С февраля 2022 г. задача по защите объектов железнодорожного транспорта стала еще более насущной. Рассмотрим, какие меры были предприняты ООО "РЖД – ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" для усиления защиты объектов транспортной инфраструктуры.
Особенностью обеспечения транспортной безопасности в 2022 г. стало выполнение с 24 февраля новых договорных обязательств. в частности:
На основании приказов Минтранса России "Об изменении уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" и телеграфных указаний ОАО "РЖД" с февраля 2022 г. подразделения ООО "РЖД-ТБ" приступили к выполнению задач по реализации дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов, на которых установлены уровни безопасности № 2 и № 3. В соответствии с установленными законодательством нормами в сжатые сроки дополнительно было выставлено более 180 постов.
Железнодорожный транспорт является критически важной транспортной инфраструктурой, позволяющей оперативно решать задачи по обеспечению доставки необходимых грузов (включая опасные) в большом объеме и на большие расстояния. В связи с закрытием авиационного сообщения между отдельными регионами России нагрузка на железнодорожный транспорт существенно увеличилась, возросли риски совершения актов незаконного вмешательства. Подразделениям транспортной безопасности потребовалось усилить подготовку работников, направленную на выявление запрещенных предметов, включая элементы вооружения иностранного производства, с чем ранее не приходилось сталкиваться. При организации защиты объектов от актов незаконного вмешательства в приграничной зоне возникла необходимость более плотно взаимодействовать с подразделениями Министерства обороны Российской Федерации, Пограничной службой и другими структурными подразделениями ФСБ России. На объектах транспортной инфраструктуры, расположенных в приграничных с зоной специальной военной операции районах, дополнительно взяты под защиту ряд искусственных сооружений (мосты, участки железнодорожных путей), усилены меры по защите. Так, в 2022 г. РЖД-ТБ дополнительно выставлено более 500 постов.
Значительно возросло количество попыток провоза запрещенных предметов. на объектах, находящихся под защитой "РЖД-ТБ", в 2022 г. выявлено запрещенных предметов:
Общее количество выявленных запрещенных предметов и веществ в 2022 г. – более 3 500 ед., в сравнении с 2021 г. оно возросло более чем в семь раз, особенно в районах, приграничных с зоной СВО. В частности, в Ростовской области увеличение в 2022 г. в сравнении с 2021 г. произошло в 10 раз.
В 2022 г. работниками РЖД-ТБ сотрудникам правоохранительных органов передано более 840 правонарушителей, которые пренебрегли соблюдением требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1208 по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ). Неоднократно оказывалась помощь сотрудникам полиции по выявлению и задержанию:
В таких условиях необходимо больше уделять времени и сил на подготовку работников, особенно на проведение практических занятий.
В Учебном центре ООО "РЖД-ТБ" проводится обучение по программам повышения квалификации в классах, оснащенных современным техническим оборудованием. С работниками отдаленных подразделений занятия организованы в дистанционном режиме с использованием интерактивной обучающей системы. В качестве учебных пособий используются макеты запрещенных предметов, база которых непрерывно пополняется.
Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает случаи обязательности применения работодателями профессиональных стандартов, квалификационных справочников в случаях, когда федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, то есть к уровню знаний, умений, профессиональных навыков, необходимых работнику для выполнения определенной трудовой функции. Между тем существует правовая неопределенность в области пересечения юрисдикций законодательства, регулирующего трудовые обязанности и привлечение к административной ответственности работников подразделений транспортной безопасности.
Законодательством об административных правонарушениях предусмотрено привлечение к административной ответственности уполномоченных лиц из числа работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, наблюдение и собеседование (ст. 11.15.2 КоаП РФ). В то же время круг их должностных обязанностей, характеристика содержания трудовых функций и требования к квалификации до настоящего времени не нашли отражения ни в едином квалификационном справочнике должностей, ни в профессиональных стандартах, утверждаемых Минтрудом России. В очередной раз мы сталкиваемся с проблемой отсутствия профстандарта "Специалист в области обеспечения транспортной безопасности" и, соответственно, профессии как таковой. Это в значительной степени усложняет подготовку и привлечение новых кадров. В целях совершенствования и повышения уровня профессиональных навыков работников подразделений транспортной безопасности при проведении мероприятий по досмотру проводятся:
В целях усиления защищенности объектов транспортной инфраструктуры возникает необходимость обеспечить работников транспортной безопасности служебным оружием, а также электрошоковыми устройствами и искровыми разрядниками отечественного производства.
