Обеспечение безопасности требует развитой, устойчиво работающей системы мониторинга состояния инженерных сооружений (СМИС). В соответствии с ГОСТ Р 22.1.12–2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" такая система предназначена для автоматического мониторинга инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении ЧС.
К объектам, которые должны быть оснащены СМИС, относятся объекты общего пользования инфраструктуры железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства. Наиболее уязвимыми являются инженерные сооружения – мосты и тоннели, водопропускные сооружения. Для них должны быть созданы и в последующем использоваться и поддерживаться в работоспособном состоянии системы мониторинга на разных стадиях жизненного цикла: при проектировании, новом строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте.
В ГОСТ Р 22.1.12–2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" указывается, что наличие СМИС необходимо объектам капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
Мосты входят в эту группу сооружений, поэтому нуждаются в создании СМИС. Неисполнение этого нормативного требования должно рассматриваться как нарушение п. 1 ст. 1 ФЗ № 16 от 9 февраля 2007 г. "О транспортной безопасности" и противоправное бездействие, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса.
Под мониторингом в строительстве понимают получение информации о статических и динамических характеристиках объекта строительства, технологических процессах и средствах строительного производства с последующей ее обработкой для подготовки и принятия организационно-управленческого решения1. Мониторинг в строительстве рассматривается как система взаимосвязанных процессов, технологий, оборудования и деятельности, позволяющая отслеживать объем и своевременность выполнения производимых работ, качество протекающих информационных процессов, принимаемых и фактически реализуемых проектных, организационных, управленческих решений с фиксацией в формах документирования. Комплексное документирование, инфография, репрография, средства измерения и передачи информации разного рода – это обслуживающие подсистемы мониторинга при строительстве инженерных сооружений, включая транспортные объекты.
Различают традиционные (немеханизированные), механизированные, автоматизированные и автоматические средства, методы и технологии мониторинга при их строительстве. Информационный канал мониторинга может быть однородным или неоднородным, дискретным или непрерывным, а измерения в нем – одно- или многоразовыми (повторяющимися или циклическими). Измеряемая и передаваемая информация может быть представлена в аналоговой и цифровой формах.
Мониторинг ограничен функциями измерения, передачи и накопления оперативной информации, но может включать в себя обработку информации для подготовки и принятия организационно-управленческих решений. Обработанная и систематизированная информация представляется лицу, принимающему решения, в наглядной или протокольной форме. Обратная связь в системе мониторинга осуществляется через операторскую станцию с использованием полевых шин или в селекторной форме.
Процессы строительства и реконструкции транспортных объектов, в том числе инженерных сооружений, являются многофакторными и вероятностными. Они подвержены влиянию случайных факторов, вызывающих помехи в ходе работ, что делает необходимой разработку и применение в системе мониторинга блока мониторинга производственной ситуации.
В соответствии с ФЗ № 184 "О техническом регулировании" и ФЗ № 16 от 9 февраля 2007 г. "О транспортной безопасности", постановлениями Правительства РФ № 1633 от 21 декабря 2020 г. "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства", № 2201 от 8 октября 2020 г. "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта" и № 969 от 26 сентября 2016 г. "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" в состав СМИС входят три подсистемы:
На рис. 1 приведен вариант структурной схемы системы мониторинга инженерных сооружений (СМИС) на примере моста.
В состав ССП СМИС инженерного сооружения должны входить:
Установка СМИС на объекте обеспечивает:
Применительно к объектам, располагающимся в арктических регионах, ответственность за обеспечение безопасности значительно возрастает, так как в случае аварии или катастрофы затраты на локализацию и ликвидацию последствий на порядок выше, чем в континентальной части России с умеренным климатом. С учетом геостратегических планов создания Высокоширотной национальной транспортной инфраструктуры в Арктической зоне и планируемого строительства железнодорожного Северного широтного хода "Салехард – Надым – Коротчаево" протяженностью 707 км с соответствующими мостовыми сооружениями через многочисленные водотоки по трассе необходимость разработки, установки и эксплуатации СМИС на инженерных сооружениях для обеспечения безопасности очевидна. Соответствующие требования и регламенты к ней должны быть закреплены в нормативных документах.
1 Шепитько Т.В. Методология выбора организационно-технологических решений при переустройстве железных дорог. Диссертация д.т.н. М., МИИТ, 2000 г.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №6/2021