавов в рукавный модуль.
Оба модуля смонтированы на универсальной раме-платформе, которая может с помощью системы гидропривода шасси опускаться на поверхность земли. Механизм погрузочно-разгрузочных работ позволяет проводить операции по снятию (подъему) рамы-платформы с контейнерами за время не более 100 с.
Насосный модуль состоит из: погружного насоса с гидравлическим приводом; масляного насоса гидравлического привода, который приводится в действие двигателем внутреннего сгорания; моторизованных рукавных катушек намотки специальных масляных рукавов гидравлического привода; моторизованной подъемной лебедки для погружного насоса; электрогенератора и электрического шкафа управления.
Брянский автомобильный завод изготовил первый отечественный пожарный стартовый аэродромный автомобиль АА 11-70 на базе шасси БАЗ-8080 (6х6,1) (рис. 4).
Шасси этого АА имеют максимальную скорость 115 км/час при времени разгона до 80 км/час не более чем за 33 с. Данные скоростные и динамические показатели достигались за счет оснащения базового шасси АА дизельным двигателем мощностью 515 кВт (700 л.с.).
Данный АА имеет вместимость цистерны для воды 11 куб. м; вместимость бака для пенообразователя составляет 1,5 куб. м. Пожарный автомобиль дополнительно оснащается системой порошкового тушения с запасом порошка 100 кг.
Для покрытия взлетно-посадочной полосы (ВПП) пеной средней кратности АА оснащается установкой с пеногенератором, позволяющей покрывать ее на ширину 8 м за один проход.
В состав гидравлического оборудования этого ПА входит пожарный насос отечественного производства модели НЦПН-70/100 с подачей 70 л/с и напором 100 м, лафетный ствол с дистанционным управлением производительностью 70 л/с и дальностью подачи водяной струи до 70 м.
Как и все АА подобного класса, ПА оснащается бамперной установкой тушения с расходом по воде 20 л/с и дальностью подачи до 50 м. Управление стволом дистанционное из кабины АА.
Роботизированный пожарный комплекс TUMAN (рис. 5) – новая разработка ГУ МЧС России по Удмуртской Республике при поддержке Академии ГПС МЧС России. Данный комплекс сконструирован и изготовлен предприятиями Удмуртской Республики – НПО "Гидросистемы" и ПО "Гидросистемы". Для отработки практического применения РПК TUMAN введен в опытную эксплуатацию в Специализированную пожарно-спасательную часть ФПС ГПС МЧС России по Удмуртии.
Комплекс смонтирован на базе шасси КамАЗ и размещен в кузовах по следующим областям оперативного использования:
Пожарный автомобиль пенного тушения с мачтой АПТм 3,0-50-18 на шасси КАМАЗ 53605 (4х2) изготовлен компанией ООО "ПРИОРИТЕТ" (рис. 6).
АПТм 3,0-50-18 (53605) оснащен двигателем Cummins ISB 6.7E5300 (Евро5) мощностью 215 кВ (292 л.с.) при скорости 90 км/ч, цистерной для воды вместимостью 3 куб. м и баком для пенообразователя вместимостью 0,18 куб. м. Насосная установка НЦПН-50/100 (JOHSTADT NP 3000) имеет подачу 50 л/с при напоре 100 м.
АПТм оборудован выдвижной мачтой-манипулятором (пеномачтой) с высотой подъема 18 м. Боевой расчет АПТм (включая водителя) составляет шесть человек.
Новая разработка ООО "ПРИОРИТЕТ" – автомобиль пожарно-спасательный АПС 3,0-50 изготовлен на шасси КАМАЗ-43265 (4х4,2) (рис. 7). Каркас надстройки изготовлен из алюминия, покрытый алюминиевыми листами без сварки.
Цистерна для воды изготовлена из нержавеющей стали и вмещает 3 куб. м, бак для пенообразователя изготовлен из пластика и имеет объем 0,18 куб. м.
Насосная установка НЦПН-50/100 (JOHSTADT NP 3000) имеет подачу 50 л/с при напоре 100 м.
Установка тушения тонкораспыленной водой высокого давления имеет подачу 50 л/мин при максимальном давлении 35 МПа.
АПС оснащен съемным бульдозерным отвалом шириной 2500 мм при максимальном горизонтальном толкающем усилии 3000 кг, который может функционировать как при стоянке, так и движении АПС и перемещать в обе стороны сыпучие материалы (песок, снег и т.п.) и материалы, подобные щебню, комьям грунта, веткам и т.п.
В задней торцевой части АПС оборудован кран-манипуляторной установкой (КМУ) с гидравлическим приводом, грузовым моментом 7,5 тм, максимальной грузоподъемностью 3 000 кг, максимальным вылетом стрелы 6,8 м, максимальной высотой подъема 8 м и максимальной глубиной опускания 5 м.
