Поговорим о рынке радиочастотной идентификации, активных и пассивных идентификаторах, особенностях использования hands free и альтернативах RFID.
Говоря об идентификации на основе радиочастотных (RFID) технологий, следует помнить о следующих "трех китах":
Каждый перечисленный пункт списка накладывает свои ограничения на сферу применения RFID. Привычные нашему отечественному потребителю частоты 125 кГц (proximity) и 13,56 МГц (smart) получили наибольшее распространение при решении задач идентификации людей. Для идентификации автотранспорта они также могут использоваться, но речь идет скорее об идентификации водителей, чем машин, поскольку их дальность сложно назвать высокой и обычно требуется поднести идентификатор в виде карты или брелока близко к считывателю. Частоты 860 МГц уже более интересны при решении задач идентификации автомобилей, а решения на основе меток 2,45 ГГц являются, пожалуй, оптимальными для решения такого класса задач. Последние также часто используются в RFID-метках индустриального исполнения (противоударные, устойчивые к вибрациям, химически стойкие) со степенью защиты IK07/IP65 и выше. Можно также встретить на рынке решения на основе идентификаторов 433 МГц, но их сложно назвать самыми распространенными.
Для идентификации транспорта важной характеристикой будет наличие в метке собственного источника питания. Чудес в природе не бывает, и, чтобы обеспечить повышенную дальность, требуется дополнительная энергия, которую надо откуда-то брать. Рассматривая пассивные и активные идентификаторы, следует учитывать, что первые не имеют своего источника питания: им достаточно энергии, индуцируемой в антенном контуре идентификатора излучением считывателя. Чаще всего это упомянутые в начале 125 кГц и 13,56 МГц. Плюсы – практически не ограниченный срок службы, но малая дальность. Поскольку для идентификации автомобилей дальность – ключевой элемент, то обычно такие идентификаторы имеют питание. Исходя из этого, наиболее распространенное сочетание – это 2,45 ГГц с активными метками. Такое решение не только позволяет регистрировать автомобили на хорошей дальности (10 и более метров), но также обеспечивает возможность делать это при высокой скорости транспортного средства. Пассивные метки могут просто не успеть считать сигнал.
Применяемая технология в любом случае зависит от решаемой задачи. Если у вас простая парковка со шлагбаумом, у которого надо остановиться по определению, применять считыватели высокой дальности необязательно, вполне можно обойтись смарт-считывателями 13,56 МГц. Хочу лишний раз акцентировать внимание на том, что такие понятия, как защищенность от копирования и безопасность, несовместимы с proximity и с использованием UID при применении смарт-карт. Помните, что UID не защищен от чтения и не является секретным, достаточно часто его даже наносят на карточку. "Уж сколько раз твердили миру…", но заказчики продолжают упорно наступать на одни и те же "грабли". Про копирование proximity также где только не писали, но это дешево, и эту технологию также продолжают использовать, польстившись на низкую стоимость. Уважаемые заказчики, не делайте очевидных ошибок!
Рассматривая решения на основе RFID с повышенной дальностью чтения, помимо задачи идентификации автомобилей достаточно часто можно столкнуться с необходимостью идентификации людей с проходом через точку доступа в режиме "свободные руки" (hands free). Рекомендую использовать такие решения для удаленных точек прохода, поскольку есть "подводные камни". Простой пример – коридор с большим количеством дверей, оборудованных считывателями с повышенной дальностью чтения карт (hands free). Навстречу идут два сотрудника с метками в кармане, один делает шаг влево, другой вправо, чтобы разойтись, и при наличии прав доступа все двери начинают открываться, хотя сотрудники не имели ни малейшего желания в них зайти. Если акцентировать внимание на технологиях для hands free, то на нашем рынке можно подобрать решения на основе Bluetooth (BLE) и 433 МГц (считыватели и метки) без особых проблем.
Возвращаясь к теме идентификации автомобилей, кроме ключевых "трех китов", упомянутых в начале статьи, для некоторых заказчиков важным может оказаться формфактор идентификатора (карта, метка в виде стикера, индустриальная метка для крепления снаружи автомобиля и пр.). Работа большинства идентификаторов строится по принципу "попал в поле действия считывателя – переслал на него свой код (передаваемый дальше в контроллер СКУД)". Плюсы такого алгоритма очевидны: пользователю не надо совершать дополнительных манипуляций для идентификации, если только речь не идет о решениях с малой дальностью, где надо физически поднести карту к считывателю.
Есть, однако, задачи, где активировать идентификатор требуется принудительно и момент активации должен контролироваться пользователем. В этом случае могут применяться идентификаторы с кнопкой активации. Это могут быть брелоки или метки с креплением на присоске к лобовому стеклу автомобиля, формфактор и тип крепления могут быть разными. Общим будет наличие кнопки (кнопок), только при нажатии на которые идентификатор выдаст свой код.
В контексте альтернативных технологий и в категории "преданья старины глубокой" могу вспомнить такую экзотику, как оптические считыватели с форматом Wiegand, работающие в паре с брелоками, передающими данные на считыватель по инфракрасному лучу. "Зверушка" была редкая, и из плюсов, пожалуй, можно было отметить два: приличная дальность и невозможность использования стандартных радиоканальных методов перехвата.
Рассматривая альтернативные методы, ключевым условием будет дистанционный, бесконтактный тип передачи информации от идентификатора на считыватель, что, собственно, и привело к доминированию RFID на рынке СКУД в свое время и снижению популярности контактных карт с магнитной полосой. Сегодня таким альтернативным методом становится биометрия, и в первую очередь идентификация по лицу. Технология уже стала массовой и доступной многим потребителям. другие биометрические технологии также не стоят на месте.
В то же время рано сдавать RFID в утиль. Повсеместное распространение смартфонов и развитие новых технологий вроде NFC и Bluetooth (BLE) продолжается и будет в перспективе еще долгое время удерживать RFID на вершине потребительских предпочтений.
Читайте мнения экспертов в статье "RFID – золотой стандарт идентификации" >>