Третий рубеж охраны защищает отдельные предметы или витрины (сейфы, стеллажи) в помещениях и местах хранения ценностей. Он работает всегда и зачастую бывает единственным, например, когда музей открыт для посетителей. Эксперты из ЗАО НВП "Болид" и компании "АРГУС-СПЕКТР" рассказали о проблемах охраны музейных ценностей, предпочтительных системах сигнализации, наиболее эффективных средствах защиты и др.
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Заметная часть музеев и культовых сооружений (соборов, церквей, храмов), в которых могут располагаться ценности, подлежащие охране, сами по себе относятся к объектам культурного наследия (ОКН). Проведение работ, связанных с монтажом кабельных линий и оборудования, в таких зданиях связано с большими организационными трудностями, доходящими иногда до необходимости проведения последующей реставрации.
Кроме того, вопрос защиты учреждений культуры, находящихся в зданиях – памятниках истории и культуры, регламентируется приказом Минкультуры
России от 8 ноября 2000 г. № 664. Приказ допускает применение малогабаритных охранных извещателей, при этом их установка не должна приводить к порче интерьеров и зданий в целом. Он также предписывает оборудовать места размещения ценностей с общим доступом (экспозиционные залы и т.п.) несколькими рубежами охраны: защитой периметров помещений, внутренних объемов, а также витрин и непосредственно экспонатов.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Главная проблема охраны музейных ценностей заключается в том, что доступ к ним должен быть максимально удобен для посетителей музеев. Очень просто собрать все картины, скульптуры, гобелены и т.д. в комнату в подвале за железной дверью с огромным замком. Но в чем тогда смысл? Все желающие должны иметь возможность увидеть произведения искусства, причем сделать это с расстояния, на котором можно увидеть уникальную технику, понять смысл, получить эстетическое удовольствие. Отсюда, кстати, происходит другая проблема – технические средства охраны не должны уродовать ни зал, в котором экспонируются художественные ценности, ни их самих. Все должно быть красиво.
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Наиболее подходящими для музеев можно назвать радиоканальные системы сигнализации. За счет практически полного отсутствия проводных линий связи с извещателями их применение позволяет минимизировать описанные выше сложности, связанные с сохранением интерьеров.
Кроме того, радиоканальные системы будут полезны и в новых выставочных пространствах, благодаря значительно меньшему времени, необходимому на монтаж системы. Это важно при частых сменах экспозиций и проведении временных выставок. Радиоканал также дает почти полную свободу размещения экспонатов.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Безусловно, беспроводная архитектура систем безопасности является максимально подходящей для музеев. С этим соглашаются даже самые яростные противники применения радиоканальных систем. Все очень просто: зачастую здания музеев и их внутренняя отделка сами по себе являются музейными экспонатами.
Прокладывать кабельные каналы по уникальным фрескам, панно и потолкам с лепниной – чистейший вандализм. При этом современные профессиональные беспроводные системы позволяют строить системы совершенно разного уровня, от музея-квартиры Пушкина до огромного музейного комплекса "Дорога памяти" длиной в 1,5 км в парке "Патриот".
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Третий рубеж охраны является последним и самым важным. Он работает всегда: и в рабочие часы музея, и после его закрытия. Во время работы экспозиции третий рубеж зачастую оказывается единственным.
Третий рубеж может быть организован при помощи классических оптико-электронных извещателей с зоной обнаружения типа "штора". Но подобные решения несколько ограничивают свободу доступа к экспонатам. Поэтому в последнее время все большее распространение получают инерционные радиоканальные извещатели, использующие в качестве средства обнаружения акселерометры. Такие извещатели обычно имеют миниатюрные габаритные размеры, крепятся к самому экспонату и позволяют мгновенно зафиксировать его перемещение в пространстве.
Еще одним сравнительно новым и остроумным решением стал российский тензометрический извещатель, работающий по принципу простых весов (безмена). Он монтируется в подвес картины или другого экспоната и выдает сработку в случае попытки его снятия или даже вырезания холста из рамы без ее явного перемещения.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Охранные извещатели третьего рубежа предназначены для сигнализации в случае, если экспонат находится уже в непосредственной опасности – злоумышленник уже завладел им или вот-вот это сделает. Существуют различные их типы, например емкостные, вибрационные, инерционные извещатели. Эффективность устройств, конечно, зависит от типа экспоната. Например, для ювелирных изделий, которые выставляются в витрине, удобнее применять емкостные извещатели, которые контролируют внутренний объем витрины. Для картин и других экспонатов большого размера очень удобны инерционные извещатели, выдающие сигнал тревоги при попытке их перемещения.
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность систем сигнализации, является местное оповещение смотрителей или охраны, присутствующих в выставочных залах, о возможном хищении, так как они первыми могут максимально быстро среагировать на происшествие.
Оповещение организуется простейшим адресным включением звуковых сирен, установленных возле защищаемых объектов, или применением индивидуальных средств оповещения. В их качестве могут выступать специализированные пейджеры или браслеты, а также приложения, устанавливаемые на мобильные телефоны.
Интеграция видеонаблюдения и систем сигнализации (вывод в тревожный монитор изображений с камер, направленных на экспонаты, по факту сработки третьего рубежа) повысит эффективность реагирования персонала поста охраны.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Прежде чем говорить об организационных мероприятиях, необходимо рассмотреть все возможные технические средства, которые эти мероприятия обеспечат. Например, мало говорят о персональных устройствах оповещения и вызова. Это прибор, который смотритель может надеть как часы и с его помощью моментально получать все сигналы тревоги с указанием номера зала и названия экспоната. Кроме того, нажатием на кнопку на таких часах смотритель может передать сигнал тревоги на пост охраны. С помощью таких устройств можно реагировать на все попытки хищений или вандализма гораздо быстрее, а в таких делах время – главный фактор.
Максим Горяченков, НВП "Болид"
Основная причина резонансных хищений банальна. Она заключается в неэффективности устаревших систем или полном отсутствии сигнализации в целом либо ее третьего рубежа.
К сожалению, не все музеи в состоянии позволить себе оснащение или переоснащение инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).
Кроме того, наличие договоров страхования иногда снижает интерес руководства объектов защиты к собственным системам безопасности.
Соответственно, главный фактор, снижающий риск хищений, – применение современных охранных систем и постоянные тренировки дежурного персонала с отработкой действий в случаях попыток совершения преступлений.
Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР
Причин всегда две – попытка прославиться или заработать. Сделать с причинами ничего нельзя, но отреагировать на них как можно быстрее вполне возможно. Для этого необходимо просто применять современные технические средства охраны и использовать весь потенциал, которым они обладают. Множество примеров применения беспроводных систем в музеях показывают, что они справляются с этой задачей лучше всех.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: pxhere.com