В статье рассматриваются уровни террористической опасности и уровни транспортной безопасности и, самое главное, меры, которые предпринимаются при их установлении. Главная цель этой публикации – раскрыть вопросы участия обычных граждан в системе мер безопасности государства и транспортного комплекса.
Мы живем в эпоху сильной геополитической и социальной напряженности. И если в обычное время предусмотренные меры безопасности казались чем-то несущественным, мол, никогда не пригодится – так и зачем запоминать, то сегодня информация о них носит совершенно иной характер.
В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства (ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"). Данные уровни объявляются, как правило, главами регионов (губернаторами) и действуют на территории целого субъекта РФ.
Уровень террористической опасности устанавливается решением председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации. Важно отметить, что эти сведения обязательно подлежат обнародованию через средства массовой информации (посредством радио- и телевизионных каналов), чтобы жители региона были в курсе, с чем связаны глобальные изменения мер безопасности, происходящие повсеместно.
Изначальный предельный срок действия повышенного уровня опасности – не более 15 суток. Уровень террористической опасности, установленный на отдельном участке территории Российской Федерации (субъекте), подлежит отмене, если в результате принятых мер устранена угроза террористической опасности.
Могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (субъектах): повышенный ("синий"), высокий ("желтый"), критический ("красный").
Повышенный, "синий" уровень устанавливается при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта. Говоря простым языком, в любой момент может появиться информация о возможном готовящемся теракте на территории региона, но сведения могут быть неподтвержденными и неточными. В целях обеспечения безопасности граждан председатель антитеррористической комиссии в субъекте РФ может принять решение об установлении "синего" уровня и введении дополнительных мер, направленных опять же на обеспечение безопасности населения.
В табл. 1 указаны основные направления организационно-управленческой работы, проводимой со стороны государства при установлении этого уровня.
Таблица 1. Основные направления организационно-управленческой работы, проводимой со стороны государства при "синем" уровне террористической опасности
Что касается населения, то гражданам рекомендуется:
Высокий, "желтый" уровень устанавливается при подтверждении информации о готовящимся теракте. Безусловно, тот факт, что государство в лице органов безопасности владеет четкими сведениями о готовящимся теракте и потому вводит "желтый", высокий уровень опасности, вызовет у населения еще большую тревогу и напряжение.
Однако в такой ситуации остается возможность предотвратить потенциальную беду – это лучше, чем бороться с ее последствиями.
В табл. 2 указаны основные направления организационно-управленческой работы, проводимой со стороны государства при установлении этого уровня. Крайне важно заметить, что все мероприятия и со стороны государства, и со стороны граждан при введении высокого, "желтого" уровня дополняют все перечисленные ранее меры, предусмотренные при "синем", повышенном уровне.
Таблица 2. Основные направления организационно-управленческой работы, проводимой со стороны государства при "желтом" уровне террористической опасности
Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении "синего" уровня террористической опасности, населению рекомендуется:
Критический, "красный" уровень вводится при локализации теракта либо при совершенном теракте. Лет 10 назад сложно было представить, что существующая система мер будет иметь для граждан не только теоретическое, но и практико-применительное значение.
Но действительность такова, что важно помнить и о мерах, которые применяются при критическом, "красном" уровне террористической опасности. И снова важно подчеркнуть, что все нижеуказанные меры являются дополнением к названным выше мерам при "синем" и "желтом" уровнях.
В табл. 3 указаны основные направления организационно-управленческой работы, проводимой со стороны государства при установлении этого уровня.
Таблица 3. Основные направления организационно-управленческой работы, проводимой со стороны государства при "красном" уровне террористической опасности
Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении "синего" и "желтого" уровней террористической опасности, гражданам рекомендуется:
В настоящее время транспортная безопасность играет огромную роль в перевозочном процессе любого вида транспорта. Бо́льшая часть пассажиров, которая пользуется городским транспортом, не подозревает о существовании целой системы установленных мер по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, установленной государством.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. № 2344 были приняты положения об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядок их объявления (установления) и отмены.
