Статьи | Secuteck.Ru

Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями в Курганской области

Цифровизация согласования проектов инженерных коммуникаций

Инженерная инфраструктура городов – важнейшая составляющая комфортной жизни каждого гражданина. Для нормального функционирования любого здания необходимы вода, тепло, электричество и газоснабжение. Именно поэтому согласование проектов инженерных коммуникаций играет ключевую роль в развитии городской среды и обеспечении безопасности жителей. В этой статье я расскажу о внедрении электронного портала согласования проектов инженерных сетей в Курганской области.

Долгие годы процесс согласования проектов инженерных коммуникаций был достаточно бюрократичным и трудоемким, занимал много времени и ресурсов у всех участников процесса.
Однако современные технологии открывают новые возможности для оптимизации процессов управления инженерными коммуникациями.

Одним из наиболее перспективных решений является создание специализированного электронного портала, обеспечивающего взаимодействие между проектировщиками, ресурсоснабжающими организациями (РСО) и органами муниципальной архитектуры. Рассмотрим подробнее преимущества такого подхода и перспективы внедрения электронной системы согласования проектов инженерных сетей.

Актуальность задачи

Во исполнение поручений президента России по итогам совместного заседания президиума Госсовета и консультативной комиссии Госсовета 12 ноября 2016 г. (№ Пр-2347ГС от 5 декабря 2016 г., пп. "а" и "в" п. 2) Минэкономразвития России было подготовлено распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р, которое заложило правовую основу для последующей работы.

В целях улучшения бизнес-среды для регионов России утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата. Это позволило обеспечить необходимые условия для разработки и реализации субъектами региональных дорожных карт на основе лучших практик.

Данные целевые модели направлены на следующие ключевые факторы, влияющие на улучшение инвестиционного климата в регионах:

  • получение разрешения на строительство и территориальное планирование;
  • регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;
  • постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества;
  • осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства;
  • технологическое присоединение к электрическим сетям;
  • подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;
  • подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;
  • наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;
  • эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта;
  • эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
  • качество инвестиционного портала субъекта.

Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик и содержат такие обязательные целевые показатели, как сроки, стоимость, количество процедур и др. Данные модели были использованы регионами для формирования региональных дорожных карт по улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений. Минстрой России, Минэнерго России и Минэкономразвития России определены федеральными органами исполнительной власти, ответственными за мониторинг внедрения целевых моделей в субъектах России.

До 2025 г. практика согласования документации по технологическому присоединению к инженерным сетям в муниципалитетах Курганской области выглядела следующим образом. Разработчик проекта приносил на бумаге пакет документов в органы муниципальной архитектуры, курирующие территорию, на которой планируется проведение работ по подключению объекта к инженерным сетям (электричество, газ, водоснабжение, водоотведение и др.). При положительном согласовании документации со стороны муниципалитета разработчик получал лист со списком тех, с кем также необходимо согласовать проект документации (РСО, собственников участка проведения работ, физических лиц и др.) для сбора необходимых подписей и печатей.

Как следствие, начинался последовательный обход (непосредственно посещение каждой РСО отдельно) всех согласующих, что связано с множеством трудностей и временных затрат. Например, подача заявок в разные организации требует подготовки отдельных пакетов документов, каждый из которых имеет собственные требования и форматы подачи. Часто возникала необходимость исправления ошибок, вызванных несоответствием нормативных требований различных организаций друг другу. Все это значительно увеличивало сроки реализации строительных проектов и создавало дополнительные издержки для застройщиков.

Кроме того, традиционная бумажная система согласований накладывала значительные административные барьеры, снижала прозрачность процесса и усложняла контроль над качеством проектирования. Говорить об инвестиционном потенциале и развитии регионов в таких условиях невозможно. Таким образом, потребность в автоматизации и цифровизации процесса становится очевидной и необходимой.

Так, в целях повышения информационной привлекательности в части подключения к инженерной инфраструктуре в Курганской области внедрен электронный портал взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями.

Основные цели внедрения электронного портала

Создание единого информационного пространства для взаимодействия между всеми участниками процесса позволяет достичь следующих целей:

  • снижение административных барьеров;
  • сокращение сроков согласования проектной документации;
  • повышение прозрачности процессов согласования документов;
  • цифровизация процессов и документов, связанных с процедурой технологического присоединения к инженерным сетям муниципалитета;
  • формирование единой актуальной региональной базы пространственных данных инженерных сетей муниципалитетов.

