Редакция журнала "Системы безопасности" попросила члена секции по законодательному регулированию вопросов безопасности объектов ТЭК Экспертного совета Госдумы по энергетике Максима Лаврухина рассказать о важности защиты объектов топливно-энергетического комплекса, наиболее актуальных современных угрозах, способах охраны, контроле исполнения законодательства и др.
– Максим Витальевич, перечислите основные цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
– Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) является стратегическим приоритетом государства, поскольку от устойчивости ТЭК напрямую зависят национальная безопасность, экономическая стабильность, энергетическая независимость и благополучие граждан. Основная цель – создание комплексной системы защиты, которая гарантирует бесперебойное функционирование критически важной инфраструктуры, предотвращение аварий, техногенных катастроф и минимизацию их последствий для населения, экологии и экономики. Речь идет не только о сохранении материальных активов, но и о противодействии современным вызовам: террористическим угрозам, кибератакам, природным катаклизмам и человеческому фактору.
– В настоящее время одной из самых злободневных задач является защита объектов ТЭК от беспилотных воздушных судов. Как обстоят дела в этой сфере, как законодательство регулирует данный вопрос?
– Защита объектов ТЭК от беспилотных воздушных судов (БВС) действительно стала критически важной задачей в современных условиях. атаки с использованием БВС представляют серьезную угрозу для инфраструктуры, технологических процессов, а также жизни и здоровья персонала. Поэтому в этой сфере ведется активная работа по нескольким направлениям: разработка технологий обнаружения и нейтрализации БВС, совершенствование законодательной базы и усиление мер физической (инженерной) защиты объектов.
Разрабатываются и внедряются различные системы обнаружения и противодействия БВС, включая радиолокационные станции, оптикоэлектронные системы, акустические датчики, системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и кинетические средства поражения при включении объектов ТЭК в перечень критически важных объектов. Эффективность этих систем зависит от множества факторов, включая тип БВС, условия окружающей среды и характеристики защищаемого объекта. активно тестируются и внедряются решения, использующие технологии машинного обучения и искусственного интеллекта для автоматического обнаружения и классификации БВС.
Законодательство в этой сфере находится в стадии активного развития. В России действуют различные нормативные акты, регулирующие использование воздушного пространства и устанавливающие требования к обеспечению безопасности объектов критической инфраструктуры. Однако единого комплексного закона, посвященного исключительно противодействию БВС, пока нет, отдельные эксперты задумывались именно о таком нормативно-правовом акте, но на сегодняшний день правом противодействовать БВС наделены, можно сказать, все службы и организации, участвующие в обеспечении безопасности тех или иных объектов – ТЭК, ОТИ, ОПК, атомной энергетики и пр.
Основные проблемы регулирования связаны с разграничением полномочий между различными ведомствами (Минобороны, МВД, ФСБ, Росавиация), определением зон, запрещенных для полетов БВС, и установлением ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства. Существуют пробелы в регулировании применения технологий нейтрализации БВС, особенно в части обеспечения безопасности окружающих. Необходима четкая регламентация порядка применения средств РЭБ и их регистрации, на сегодняшний день это находится в подвешенном состоянии.
Привести точную статистику по количеству совершенных актов незаконного вмешательства с использованием БВС трудно, но могу сказать следующее: наблюдается устойчивый рост числа инцидентов, связанных с несанкционированным использованием БВС вблизи объектов критической инфраструктуры, включая объекты ТЭК; наибольшее количество инцидентов фиксируется в регионах с высокой концентрацией объектов ТЭК (например, в районах нефте- и газодобычи, крупных нефтеперерабатывающих заводов и энергетических узлов); БВС используются для различных целей, включая разведку, наблюдение за объектами, доставку грузов (в том числе запрещенных) и осуществление атак.
Защита объектов ТЭК от БВС – это сложная и многогранная задача, требующая комплексного подхода, включающего технологические, законодательные и организационные меры.
Необходима дальнейшая работа по совершенствованию законодательной базы, разработке и внедрению эффективных систем обнаружения и нейтрализации БВС, а также повышению готовности персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях. Важным направлением является также международное сотрудничество.
– Какие другие угрозы являются значимыми для объектов топливно-энергетического комплекса? Достаточны ли, по вашему мнению, принимаемые меры противодействия на объектах? Чего не хватает?
– Будущие актуальные угрозы пророчат наши коллеги при международных организациях, к ним относятся угрозы использования биологического и химического оружия, а также киберугрозы. В настоящее время мы уже движемся к тому, чтобы создать превентивные меры и методы борьбы с ними, о существующих пробелах и проблемах в этих направлениях пока не совсем безопасно говорить, но над этим уже ведется работа, надеюсь на продуктивность коллег!
– Какие меры защиты являются приоритетными и обязательными для объектов ТЭК?
– Приоритетные и обязательные меры защиты для объектов ТЭК определяются исходя из уровня потенциального ущерба, который может быть нанесен в результате реализации угроз, а также исходя из требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности конкретного типа объектов ТЭК. Ключевым принципом является обеспечение многоуровневой и эшелонированной системы защиты, охватывающей все этапы жизненного цикла объекта.
Приоритетные и обязательные меры защиты включают физическую защиту, такую как обеспечение надежного ограждения периметра объекта для предотвращения несанкционированного проникновения, организация строгого пропускного режима, включающего идентификацию и проверку лиц, транспортных средств и грузов, проходящих на территорию объекта, использование систем контроля и управления доступом (СКУД), установку систем видеонаблюдения с возможностью записи и хранения данных, а также с функциями видеоаналитики, организацию круглосуточной охраны объекта, в отдельных случаях вооруженной охраны, осуществляющей патрулирование территории и реагирование на тревожные сигналы, усиление защиты зданий и сооружений от взлома и проникновения.
