Согласно п. 4 постановления Правительства РФ № 458 от 5 мая 2012 г. системы физической защиты объектов ТЭК включают в себя:
1. Персонал физической защиты:
2. Комплекс организационных, административных и правовых мероприятий:
3. Инженерно-технические средства охраны (ИТСО):
Анализ всех этих показателей демонстрирует недоработку и неактуальность многих положений современных нормативных актов и помогает выявить основные проблемы в организации антитеррористической защищенности объектов ТЭК, которые требуют новых решений и подходов.
Группа "ИНТЕР РАО" — диверсифицированный электроэнергетический холдинг, осуществляющий деятельность в различных сегментах электроэнергетической отрасли в России и за рубежом. Компания занимает лидирующие позиции в России в области экспорта-импорта электроэнергии, активно наращивает присутствие в сегментах генерации и сбыта и развивает новые направления бизнеса. В состав группы компаний входят 52 категорированных объекта, которые охраняются подразделениями ФГУП "Ведомственная охрана" Министерства энергетики РФ. Работа по созданию систем антитеррористической защиты ведется с 2011 г., в данный момент происходит модернизация комплексов технических средств охраны
Фундаментальной проблемой в области персонала физической защиты в сегменте ТЭК является отсутствие базовой системы подготовки сотрудников служб безопасности (набираются пенсионеры правоохранительных органов или силовых структур, существующие курсы повышения квалификации предназначены для изучения организации выполнения отдельных мероприятий), вследствие чего не установлены требования к профессиональному уровню. Нет четких государственных требований и к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК или на объекте ТЭК. В постановлении № 458 имеется понятие "сотрудник службы безопасности", но количественные ориентиры нигде не прописаны. Такие же пробелы наблюдаются по линии МЧС и в других направлениях. Государственный контроль за выполнением задач физической защиты объектов ТЭК подразделениями охраны осуществляется не в полной мере. Проверяющий и контролирующий органы оценивают комплексность технических средств охраны, но не физические подразделения, которые работают с этими системами. Оставляет желать лучшего и лицензирование контролеров ФГУП, которые обучаются как частные охранники. В составе подразделений и караулов их действия не рассматриваются. Недостаточны требования к возрасту и физической подготовке охранников. Соответственно, необходим качественно проработанный подход к решению данных вопросов в зависимости от объекта. В этом направлении предлагается внести следующие изменения:
1. Организовать в профильных высших учебных заведениях подготовку специалистов безопасности. Образование возможно в очной и заочной форме, чтобы специалисты учились не по отдельным курсам для выполнения определенных задач и мероприятий, а в целом получали базовые знания по организации антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
2. Внести изменения в постановление Правительства РФ № 458 от 05.05.2012 г. "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" с определением дифференцированного подхода к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК и на объекте ТЭК.
3. Внести дополнения в регламент проверки объектов ТЭК с определением задач контроля организации охраны.
4. Внести изменения и дополнения к требованиям по подготовке частных охранников.
Главная цель систем физической защиты объектов ТЭК — предотвратить проникновение злоумышленника. Имеющиеся модели нарушителей предложены методическими рекомендациями от октября 2012 г., где самый худший вариант представляют собой террористические группы из 3-20 человек, однако при проникновении 20 человек ни один стандартный караул не будет способен вести оборонительные действия. Таким образом, отсутствует конкретно установленная модель нарушителя и расчетный сценарий совершения акта незаконного вмешательства на объекте ТЭК для каждого субъекта Российской Федерации.
Перечень критически важных объектов ТЭК в имеющихся законодательных актах неактуален, и как следствие, нет требования о присвоении категории опасности не ниже определенного уровня.
Другая проблема в том, что категория опасности присваивается объекту ТЭК только по степени его потенциальной опасности (наличию химически активных взрывоопасных веществ), а не нужности и важности в системе энергообеспечения или теплообеспечения. Расчеты не распространяются на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в зоне за ограждениями объекта, в результате которых жизнедеятельность населения будет нарушена.
Кроме того, нет четкого перечня основных планирующих, распорядительных и информационных документов на объекте ТЭК, регламентирующих организацию антитеррористической защищенности:
Отсутствуют принципы организации физической защиты объектов ТЭК и порядок несения службы как в повседневном режиме, так и в режиме угрозы совершения террористического акта. В локальных нормативных актах ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России эти вопросы в полном объеме не раскрываются. Не определен порядок охраны объектов ТЭК в особый период.
Государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется исключительно за составом и качественными показателями инженерных и технических средств охраны. Не регламентирован порядок организации, подготовки и проведения ежегодных обязательных учений, не определены формы планирующих и отчетных документов.
И наконец, отсутствуют подзаконные документы по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".
Решение всех этих вопросов требует конкретных изменений, а именно необходимо:
Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства № 458, с одной стороны, носят избыточный характер, с другой — комплексы ИТСО создаются равнообъемные по всему периметру, не учитывают наличие наиболее вероятных участков для проникновения и их укрепление ИСО.
Требования к наличию ИТСО по некоторым вопросам противоречат требованиям пожарной, промышленной безопасности и Ростехнадзора для оборудования критических элементов, а затраты на модернизацию и техническое обслуживание ИТСО не включаются в тариф на электроэнергию.
В данном случае предлагается:
На региональном уровне не в полной мере решаются вопросы организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов.
Во-первых, отсутствуют перечни критически важных объектов ТЭК субъектов РФ.
Во-вторых, в составы комиссий или рабочих групп включаются представители территориальных подразделений МВД, ФСБ и ФСВНГ России, зачастую не являющиеся специалистами по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов, а подписи членов комиссии при работе с документами собираются для галочки.
Работа по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов ТЭК сводится к проведению:
В такой ситуации целесообразно:
Современные требования по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов ТЭК уже назрели. Но пока вышеуказанные предложения, выдвинутые группой "ИНТЕР РАО" и другими субъектами ТЭК для внесения изменений в постановление Правительства РФ № 458, не были реализованы.
В заключение хочется отметить, что основной пакет нормативных актов по безопасности объектов ТЭК был разработан в 2010--2013 гг. и была проведена большая работа по правоприменению этих документов. Но время идет, требуя новых перспективных предложений, которые появляются и выдвигаются на обсуждение. Но, как правило, не выполняются и так и остаются "под сукном"…
Фото обработано нейросетью