Реализация подобного проекта окажет значительное влияние на различные аспекты жизнедеятельности города:

  1. Повышение инвестиционной привлекательности региона. Упрощение процедур согласования и сокращение сроков реализации проектов создадут благоприятные условия для привлечения инвестиций в строительный сектор.
  2. Формирование единой базы данных. Создание и актуализация региональной базы пространственных данных инженерных сетей позволит оптимизировать планирование развития территорий и избежать коллизий при строительстве новых объектов.
  3. Снижение финансовых издержек. Сокращение сроков согласования и оптимизация процессов документооборота приведет к снижению финансовых издержек для застройщиков и ресурсоснабжающих организаций.
  4. Повышение эффективности использования ресурсов. Оптимизация планирования и координации работ позволит более эффективно использовать ресурсы при строительстве и эксплуатации инженерной инфраструктуры.
  5. Улучшение качества жизни населения. Своевременное и эффективное согласование проектов инженерных коммуникаций обеспечит надежное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг, что положительно скажется на качестве жизни населения.

Функциональные возможности портала

Портал обеспечивает выполнение ряда ключевых функций, направленных на повышение эффективности взаимодействия между участниками процесса:

  • внедрение единого порядка и сроков рассмотрения документов;
  • одновременное (параллельное) согласование документов со всеми участниками;
  • согласованные проекты автоматически поступают в региональную систему обеспечения градостроительной деятельности, что способствует ускорению оказания массовой социально значимой услуги по получению разрешений на производство земляных работ (если таковые необходимы при техническом присоединении к инженерным сетям муниципалитета).

Функционал портала постоянно расширяется за счет обратной связи от пользователей. В период 2026–2027 гг. запланирован ряд доработок, направленных на обеспечение участников процессов дополнительными инструментами для работы на портале, которые позволят еще больше сократить сроки согласований и создать условия для более эффективного использования данных.

Схема согласования документации по технологическому присоединению к инженерным сетям в Курганской области до 2025 г.

Электронная регистрация пользователей

С каждой организацией, которая планирует работать на портале, заключается соглашение, после чего создаются профили пользователей, которым предоставляется доступ к системе согласования. Доступ предоставляется различным категориям пользователей, включая представителей органов власти региона, муниципальной архитектуры, сотрудников РСО, инженеров-проектировщиков и иных участников в зависимости от выполняемых на портале функций.

Пользователи подают заявку на согласование проектов через портал, заполнив стандартизованную форму. Заявка автоматически направляется сотрудникам органов архитектуры, которые определяют перечень участников дальнейшего согласования. Документы направляются выбранным организациям одновременно, что позволяет исключить дублирование усилий и оптимизировать процесс рассмотрения.

Результаты внедрения электронного портала

Электронное согласование сократило временные затраты на подготовку и подачу документов, обработку запросов и принятие решений.

Это особенно важно в условиях строительства объектов недвижимости.

В Курганской области за счет перевода согласований в цифровой вид в среднем в три раза (с 30 до 10 дней) были сокращены сроки согласования документов. Портал обеспечил и юридическую достоверность согласований за счет использования усиленной квалифицированной электронной подписи, которая приравнена к собственноручной.

Единая информационная платформа также дала возможность оперативного обмена информацией между различными сторонами. Например, сотрудники проектных компаний смогут оперативно получать комментарии и замечания специалистов РСО, что позволяет быстро вносить необходимые изменения в проекты и заново направлять их на новые согласования.

Встроенные инструменты портала предполагают отображение на карте проекта планируемой трассы, что позволяет уже на самом начальном этапе понять ее расположение относительно уже существующих трасс инженерной инфраструктуры. При необходимости РСО в процессе согласования сразу могут предложить варианты прокладки планируемой трассы таким образом, чтобы избежать пересечения со своими сетями.

При этом участникам согласования доступны предыдущие (архивные) версии планируемого объекта и переписка по ним (результаты согласований, комментарии, замечания, приложенные документы).

Документация хранится централизованно, обеспечивая быстрый доступ к необходимой информации. Архивирование документов позволяет отслеживать историю изменений и принятия решений.

Все этапы прохождения процедуры согласования фиксируются в единой информационной среде, что делает процесс открытым и понятным для всех заинтересованных сторон. Прозрачность взаимодействия при согласованиях повышает доверие к принимаемым решениям и уменьшает вероятность злоупотреблений.

Заключение

Таким образом, разработка и внедрение портала взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями представляет собой важный шаг вперед в направлении модернизации городского хозяйства и повышения эффективности государственного управления. Использование цифровых технологий открывает широкие перспективы для совершенствования инфраструктурных решений, улучшения инвестиционного климата и общего благополучия общества.

Иллюстрация предоставлена  автором.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2025

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
 

Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky