Варианты организации системы безопасности могут быть разными – локальными, распределенными, интегрированными, однако все должны обеспечить комплексную безопасность образовательного учреждения. Важно помнить как об организационных вопросах, которые обеспечат режим безопасности в учебном учреждении, так и о технических средствах обеспечения безопасности – пожарной и охранной сигнализации, системах оповещения, видеонаблюдения, СКУД и т.д.
Сентябрь – месяц, когда учащиеся возвращаются в свои учебные заведения (дошкольные, школьные, колледжи и вузы), но насколько они защищены и что предлагает рынок безопасности?
К сожалению, пока мы не можем от них избавиться. Заборы создают ощущение закрытости и в то же время защищенности. Однако гораздо важнее среда, которая находится внутри забора: никакой "защищенности" не будет, если там пренебрегают безопасностью. А "закрытость" можно нивелировать зонами для прогулок, привлекательными малыми архитектурными формами.
Еще один важный элемент безопасности, который был бы чудом еще несколько лет назад, – внешние зоны КПП: небольшие будки на пришкольной территории, в которых сидит охрана. Это действительно гораздо эффективнее, чем один охранник на входе, и по-настоящему сокращает риски проникновения на территорию в случае нападения.
Если подходить к обеспечению безопасности комплексно, то система на базе компьютера позволит объединить различные подсистемы в единый комплекс, а использование аналитических модулей позволит быстрее реагировать на нештатные события.
Безопасность в школе регламентируется достаточно большим количеством документов и норм. Например, статьи об ответственности за учеников мы можем найти в федеральном законе "Об образовании", в международной конвенции о правах ребенка.
Антитеррористическая безопасность в школе прописана в постановлении Правительства РФ № 1006 от 2 августа 2019 г. "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
В таблице представлены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Таблица. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Понятно, что противотаранные устройства в детский сад или сельскую школу никто ставить не будет, но домофон на калитке или видеокамера на фасаде должны быть на любом объекте образования.
Что предлагает еще рынок безопасности для школы или детского сада? Любая система безопасности предполагает систему видеонаблюдения для контроля периметра, территории, коридоров и помещений внутри учреждения образования, систему контроля доступа и управления людьми (оповещения и управления эвакуацией).
Какие проблемы в учебных заведениях помогают решить технические средства безопасности? Вот некоторые из них:
Все перечисленные проблемы мы можем разделить на три основные группы: общая безопасность, посещаемость учащихся, персонал. Разберем каждую поподробнее.
Организация пропускного режима осуществляется при помощи системы контроля и управлением доступом (СКУД). На рынке представлено достаточно большое количество подобных систем.
Как правило, учащиеся и сотрудники получают электронные карты доступа, которые позволяют идентифицировать предъявителя карты, и вся информация (фамилия, номер класса, фотография, время прихода и ухода) выводится на монитор сотрудника службы безопасности при выполнении прохода, а также заносится в базу данных системы контроля доступа.
В продвинутых комплексах безопасности система имеет возможность отправлять уведомление о событии с фотоподтверждением на электронную почту или с помощью телеграм-бота родителям. Они оценят мониторинг посещаемости школы с помощью уведомлений. Теперь родители могут убедиться, что ребенок в этот день действительно пришел в школу, находится в учебном заведении и что именно он приложил свою карту к турникету при входе или выходе из школы.
Для посетителей могут быть предусмотрены временные пропуски. Внедрение и использование подобной системы поможет решить задачу обеспечения безопасности учащихся в школе (или повысить существующий уровень безопасности учащихся).
Возможность отслеживания факта прихода и ухода учащихся или сотрудников и контроль опозданий или прогулов с помощью автоматических отчетов для администрации школы не только повысят успеваемость учеников, но и улучшат дисциплину персонала, а рабочие процессы в школе станут еще эффективнее.
Какие еще задачи можно решить при помощи современных СКУД? Используя возможности программного обеспечения и функционала, заложенные в современные системы, можно работать с планами помещений и размещать на них различные объекты элементов СКУД и контролировать, а главное – реагировать на события в едином интерфейсе.
О контроле доступа в учебное заведение мы поговорили; какую пользу еще могут принести современные технические средства?
Первое, что приходит в голову, – это системы пожарной и охранной сигнализации. Все верно, но эти системы требуют качественного проектирования с соблюдением всех норм и правил на каждом этапе.
Это тема отдельной книги, а не статьи в журнале.
Второе – видеонаблюдение. Современные видеокамеры – это сложные устройства, которые позволяют решать очень большой спектр задач. Рынок предлагает видеокамеры с различным разрешением, обычно 2–12 Мпк, с микрофоном и динамиками (для двусторонней связи), с подсветкой в инфракрасном (ИК) и видимом спектре, с сиренами и различными детекторами – движения, звука, вторжения в зону и выхода из области, детектором лиц, человека и транспортных средств, и даже распознавания номеров автомобиля. Подобные функции видеокамер позволят быстро и качественно выявлять тревожные события и реагировать на них.
Часто возникают вопросы усовершенствования уже существующей системы безопасности, которая работает много лет. Для подобных случаев можно порекомендовать использовать гибридные видеорегистраторы, которые поддерживают аналоговые видеокамеры различных форматов и могут работать с IP-видеокамерами, но, скорее всего, данная мера временная, и нужно подумать о замене видеоподсистемы на более современную.
Какие еще вопросы и возможности остались в тени и о чем подумать при организации системы безопасности в учебном заведении? Возможно, что через какое-то время ваша школа расширится новой пристройкой или корпусом, или потребуется увеличить глубину архива, или закончится срок эксплуатации оборудования (обычно это от семи до десяти лет). Поэтому нужно предусмотреть возможность:
В любом случае безопасность наших детей в современных условиях – это забота не только государства, но и каждого из нас.
День знаний 1 сентября – это возможность сделать шаг в сторону безопасности наших близких людей.
В статье использованы материалы из открытых источников.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум