Тверская областная картинная галерея сегодня – это художественный музей широкого профиля, собрание которого насчитывает более 50 тыс. экспонатов и имеет хронологические рамки с VI по XXI век. Оно включает в себя коллекции древнерусского искусства, русской живописи, графики и скульптуры, западноевропейского искусства, декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока. В этой статье я расскажу, как организована охрана данного объекта культуры.
Рис. 1. Тверская картинная галерея располагается в императорском дворце – образце парадной дворцовой архитектуры XVIII–XIX веков
История Тверской картинной галереи восходит к 1866 г., когда стараниями городской общественности в Твери был создан публичный "музеум", в составе которого появились первые произведения изящного искусства, со временем ставшие основой обширной коллекции.
Здание Тверского императорского дворца (рис. 1) представляет собой не имеющий аналогов в Российской Федерации за пределами столиц образец парадной дворцовой архитектуры XVIII–XIX веков.
Возведенный по указу императрицы Екатерины великой зодчим Петром Романовичем Никитиным в 1764–1778 гг. дворец стал одним из важнейших элементов новой каменной застройки Твери, осуществленной по европейскому регулярному типу.
В начале XIX века Карл Росси перестроил дворец в стиле раннего классицизма специально для сестры императора Александра I – великой княгини Екатерины Павловны. В 1864–1871 гг. дворцовый ансамбль был реконструирован архитектором Александром Ивановичем Резановым по инициативе императора Александра II. Императорская семья в течение трех веков использовала это здание в качестве своей парадной резиденции в провинции.
В 2017 г. Тверской императорский дворец открылся после масштабной научной реставрации. В настоящее время ансамбль включает сам дворец площадью 3 655 кв. м, два флигеля 537 и 832 кв. м, оранжерею 280 кв. м и дворцовый парк 23 822 кв. м.
Индивидуальность собранию картинной галереи придают значительная и одна из лучших в России коллекций русского портрета XVIII века, работы Алексея Гавриловича Венецианова и мастеров его школы, произведения художников домоткановского окружения Валентина Серова, собрание русского пейзажа XIX–XX веков, русской скульптуры XX века, а также коллекция монументального искусства.
Основная экспозиция Тверской картинной галереи располагается в Тверском императорском дворце и занимает 50 экспозиционных залов.
Здесь размещено 2 800 произведений, за год галерею посещает 210 тыс. человек.
Рис. 2. Три рубежа охраны
В целях обеспечения противокриминальной защищенности в галерее разработан и утвержден пакет документов:
Техническая укрепленность выполнена в соответствии с рекомендациями управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Тверской области.
Объект охраняется с помощью автоматической охранной сигнализации, оборудованы три рубежа охраны (рис. 2):
Охранная сигнализация адресная, выведена на центральный пост охраны дворца.
Рис. 3. Проход на территорию объекта регулируется СКУД
Окна первого этажа оборудованы решетками, в экспозиционных залах второго и третьего этажей стекла усилены антивандальной пленкой. Дверные проемы, люки блокированы магнитно-контактными, инфракрасными поверхностными извещателями. Остекленные поверхности и оконные проемы также оборудованы совмещенными оптико-электронными и звуковыми извещателями.
Проход на территорию и в здание регулируется системой контроля и управления доступом (СКУД, рис. 3).
Проезды на внутреннюю территорию дворца оборудованы автоматическими противотаранными боллардами, управление которыми осуществляется с помощью брелоков, телефонов и с поста охраны.
Объемы помещений блокированы от проникновения объемными оптико-электронными извещателями, которые размещены так, чтобы исключить слепые зоны.
Отдельные витрины оборудованы радиоизвещателями на открывание, наклон, разбитие стекла и объемными на проникновение. В составе третьего рубежа охраны применяются также оптико-электронные извещатели со встроенной видеокамерой. Извещения от радиосистемы интегрированы в основную проводную охранную сигнализацию.
Вся охранная сигнализация делится на разделы, доступ к постановке-снятию каждого раздела на охрану осуществляется индивидуально по паролю. Информация о событиях и тревогах хранится в базе данных в электронном виде. На объекте имеется тревожная сигнализация с выводом на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны. Есть как стационарные, так и носимые тревожные кнопки.
Рис. 4. Рабочее место оператора системы видеонаблюдения
Объект оборудован системами видеонаблюдения и охранного телевидения (рис. 4). В системе охранного телевидения используются видеорегистраторы с возможностью детекции и распознавания лиц, имеется также функция подсчета посетителей. Всего на объекте установлено более 160 внутренних и наружных камер видеонаблюдения.
Рис. 5. Досмотр на входе в картинную галерею
Ключи от экспозиции и других помещений хранятся в электронных системах хранения ключей (рис. 6). Выдача и сдача ключа производится по индивидуальному паролю. Протокол всех событий сохраняется в базе данных. При подборе ключа на посту охраны звучит сигнал "тревога" с обозначением на схеме места расположения двери.
Физическая охрана объектов осуществляется сотрудниками частных охранных организаций, часть охранников имеет 6-й разряд и вооружена служебным огнестрельным оружием и спецсредствами. На входах для посетителей установлены стационарные, селективные металлоискатели, охранники оснащены ручными металлодетекторами (рис. 5).
Рис. 6. Электронное ключевое хозяйство
Отмечу несколько моментов, решение которых могло бы улучшить охрану нашего объекта.
Первое – закупки, в том числе связанные с мероприятиями по безопасности, осуществляются в соответствии с 44-ФЗ, то есть все, что дороже 10 тыс. руб., проходит через публичные конкурсные процедуры. Основным критерием здесь является минимальная цена, и зачастую выигрывают не самые добросовестные исполнители. Не приходится также говорить о какой-либо конфиденциальности.
Положительно на охрану объекта повлияло бы также наличие хотя бы одного поста с сотрудниками правоохранительных органов. Это поможет снять множество вопросов, которые имеются у частных охранных организаций из-за отсутствия должных полномочий по досмотру посетителей и задержанию нарушителей.
Фотографии предоставлены автором.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>