В марте 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 415-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.3 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Согласно закону для защиты ОТИ и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера, подразделениям транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешено приобретение, хранение и применение электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства, соответствующих установленным требованиям.
На электрошоковые устройства и защитные электрошоковые устройства, предназначенные для использования в целях самообороны, а также защиты объектов гражданского и ведомственного назначения от несанкционированного проникновения и воздействия, распространяются требования государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50940–96 "Устройства электрошоковые. Общие технические условия", введенные в действие постановлением госстандарта России от 28 августа 1996 г. № 548. Пунктом 3.1.3 вышеуказанного госстандарта определено, что электрошоковые устройства должны быть безопасными для жизни и здоровья объекта воздействия. Медико-биологические испытания эффективности и безопасности электрошоковых устройств проводят в аккредитованных центрах испытаний по стандартным методикам, утвержденным министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с Ростехрегулированием России.
Все условия, относящиеся к требованиям безопасности, применяются на стадиях проектирования и изготовления изделий. Использование электрошоковых устройств не требует специальных навыков. Вполне достаточно для пользователя действовать в соответствии с рекомендациями инструкции по применению и хранению. Электрошоковые устройства относятся к гражданскому оружию самообороны по федеральному закону "Об оружии", используемому гражданами Российской Федерации, сотрудниками государственных органов и частными организациями. На основании ст. 13 и 14 федерального закона "Об оружии" электрошоковые устройства отнесены к особой категории оружия, "условно ограниченного" в обороте, доступ к которому как граждан Российской Федерации, так и иностранцев осуществляется в упрощенном порядке, без получения в органах внутренних дел лицензий на право приобретения такого оружия и без регистрации приобретенных электрошоков в органах внутренних дел. В связи с этим парадоксальным вопросом остается порядок обеспечения и хранения электрошоковых устройств и искровых разрядников в подразделениях транспортной безопасности в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1209, которым определено следующее: хранение должно осуществляться в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок металлических шкафах, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Однако законодателем не определена схема организационно-практических мероприятий для оборудования таких изолированных помещений на производственных территориях заказчика, где юридическое лицо привлечено в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры.
При таких трудностях реализации предусмотренных законодательством полномочий ПТБ не рассматривают возможность оснащения работников электрошоковыми устройствами и искровыми разрядниками.
Еще одно важное направление в обеспечении транспортной безопасности – развитие кинологической службы. На постоянной основе проводятся учебно-тренировочные занятия специалистов-кинологов по обследованию отдельно стоящих объектов в зоне нахождения пассажиров, отработка приемов обследования багажа, ручной клади, помещений на наличие запаховых следов взрывчатых веществ.
Кинологи РЖД-ТБ регулярно привлекаются службой Росгвардии и полиции для проведения совместных учебно-тренировочных занятий. В 2022 г. специалистами-кинологами было обследовано 2 139 бесхозных и подозрительных предметов, отработано 98 сообщений о возможном заминировании ОТИ и ТС.
Опыт нашей работы показал большую эффективность и оперативность применения специалистов-кинологов при обследовании помещений и бесхозных предметов, по сравнению с использованием газоанализирующей аппаратуры, а в отдельных случаях, исходя из ТТХ технических средств и условий на ОТИ, невозможность применения газоанализаторов взрывчатых веществ (ВВ). В таких условиях применение служебных собак является единственно возможным способом выявления опасных предметов и веществ. РЖД-ТБ во взаимодействии с ОАО "РЖД" в дальнейшем планирует увеличить количество кинологических постов для защиты ОТИ.
Применение искусственного интеллекта при анализе данных с рентген-телевизионных установок во время обследования багажа в целях распознавания выявленных предметов позволяет минимизировать человеческий фактор. Для защиты протяженных участков железнодорожных путей, узловых станций и искусственных сооружений важно создавать условия для применения БПЛА, а в подразделениях транспортной безопасности – готовить операторов БПЛА.
Нынешние реалии и вновь возникающие вызовы показали, что при организации работы в целях оперативного решения поставленных задач необходимо уделять особое внимание формированию и подготовке резерва работников подразделения транспортной безопасности, искать новые технические решения, оперативно сертифицировать и внедрять в работу новейшие разработки искусственного интеллекта, а для защиты протяженных участков железных дорог, важных узловых станций и перегонов – применять беспилотные летательные аппараты.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: rusregister.ru