Среди широкого спектра тем, касающихся СКУД, можно выделить три, которые часто упоминаются при обсуждении текущей ситуации в отрасли и обмене опытом. Это биометрическая идентификация и прежде всего технологии распознавания по лицу на основе современных нейросетевых алгоритмов, а также защита информации.
Последнее обычно связано с правовыми аспектами данной темы, которые стали актуальными в связи с введением целого ряда законодательных актов, относящихся к биометрии и защите персональных данных. Это ФЗ-152, ФЗ-149 и ФЗ-572. Данное трио законов существенно повлияло на развитие отечественного рынка биометрии в самом, пожалуй, перспективном и бурно развивающемся направлении – идентификации по лицу. Масса компаний, использующих такое оборудование и решения, вдруг оказалась вне правового поля с перспективой попасть под штрафные санкции со стороны государственных органов.
Одним из ключевых моментов является "автоматизированная обработка данных". ФЗ-572 запрещает автоматически обрабатывать биометрические данные для идентификации и аутентификации граждан в информационных системах, не относящихся к Единой системе идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических данных (ЕБС). Оператором ЕБС является АО "Центр Биометрических Технологий" (ЦБТ).
Вариантов для компаний пользователей остается два: либо работать напрямую с ЦБТ, что для подавляющего числа нереально в силу необходимости соблюдения требований жесткого регламента, либо работать через коммерческие биометрические системы (КБС), взаимодействующие с ЕБС и использующие "биометрические векторы", которые формально не являются биометрическими данными.
Следует отметить, что соблюдение требований ФЗ-572 не касается спецслужб, миграционных служб, Минобороны, и пр. Если коротко, то использование коммерческой компанией биометрической идентификации в СКУД возможно, но подразумевает сильную правовую и организационную подготовку вопроса, а также внимательный мониторинг меняющегося законодательства.