КМУ функционирует только на стоянке АПС. Кабина для личного состава изготовлена из пластика (салон рассчитан на шесть человек) с силовым каркасом.
Проем между кабиной водителя и КБР имеет разъемный шлюз; при подъеме кабины водителя уплотнение по контуру проема разъединяется.
Все сиденья, кроме водительского, имеют возможность размещения в спинке как одно-, так и двухбаллонных дыхательных аппаратов, форма эргономичная, с ремнями безопасности. В салоне есть места для размещения и крепления запасных баллонов к СИЗОД.
Каркас кузова выполнен из сборных элементов (профилей), имеющих универсальные крепежные пазы по всей длине профиля, обеспечивающих возможность крепления и переустановки внутренних элементов кузова без доработки каркаса кузова.
Соединение несущих элементов каркаса осуществляется резьбовыми элементами, обеспечивающими прочность кузова и предохранение от разъединения (самоотвинчивания) при динамических нагрузках при эксплуатации АПС. Наружная обшивка кузова выполнена из листов алюминиевого сплава по клеевой технологии к каркасу кузова.
Размещение оборудования в отсеках на высоте 1–1,3 м не превышает 0,6–0,65 м, а в верхней части отсеков доступ к нему обеспечивается с помощью дополнительных выдвижных подножек. При превышении глубины размещения оборудования используются выдвижные полки, снижающие трудоемкость и время снятия оборудования.
Насосная установка оснащена автоматической системой забора воды, в том числе слабозагрязненной и морской. Для защиты насоса от перегрева при пониженной передаче пожарный насос оснащен терморегулирующим переливным предохранительным клапаном.
Система водозаполнения не нуждается в периодическом техническом обслуживании и обеспечивает многократное (не менее одиннадцати) непрерывно следующих друг за другом срывов водяного столба при максимальной глубине всасывания и включается при давлении в напорном коллекторе ниже 0,8 кгс/кв. см (выключается при давлении выше 0,7 кгс/кв. см).
АПС оборудован гидравлической системой привода мощности для:
Гидравлический привод отбора мощности осуществляется через коробку отбора мощности (КОМ).
Гидравлическая система имеет один выход для подключения через быстроразъемные соединения (БРС) различного оборудования и инструмента с гидроприводом: электрогенераторов, сварочных аппаратов, погружных насосов для сильнозагрязненной воды, компрессоров, лебедок, отбойных молотков, дисковых пил, домкратов, ножниц, расширителей и т.п.
АПС имеет телескопическую мачту для подъема прожекторов со световой мощностью 20 000 люмен на высоту 5,5 м от поверхности земли. Управление прожекторами в горизонтальной и вертикальной плоскостях дистанционное.
В комплектацию АПС включен электрогенератор переменного тока напряжением 220 и 380 В с полной мощностью 6 кВт с гидроприводом от двигателя шасси.
АПС оснащается установкой тушения мелкораспыленной (тонкораспыленной) водой сверхвысокого давления (установка ТМДВ), которая обеспечивает подачу воды или раствора пенообразователя с расходом 48 л/мин (0,8 л/с) при напоре насоса 300 кгс/см (30 МПа).
Насос самовсасывающий при максимальной высоте всасывания – 3 м.
Привод мощности установки ТМДВ гидравлический от двигателя шасси. Установка имеет систему подачи и дозирования пенообразователя с рукавной катушкой с гидроприводом и ручным стволом высокого давления. Длина рукава – 90 м.
Ручной ствол ТМДВ включает насадки (сменные) для:
Для выполнения отверстий в препятствиях (конструкциях из железобетона, кирпича, стали) и подачи через них мелкодисперсной воды АПС оборудован установкой гидроабразивной резки (ГАРДТ).
Резка производится направленной струей воды сверхвысокого давления с добавлением абразивного порошка. Подача воды установки ГАРДТ – 48 л/мин при давлении 300 атм (30 МПа). Установка оснащена двумя резервуарами для абразива суммарной емкостью 30 л с возможностью использования абразива из одного из них при заправке другого. Привод мощности гидравлический от двигателя шасси.
Пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,2 (рис. 8) на шасси SADKO NEXT C41F43 (4х4) мощностью двигателя 109,5 кВт (148,9 л.с.), максимальной скорости 95 км/час – еще одна разработка ООО "ПРИОРИТЕТ".
АПП оборудован емкостью для воды вместимостью 0,2 куб. м с насосной установкой тушения мелкодисперсной водой высокого давления МДВВД 30/200 (каналопромывочная установка PPL-200-М) производительностью 0,5 л/с.
Для удобства съема оборудования кузов оснащен выдвижными полками, устройством укладки и снятия трехколенной лестницы с крыши с приводом. На переднем бампере установлена лебедка с тяговым усилием 3500 кг.