Всего существует три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
Важно знать, что уровень № 1 для всех объектов транспорта действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Поскольку уровень № 1 является постоянно действующим, то для него разработана самая подробная и детальная система мер по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта.
К таким мерам относятся оснащение объектов техническими средствами, назначение ответственных лиц, разработка организационно-распорядительных документов по безопасности, формирование либо привлечение аккредитованного подразделения по обеспечению транспортной безопасности и многое другое.
Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 2 и № 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:
При этом уровни безопасности № 2 и № 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении одного объекта, так и в отношении группы (двух и более) объектов транспортной инфраструктуры.
Как было сказано чуть ранее, уровень № 1 является постоянно действующим и для него государством разработаны наиболее полные меры по обеспечению безопасности пассажиров. Однако уровни № 2 и № 3 также включают в себя специальные меры, нацеленные на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса. К таким мерам относятся увеличение численности работников подразделения транспортной безопасности и периодичности патрулирования в целях выявления нарушителей, ограничение количества мест доступа на территорию объекта, запрет допуска на установленные критические элементы объектов транспорта, проведение дополнительных мероприятий по досмотру и пр.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующий порядок применения уровней безопасности на транспорте свидетельствует о возрастающей роли системы обеспечения безопасности пассажиров.
Законодательно уровни террористической опасности появились раньше (Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г.), чем уровни транспортной безопасности (Федеральный закон № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г.). Они представляют собой две независимые самостоятельные системы мер по обеспечению безопасности населения.
Одно из главных различий заключается в том, что комплекс мер на транспорте реализуется постоянно, вне зависимости от наличия/отсутствия угрозы. Уровни "синий", "желтый" и "красный" все-таки вводятся при наступлении угрозы жизни и здоровью граждан.
Эти две системы мер различаются и охватом местности, поскольку уровень террористической опасности вводится в целом регионе – субъекте РФ. Повышение уровня транспортной безопасности до № 2 и № 3 действует лишь локально на территории объекта транспорта (например, на автовокзале).
Определенная взаимосвязь все же прослеживается, поскольку введение дополнительных мер при "синем", "желтом" и "красном" уровнях опасности затронет важнейшие объекты жизнеобеспечения, к которым, конечно же, относится транспорт. Поэтому условно установление "синего" уровня террористической опасности на территории области, края или республики приведет к повышению уровня транспортной безопасности до № 2 или № 3 на всех объектах транспорта этого региона.
Объединяет же эти системы мер срок их действия – не более 15 суток, с той лишь поправкой, что информация о введении уровня террористической опасности подлежит официальному обнародованию через СМИ. То есть глава региона обязан донести эту информацию до населения, а вот руководитель транспортного предприятия свое решение о повышении уровня транспортной безопасности до № 2 и № 3 обосновывать и объявлять населению совсем не обязан.
Комплексы мер, учитывающие уровни террористической опасности и уровни транспортной безопасности, приобретают особую ценность в настоящее время. На протяжении 2021–2022 гг. в СМИ уже неоднократно появлялась информация о введении "синего" уровня террористической опасности на территории различных субъектов РФ. Вместе с тем на многих категорированных транспортных объектах был повышен уровень транспортной безопасности до № 2, невзирая на то, был ли объявлен в регионе "синий" уровень опасности или нет. В первую очередь это коснулось многих железнодорожных объектов на территории страны, которые, как известно, обладают централизованным управлением.
Опираясь на данные системы мер, можно говорить, что вот уже более 15 лет проводится работа по обеспечению безопасности населения, в том числе при нахождении граждан на объектах транспорта. Этому направлению всегда уделялось значительное внимание, подкрепленное большим объемом финансирования и изменением многих технологических процессов, когда комфорт человека имел меньшее значение, чем обеспечение его безопасности.
Возможно, настала пора оценить, насколько этот путь был верным и оправданным.
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>