Техническая защита, в которую входит установка систем обнаружения вторжений (СОИ) для выявления попыток несанкционированного проникновения в информационные сети и системы управления, системы контроля и управления доступом в информационных системах, ограничение доступа к критически важным информационным ресурсам и системам управления на основе ролей и полномочий, установка автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения для своевременного обнаружения и ликвидации пожаров, установка систем газового анализа для контроля за концентрацией опасных веществ в воздухе и предотвращения взрывов и отравлений, внедрение систем контроля технологических процессов для своевременного выявления и предотвращения отклонений от нормальных режимов работы оборудования.
Организационные меры, включающие разработку и утверждение планов безопасности, определяющих порядок действий персонала в различных чрезвычайных ситуациях, обучение персонала действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение регулярных проверок безопасности объекта для оценки эффективности принимаемых мер защиты и выявления недостатков, внедрение системы управления рисками, включающей идентификацию, оценку и минимизацию рисков для безопасности объекта, организация взаимодействия с правоохранительными органами и спецслужбами для обмена информацией об угрозах и координации действий в чрезвычайных ситуациях.
– Кто и как контролирует выполнение требований законодательства в этой части?
– Контроль за выполнением требований законодательства в области безопасности объектов ТЭК осуществляется различными органами государственной власти, в зависимости от типа объекта и сферы регулирования. Это Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия России), Прокуратура Российской Федерации. Контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, в ходе которых проверяется соответствие объекта требованиям законодательства, выполнение предписаний надзорных органов, наличие необходимой документации и подготовленность персонала. По результатам проверок могут быть выданы предписания об устранении нарушений, наложены административные штрафы, а в случае серьезных нарушений – приостановлена деятельность объекта.
– Какие организации могут привлекаться для обеспечения физической защиты объектов ТЭК?
– Для обеспечения физической защиты объектов ТЭК могут привлекаться различные организации, в зависимости от их компетенций, лицензий и поставленных задач. Основные категории организаций включают ведомственную охрану, частные охранные организации (ЧОО), Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ФГУП "Охрана" Росгвардии), войска национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) и специализированные организации, занимающиеся установкой и обслуживанием технических средств охраны, а также организации, оказывающие услуги по разработке и внедрению систем безопасности.
Ведомственная охрана – это подразделения, созданные непосредственно предприятиями ТЭК для охраны своих объектов. ведомственная охрана обладает специальными полномочиями и правами, определенными законодательством, и часто используется для охраны ключевых и особо важных объектов.
Частные охранные организации (ЧОО) являются наиболее распространенным вариантом для обеспечения физической защиты объектов ТЭК. Они оказывают широкий спектр услуг, включая вооруженную и невооруженную охрану, организацию пропускного режима, патрулирование территории, установку и обслуживание технических средств охраны и реагирование на тревожные сигналы. Деятельность ЧОО лицензируется органами внутренних дел (МВД).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ФГУП "Охрана" Росгвардии) – организация, находящаяся в ведении Росгвардии, предоставляющая услуги по охране различных объектов, в том числе и объектов ТЭК, и обладает широкими полномочиями и опытом в обеспечении безопасности.
В отдельных случаях, по решению Правительства Российской Федерации или в соответствии с заключенными договорами, для охраны особо важных и стратегических объектов ТЭК могут привлекаться подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия).
Специализированные организации, занимающиеся установкой и обслуживанием технических средств охраны, не осуществляют физическую охрану, но играют важную роль в обеспечении безопасности объектов ТЭК, занимаясь проектированием, монтажом и обслуживанием систем видеонаблюдения, сигнализации, контроля доступа и других технических средств охраны. Организации, оказывающие услуги по разработке и внедрению систем безопасности, проводят аудит безопасности объектов ТЭК, разрабатывают планы безопасности, внедряют системы управления рисками и оказывают консультационные услуги в области безопасности.
– Какие вопросы планируется обсудить на ближайшем Экспертном совете Госдумы по энергетике?
– 13 февраля 2025 г. должно было состояться заседание секции по законодательному регулированию вопросов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Экспертного совета Комитета Госдумы по энергетике на тему "Обращение и предоставление документации, содержащей сведения ограниченного доступа, в рамках проведения тендерных процедур", а также установления ответственности за распространение такой информации.
По определенным причинам заседание совета было перенесено на более позднюю дату, пока нет информации, на какую. Тема заседания – это проблема, которая была мною поднята для рассмотрения экспертами, на мой взгляд она достаточно серьезно влияет на уровень защищенности того или иного объекта.
Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" утверждены обязательные требования обеспечения безопасности объектов ТЭК (далее – Закон № 256). П. 6 ст. 8 Закона № 256 установлено, что информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов ТЭК, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
В свою очередь, в паспорте безопасности объекта ТЭК отражается следующая информация:
В целях упреждения действий, способствующих совершению актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, на объектах ТЭК, мною были изучены отдельные электронные аукционы и конкурсы, вследствие чего были выявлены нарушения п. 6 ст. 8 Закона № 256, что, в свою очередь, может являться административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.30 КОАП РФ, а при более тяжких последствиях предусмотрена и уголовная ответственность, в соответствии со ст. 217.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, в общем доступе на открытых тендерных площадках мною были выявлены большие массивы информации, содержащие в себе сведения ограниченного доступа. Использование информации, размещенной в данной документации, может являться способствующим фактором для совершения акта незаконного вмешательства, в том числе террористического акта, диверсионными разведывательными группами недружественных стран.
Мною было направлено обращение в адрес председателя секции, и в настоящее время ведется работа по сбору предложений для решения данной проблемы.
Надеюсь, что в скором времени получится обсудить этот вопрос и выработать меры по защите от данного вида угроз.
Беседовала Марина Бойко
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2025
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>