В 2022 г. на сети железных дорог в режиме постоянной готовности функционировали 309 пожарных поездов. Пожарные поезда выезжали в различных целях 995 раз, что на 33 выезда меньше, чем в 2021 г.
Больше всего пожарные поезда в 2022 г. привлекались для проведения аварийно-спасательных работ (АСР), связанных с тушением пожаров, для участия в обеспечении пожарной безопасности в местах проведения работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, для оказания помощи пожарным подразделениям МЧС России и на учения:
В результате профессиональных действий работников пожарных поездов спасено два человека и материальных ценностей на сумму более 964 млн руб.
Всего за период с 2012 по 2022 г. боевыми расчетами пожарных поездов на пожарах спасено 214 человек и материальных ценностей на общую сумму около 13 млрд руб. (рис. 2 и 3).
В течение 2022 г. пожарные поезда выезжали (рис. 4):
Рис. 4. Распределение выездов пожарных поездов
Таким образом, в 2022 г. для проведения АСР было совершено на девять выездов больше, чем в 2021 г. Количество выездов для проведения АСР на стационарных объектах увеличилось с 12 до 18 раз, а в подвижном составе – с 58 до 61 раза (рис. 5).
На ликвидацию ЧС количество выездов распределилось следующим образом (рис. 6):
В 2022 г. произошло значительно снижение количества выездов пожарных поездов для проведения АСР в полосе отвода железных дорог, что составило 71 выезд – на 75 меньше, чем в 2021 г. Наибольшее снижение выездов отмечается на Южно-Уральской и Свердловской железных дорогах (рис. 7).
В рамках функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также территориальных и местных пожарно-спасательных гарнизонов пожарные поезда 263 раза (на 38 раз, или 12,6%, меньше, чем в 2021 г.) оказывали помощь территориальным пожарно-спасательным подразделениям МЧС России в тушении природных пожаров, а также пожаров в населенных пунктах и на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта (рис. 8).
Успешное тушение пожаров и ликвидация аварийных ситуаций с опасными грузами на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта в решающей степени зависит от согласованности действий органов управления, сил и средств ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта, территориальных пожарных, аварийно-спасательных и медицинских подразделений, инженерно-технических служб объектов, а также органов внутренних дел на транспорте. Необходимый уровень взаимодействия отрабатывается при проведении пожарно-тактических учений.
В 2022 г. пожарно-тактические учения проводились в порядке, определенном распоряжением ОАО "РЖД" от 12.10.2017 г. № 2076р "Об утверждении Порядка проведения пожарно-тактических учений пожарных поездов". В соответствии с графиками проведения учений на объектах защиты ОАО "РЖД" и по решению федеральных и региональных органов исполнительной власти пожарные поезда привлекались 493 раза, что на 68 раз больше к 2021 г. (рис. 9).
Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"
Фото: dn1.vtomske.ru