АПП изготавливается в двух вариантах, в зависимости от типа базового шасси, с одной кабиной и кабиной салонного типа при полной массе 6850 кг.
На переднем бампере АПП возможна установка для дезинфекции с распылителями для обработки производственных, сельскохозяйственных и других помещений как холодными, так и горячими растворами.
Инновационная разработка компании ООО "ПРИОРИТЕТ" – пожарная автоцистерна нового поколения АЦ-4,0-50/4 на шасси нового КАМАЗа 63934 (4х2) с кабиной К5 (рис. 9) предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета из шести человек, запаса воды 4 куб. м, пенообразователя (вместимость бака для пенообразователя 0,24 куб. м) и пожарно-технического вооружения для тушения водой и воздушно-механической пеной. Производительность насоса НЦПК-50/100-4/400 ступени нормального давления 50 л/с (напор насоса 100 м), высокого давления 4 л/с (напор насоса не менее 400 м).
Примечательно, что сам КАМАЗ-63934 все еще не выпускается серийно, а автопроизводитель выпускает только магистральные тягачи семейства К5. Машины оснащаются рядными 6-цилиндровыми дизельными силовыми агрегатами мощностью 450 л.с. от КАМАЗ-Liebherr в сочетании с АКПП ZF.
Пожарная цистерна АЦ 1,6-40 на шасси ГАЗон NEXT (4х2) производства АО "СТАвто" (рис. 10) с надстройкой, полностью выполненной из пластика.
Боевой расчет АЦ составляет шесть человек.
Рис. 10. Пожарная цистерна АЦ 1,6-40 на шасси ГАЗон NEXT (4х2)
Вместимость бака для воды в ней – 1,6 куб. м, вместимость бака для пенообразователя 0,16 куб. м.
На АЦ установлен насос НЦПН-40/100, обеспечивающий подачу 40 л/с при напоре 100 м вод. ст.
Ивановский машиностроительный завод "АВТОКРАН" разработал абсолютно новый продукт – пожарный телескопический автоподъемник с лестницей высотой подъема 32 м на шасси КАМАЗ 53605 ТПЛ-32 (53605).
Автоподъемник разработан конструкторами "ИМЗ АВТОКРАН" в инициативном порядке совместно со специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС России (рис. 11).
ТПЛ-32 – это новый продукт для отечественных производителей: стрела, оснащенная люлькой, позволяющей разместить до трех человек (включая спасаемых), и сухотрубом для подачи водопенной смеси к люльке, где может быть установлен лафет и/или точка раздачи для ручных стволов. ТПЛ может применяться при тушении пожаров или ликвидации последствий обрушений в многоэтажных домах или на крупных производственных объектах.
Предлагаемое техническое решение позволяет получить функционал ТПЛ-32 не хуже иностранных аналогов, но по существенно более низкой цене. Это сделает ивановский автоподъемник доступным для пожарных частей по всей стране, а не только в Москве.
Преимущества ТПЛ-32:
Пожарная автолестница АЛ-42 (53605) с сочлененным коленом и рабочей высотой 42 м на шасси КАМАЗ ЕВРО 5 ( 4 х 2 ) производства ООО "КОМПАНИЯ ВИТАНД" (рис. 12).
Рабочие параметры автолестницы АЛ-42 являются максимально достижимыми для 2-осных шасси.
АЛ-42 отличается высокой надежностью – срок эксплуатации в России составляет не менее 20 лет без капитального ремонта – и работает в различных климатических условиях, от Красноярска до Сочи.
Стрела с сочлененным коленом значительно увеличивает область маневрирования для работ по спасению и пожаротушению по сравнению со стандартной автолестницей: перемещение за препятствия (преодоление линий электропередач, освещения, телефонных линий и др.), к объектам, находящимся вне прямого доступа с дороги (мансардные окна, крыши со скатами), работа ниже уровня земли.
Уникальная система посекционного выдвижения позволяет сначала выдвигать верхнюю секцию, а затем все остальные, обеспечивает увеличенный боковой вылет и повышенную эффективность выполнения работ ниже уровня земли.
Сочлененное колено длиной 3,5 м опускается под углом до 75 град.
Конструкция АЛ-42 обеспечивает на самых высоких рабочих скоростях выполнения операций максимальную безопасность проведения работ, как для спасателей, так и пострадавших, посредством внедрения современной системы компьютерной стабилизации комплекта колен. Данная система автоматически демпфирует колебания комплекта колен лестницы во время работы (при порывах ветра, при прыжках людей или падениях предметов на лестницу или в люльку и т.д.).
Уникальная система опор позволяет проводить работы на любой неподготовленной поверхности с возможностью компенсации вертикальных перепадов опорной поверхности до 800 мм. Опорные плиты вместе с колесами шасси создают на АЛ-42 восемь надежных точек опоры благодаря системе блокировки подвески шасси, которая активируется автоматически в момент выдвижения опор. При размещении опорой плиты на мягком грунте нагрузка равномерно перераспределяется на всю балку опоры.
