В этой статье мы продолжим обзор грядущих перемен в нормативных документах, регулирующих проектирование систем пожарной автоматики. Ранее нами были рассмотрены проекты изменений СП 6.13130.2021 и СП 484.1311500.2020 (СП 484).
В сентябре началось очередное обсуждение новой редакции СП 3.13130 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (СП 3), который действует уже более 10 лет и за это время успел морально устареть. СП 3 – документ тяжелой судьбы: изменения проходили процедуру обсуждений и голосования в ТК 274 уже несколько раз, однако ни одна из итераций не закончилась практическим результатом. Очередная редакция оказалась принципиально новым документом, разработанным другим авторским коллективом.
При первом знакомстве с СП 3 сразу бросается в глаза распространение ключевых подходов СП 484 на системы оповещения, то есть требований к надежности линий связи и приборов управления, которые в новом документе регламентируются разделом 6.4. При единичной неисправности линии связи допустимы отказ оповещения на площади не более 2 тыс. кв. м в пределах одной зоны или частичный отказ оповещения на площади 8 тыс. кв. м, при котором уровень звукового давления при звуковом сигнале о пожаре превышает уровень постоянного шума не менее чем на 10 дБ на высоте 1,5 м от уровня пола.
Линии связи между системами пожарной сигнализации или тушения и СОУЭ должны быть устойчивы к единичным неисправностям. Это требование может стать проблемой для большинства производителей. В настоящее время их ППУ зачастую не позволяют дублировать прием сигналов управления. В жилых домах единичная неисправность линии связи также не должна приводить к отказу оповещения более чем на одном этаже одной секции. Учитывая, что для оповещения одного этажа одной секции необходимо около 30 Вт, это положение потребует от всех производителей создавать ППУ с большим количеством независимых линий оповещения малой мощности. Если говорить о надежности приборов, то при системной ошибке возможен отказ оповещения на площади не более 12 тыс. кв. м. Максимальная площадь оповещения одним ППУ, защищенным от системной ошибки, ограничена 48 тыс. кв. м.
Заметными проблемами действующего СП 3 можно назвать отсутствие методик деления объекта на зоны СОУЭ и электроакустических расчетов. В новом документе приведен перечень частей зданий и сооружений, которые должны выделяться в отдельные зоны (п. 6.5.3): части зданий, из которых производится поэтапная эвакуация, в которых оповещается только персонал, эксплуатируемые кровли, незадымляемые лестничные клетки и т.п. При этом акустически связные пространства должны относиться к одной зоне оповещения.
Методики расчетов для определения необходимого количества оповещателей (их видимости и слышимости) приведены в приложениях Г и Д.
С одной стороны, их содержание вызывает много споров, в частности по поводу справочных таблиц с уровнями шумов в различных типах помещений, но, с другой стороны, появление хоть какой-то официальной методики электроакустического расчета само по себе является вехой. Кроме того, в разделе 9 новый вариант СП 3 проясняет большинство вопросов применения знаков пожарной безопасности, их размещения, режимов работы и совмещения с аварийным освещением.
Одним из наиболее революционных изменений стал отказ от привычных пяти типов СОУЭ и переход к "простой" градации с делением на звуковое и речевое оповещение. Вероятно, это связано с тем, что в действующей редакции практически нет рекомендации по реализации СОУЭ 4-го и 5-го типов, например в части организации обратной связи с зонами оповещения и управления оповещением в ручном режиме при помощи микрофонов.
Выделяются звуковой, речевой, световой и тактильный способы оповещения. Световой и тактильный предлагается применять в помещениях с высоким уровнем фонового шума, при использовании средств индивидуальной защиты органов слуха, в помещениях, где недопустимы громкие звуки, а также для людей с нарушением слуха и т.п. Обращает на себя внимание значительное расширение области применения индивидуальных тактильных оповещателей.
Для выбора звукового или речевого способов оповещения на объекте служат приложения А и Б. Приложение А устанавливает соответствия между привычными типами СОУЭ и новым подходом: 1-й и 2-й типы – звуковое оповещение; 3, 4 и 5-й – речевое. В приложении Б приведены перечни зданий и сооружений для звукового и речевого оповещения. В частности, для многоквартирных жилых домов высотой более 28 м предполагается применение речевого оповещения. Документ дополнен требованиями и рекомендациями по характеру звуковых сигналов и содержанию речевых сообщений, приведенными в приложениях В, Е.
Применению систем экстренной связи (обратной связи с зонами оповещения) и аварийных микрофонов посвящены отдельные разделы 8 и 6.12. Если до появления рассматриваемой редакции СП 3 конкретные требования к этим компонентам СОУЭ не были приведены ни в ГОСТе на технические средства, ни в правилах проектирования, то сейчас ситуация принципиально изменилась. Особенно это заметно для систем обратной связи, где введена классификация абонентских устройств (АУ): тип А – с телефонной трубкой, тип Б – вызывная панель с микрофоном и громкоговорителем и тип В, совмещающий типы А и Б. Кроме этого достаточно подробно описаны требования к конструкции АУ: наличие защитных шторок, запираемых и автоматически открываемых крышек и т.п. Из-за ранее отсутствовавших требований лишь небольшое количество производителей с иностранными корнями имеют в линейке все разновидности АУ, а по факту их применение будет обязательно в значительном количестве случаев. В СП также упоминается неочевидный функционал автоматической переадресации вызовов с АУ на телефонные номера экстренных служб и обязательная возможность обратного звонка из диспетчерской экстренных служб на абонентские устройства.
Основная проблема нового документа не нова: как и в случае с СП 484, свод правил "забегает" вперед ГОСТа на приборы в части требований к технике. В результате производители опять будут вынуждены дорабатывать оборудование и вводить новые функции, которые не проверяются при сертификационных испытаниях.
Поэтому даже наличие сертификатов соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 не в полной мере будет давать потребителю ответ на вопрос, удовлетворяет ли техника всем актуальным нормативным требованиям. Своды правил обычно вводятся в действие стремительно: на адаптацию рынка может быть дано около полугода, чего явно не всегда достаточно для разработки, подготовки производства и сертификации новых изделий. Но в целом данная редакция СП 3 – это качественно новый уровень, особенно в наиболее проблемных вопросах электроакустических расчетов и т.п. Хочется надеяться, что в результате общественных обсуждений свод правил станет еще лучше, а спорных моментов почти не останется.