В статье рассказывается о производимом ООО НПО "СОПОТ" оборудовании, позволяющем быстро реагировать на возникающие и эффективно подавлять распространяющиеся пожары.
Как показал анализ процессов ликвидации пожаров на предприятиях хранения, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов на объектах ТЭК России, пожаров в зоне ответственности российских железных дорог, а также на объектах специального назначения, в том числе в туннелях, за последние два-три года резко повысилась необходимость разработки новых средств пожаровзрывопредотвращения и тактики их применения в условиях постоянно меняющейся обстановки, в том числе связанной с применением зажигательных и взрывчатых средств, например носимых с помощью БПЛА. Специалистами отмечается необходимость совершенствования как нормативной базы, так и самих технологий и средств пожаровзрывопредотвращения. Особая роль должна, по нашему мнению, отводиться системам быстрого реагирования на возникающие пожары и системам, обеспечивающим высокую интенсивность подачи составов и эффективность подавления вновь возникающих и распространяющихся пожаров.
В период с 29 по 31 января 2025 г. на территории РФ проводились межведомственные опытно-исследовательские учения "Безопасная Арктика – 2025". ООО НПО "СОПОТ" приняло в них участие, представив на испытаниях следующие технологии:
Реализация первой технологии осуществлялась с помощью применения установок комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга".
Для реализации второго направления применялись установки для подачи быстротвердеющей пены на основе специализированной двухкомпонентной композиции (далее СДКП).
Реализация третьего направления осуществлялась с помощью разработанного ООО НПО "СОПОТ" робототехнического комплекса взрывопожаропредотвращения "Пурга" (далее РКВХ "Пурга").
Концепция тушения пожаров с помощью гибридной пены связана с применением многокомпонентных струй воздушно-механической пены, в частности пен низкой и средней кратности. Средства подачи таких пен не исключают, а наоборот активно используют турбулентное смешение водопенных струй в сочетании с использованием ламинарно истекающих струй пены низкой и средней кратности.
Данный способ разработан более 10 лет назад и описан в ряде статей и патентов РФ, например в статье Г.Н. Куприна и И.М. Абдурагимова в журнале "Сфера Нефть и Газ" № 5, 2016 г., стр. 40–41, а также в патенте RU2589562 C2.
Способ реализован в установках комбинированного тушения пожаров (далее УКТП "Пурга"), выпускаемых более чем в 100 различных видах, серийное производство которых отлажено в ООО НПО "СОПОТ" (см. рис. 1). Воздушно-механическая пена, получаемая от этих установок, обладает повышенной скоростью растекания по разлитой поверхности нефтепродуктов и твердых горючих веществ, повышенной охлаждаемой способностью и достаточно высокой изолирующей способностью, что позволяет увеличить скорость тушения до 10-20 м2/сек. Дальность подачи струй пены средней кратности (Кп 20–40) от 20 до 120 м. Выпускаются установки производительностью от 2 до 300 л/с.
Рис. 1. Установки комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга" в различных модификациях
На учениях "Безопасная Арктика – 2025" в г. Кировске Мурманской области также был представлен один из сотен пожарных поездов, эксплуатируемых в РФ, в составе которых штатно УКТП "Пурга 5" и УКТП "Пурга 30".
УКТП "Пурга 30" предназначена для получения воздушно-механической пены средней кратности с повышенной дальностью подачи.
Установка используется для тушения пожаров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, твердых горючих материалов, а также для создания светотеплозащитных экранов в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, для дегазации и дезактивации, маскировки объектов гражданского и военного назначения.
Установками УКТП "Пурга 5" и УКТП "Пурга" 30 оснащены пожарные поезда, в состав которых включены Автономные пожарные модули контейнерного типа (далее АПМКТ), поставленные на боевое дежурство для защиты Крымского моста (рис. 2, 3).