Минимальная конструктивная высота опор на АЛ-42 обеспечивает проведение работ в стесненных условиях городских дворов и позволяет расположить опоры под препятствиями (ограждения клумб, припаркованные автомобили и т.п.).
Все движения (манипуляции) АЛ ежесекундно контролируются компьютерной системой безопасности.
Автолестница оборудована системой компьютерной стабилизации и другими инновационными решениями, на сегодняшний день является самой современной автолестницей, отвечающей всем требованиям как российских, так и мировых стандартов.
Новая спасательная люлька модели RC400, рассчитанная на нагрузку 500 кг/5 человек:
Пожарная автолестница АЛ-30 (колесная формула 4х4) на шасси "Урал-NEXT" (рис. 13) предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте до 30 м и подачи огнетушащих веществ на высоту.
Возможно использование АЛ в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен, грузоподъемность в этом случае составит 1 т. Максимальная рабочая высота подъема составляет 30 м, максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы 160 кг, максимальный вылет с максимальной нагрузкой на вершине равен 16 м. Угол поворота стрелы при круговом вращении не ограничен. Микропроцессорная система управления АЛ обеспечивает безопасность эксплуатации, диагностику приборов и датчиков. Информация выводится на монитор.
Пожарная автоцистерна АЦ 3,0-40 на шасси "УРАЛ 43206" (4х4) (рис. 14) производства ООО "Завод пожарных автомобилей "Спецавтотехника" с вместимостью цистерны 4 куб. м воды. На АЦ установлен насос с подачей 40 л/с и напором 100 м вод. ст.
Особенностями компоновки являются расположение всасывающих рукавов в зоне легкого доступа для личного состава (вдоль рамы шасси АЦ) и расположение колонки с наружной поверхности правой части кузова под лестницей (рис. 15). Недостатком этой компоновки являются отсутствие проветривания всасывающих рукавов в пеналах и трудности съема колонки и ее эксплуатации, особенно в зимний период при отрицательной температуре и обледенении (обычно колонка располагается в закрытом отсеке кузова АЦ).
По статистике, около 30% пожаров ликвидируются с подачей воды от наружных водоисточников. Поэтому упрощению снятия всасывающих рукавов ряд производителей пожарных автомобилей уделяет особое внимание. Так, например, в Западной Европе наибольшее распространение получили 2-метровые всасывающие рукава, которые имеют меньший вес и длину, что облегчает их компоновку на ПА, в том числе и поперечный вариант размещения. Необходимо отметить, что современные требования к конструкции АЦ формирует заказчик, но при этом они не должны противоречить требованиям соответствующих нормативных документов.
Средства тушения, используемые на ПА нового поколения, остались традиционными – это вода в виде компактной или распыленной струи, пена различной кратности, порошок и их комбинация. Некоторые фирмы предлагают потребителям образцы ПА с установками для генерации компрессионной пены (типа CAFS, Natisk и др.).
В программу производства ряда предприятий включены насосно-рукавные автомобили многокомпонентного тушения. Получает дальнейшее развитие концепция создания ПА со съемной надстройкой для перекачки большого количества воды и для нормализации воздушно-газовой среды при тушении пожаров в помещениях большого замкнутого объема.
Концепция высотно-спасательных автомобилей меняется в сторону расширения их функциональности, а также наличия комбинированной (интегральной) стрелы, сочетающей функции лестницы и подъемника.
В числе технических новинок, информация о которых есть на рынке продаж, – мультифункциональные ПА, сочетающие функции ПА тушения, аварийно-спасательных работ и спасания с высоты.
Многие российские предприятия – производители ПА реализовали инновационные технологии изготовления пожарной надстройки с использованием коррозионностойких материалов (нержавеющая сталь, алюминий, стеклопластик, полипропилен, полиэтилен высокого давления). Применение такой технологии позволяет снизить массу и повысить долговечность надстройки.
Совершенно очевидно, что необходима активизация маркетинговой политики производителей ПА, направленной на поставку регионам пожарных машин более высокого качества при относительно умеренных ценовых параметрах, соответствующих реальной экономической ситуации в России.
Пилотные проекты предлагаемых для поставки новых моделей и модификаций ПА целесообразно апробировать в регионах России (в подразделениях ГПС и на объектах).
Все обозначенные пути системного совершенствования ПА по-своему важны. Однако осуществить предлагаемые меры можно будет лишь в том случае, если будут соответствующие инвестиции в инновационную и производственную деятельность отечественных предприятий, занятых в сфере создания и производства пожарных автомобилей.
Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность" -2022
Источник фото: kartinkin.net