Рис. 2. Подача воды или гибридной (комбинированной) огнетушащей пены от АПМКТ на ж\д платформе
Рис. 3. Подача воды или гибридной (комбинированной) огнетушащей пены от АПМКТ на ж\д платформе
Аналогичные модули проходят опытную эксплуатацию в Ямало-Ненецком округе на объектах железнодорожной линии "Обская-Бованенково". Эти модули являются самостоятельными средствами пожаровзрывопредотвращения на приграничных к железным дорогам объектам. Они способны немедленно включаться в работу и подавать огнетушащие вещества в процессе движения железнодорожной платформы в составе пожарных поездов.
Следует отметить, что появление автономных пожарных модулей контейнерного типа (АПМКТ) актуально еще и потому, что в Российской Федерации появились газомоторные локомотивы, работающие на сжиженном природном газе, для защиты которых они могут быть использованы. Возможность применения технологии тушения пожаров СПГ подтверждена положительными результатами натурных испытаний, проведенных совместно с ФГБУН "Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко" РАН.
В рамках учений "Безопасная Арктика – 2025" проверялась новая тактика пожаровзрывопредтвращения в резервуарных парках путем обеспечения защиты негорящих резервуаров от теплового лучистого потока пламени быстротвердеющей пеной на основе СДКП. С этой целью пожарная автоцистерна, входящая в боевой расчет защиты АНОФ-3 Кировского филиала АО "Апатит", была заправлена раствором СДКП, который по команде руководителя тушения пожаров подавался в установку УКТП "Пурга", специально предназначенную для формирования струй БТП. Струя пены подавалась на борт защищаемого резервуара. За счет высокой адгезии и быстрого затвердевания (2–15 сек.) на поверхности резервуара создавался теплозащитный слой серовато-белого цвета, который надежно держался на вертикальной поверхности, не разрушаясь длительное время (более суток). Данные испытания подтвердили возможность применения новой тактики в условиях дефицита воды и низкой наружной температуры, обеспечивая защиту соседних с горящим резервуаром не путем подачи воды для охлаждения, а путем создания теплозащитного (светоотражающего) слоя быстротвердеющей пены на нагретых металлических конструкциях, что позволяет существенно сократить расходы воды, особенно в условиях Арктики (рис. 4).
Рис. 4. Обеспечение защиты резервуара с помощью быстротвердеющей пены от теплового излучения пламени
Рис. 5. РКВХ "Пурга", состоящий из двух электромеханических платформ: ведущей и ведомой
На учениях "Безопасная Арктика – 2025" прошел испытания комплекс робототехнических устройств на электромеханической платформе, состоящий из ведущего РКВХ с лафетным стволом УКТП "Пурга" в спарке с ведомым РКВХ просьба расшифровать, предназначенным для автоматической прокладки рукавных линий от лафетного ствола к насосной станции (пожарному автомобилю) (рис. 6, 7).
Рис. 6. РКВХ с УКТП "Пурга" 40 в процессе подачи пены внутрь резервуара
Рис. 7. Подача пены от РКВХ с УКТП "Пурга" 40 на очаг возгорания
На ведущем модуле смонтирован лафетный ствол УКТП "Пурга 40" для подачи воды или гибридной (комбинированной) огнетушащей пены. Ствол обеспечивает одновременную подачу пены низкой и средней кратности. Производительность ствола 40±5 л/с, давление на входе 0,8–1 МПа.
Ведомый комплекс состоит из электромеханической платформы, на которой размещена конструкция с пожарными рукавами диаметром 77 мм суммарной длиной 360 м.
Максимальная скорость передвижения комплекса в спарке: 15–20 км/ч при полной нагрузке.
Интуитивное дистанционное управление:
Широкий угол обзора: видеонаблюдение осуществляется посредством видеокамер с углом зрения по горизонтали до 100 град.
Высокая проходимость:
Сменные модули полезной нагрузки "Пурга":
Результаты испытаний полностью положительные. Доказана возможность автоматической прокладки рукавной линии с последующей подачей в ведущий робот на лафетный ствол УКТП "Пурга" водопенных средств пожаротушения.
В настоящее время аналогичный комплекс на базе электромеханической платформы "Нерехта" включены в боевой расчет пожарных поездов, обеспечивающих защиту Крымского моста.
Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"