В 2025 г. произошли два события, вновь обратившие внимание профессионального сообщества на вопросы совмещения систем оповещения о пожаре, оповещения ГО и ЧС, а также об угрозе совершения террористических актов (СО при УСТА).
Первое событие – появление изменения № 1 к СП 134.13330.2022 "Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования" (далее – СП 134) , которое было внесено приказом Минстроя России от 27.12.2024 г. № 935/пр. Одно из основных направлений доработки документа – разграничение зон ответственности между МЧС и Минстроем. Из СП 134 были удалены упоминания о системах противопожарной защиты, относящихся к зоне ответственности МЧС. Вероятно, именно с этим связано исчезновение упоминания СОУЭ из пунктов, посвященных "системам оповещения населения", которые в предыдущих редакциях назывались "комплексом систем оповещения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Аналогичная ситуация произошла с СП 133.13330.2012 "Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования", из которого в изменении 2 пропал раздел 6 "Проектирование и построение системы оповещения и управления эвакуацией пользователей зданий и сооружений (СОУЭ)".
Запрета на совмещение "систем оповещения населения" и пожарных СОУЭ в СП 134 и СП 133 нет, но также больше нет и прямого разрешения.
Специалисты-проектировщики делают вывод, что отсутствие разрешения равнозначно запрету, и готовятся проектировать еще одну автономную систему оповещения. В этом мнении их поддерживают поставщики решений оповещения ГО и ЧС, находя в ситуации перспективу расширения собственного бизнеса.
При этом в пожарных нормах запрета на такое совмещение нет: СП 484.1311500.2020 и перспективный СП 3.13130, наоборот, предполагают возможность использования СОУЭ объекта для трансляции сообщений, связанных с ГО и ЧС.
Напомним, что на начало 2025 г. действовал ряд постановлений Правительства РФ, регламентирующих организацию антитеррористической защиты объектов. В некоторых из них, например постановлении от 7 ноября 2019 г. № 1421, посвященном защите объектов подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, было явным образом прописано требование об автономности еще одной системы оповещения – об угрозе совершения террористического акта.
Принцип автономности также был прописан в введенном с 1 марта 2025 г. национальном ГОСТ Р 71934–2025 "Системы тревожной сигнализации. Системы оповещения при угрозе совершения или совершении террористического акта. Общие технические требования. Методы испытаний". Хотя этот ГОСТ не является обязательным и не определен порядок сертификации на соответствие ему оборудования и систем, в технических заданиях на проектирование систем оповещения упоминания о нем начинают встречаться все чаще.
Таким образом, начала складываться фантасмагорическая ситуация: объекты будут оборудоваться даже не двумя, а тремя независимыми системами речевого оповещения, не имеющими синхронизации друг с другом. С одной стороны, такой подход приводит к кратному увеличению стоимости оснащения объектов и их дальнейшей эксплуатации: необходимо спроектировать, закупить и смонтировать в три раза больше оборудования. С другой – усугубляется уже разбиравшаяся нами перспектива возможного одновременного срабатывания нескольких систем оповещения: СОУЭ "Антитеррор" будет транслировать сообщение о необходимости оставаться на местах, блокировать двери и т.п., а пожарная СОУЭ или система оповещения ГО и ЧС – требовать как можно скорее следовать к эвакуационным выходам или укрытиям. При этом сообщения будут воспроизводиться с большой громкостью при помощи оповещателей, установленных рядом друг с другом. Даже если люди смогут разобрать какие-то сообщения, последствия выполнения не подходящих к реальной ситуации указаний могут быть печальны.
В этих условиях поистине приятным сюрпризом оказалась вторая новость: содержание постановления Правительства РФ от 30.07.2025 г. № 1130 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421". Речь идет об уже упомянутом нами документе, требующем в том числе автономность СО при УСТА на объектах Минобрнауки России. Из п. 34 исчезло слово "автономными" применительно к системам оповещения, и был добавлен абзац, явно допускающий при наличии технической возможности использовать речевые пожарные оповещатели для СО при УСТА. Вопрос о необходимости использовать при этом отдельные приборы остается открытым. Мне кажется, что мы имеем дело с не вполне удачной формулировкой, делающей акцент на оповещателях, и имелась в виду система в целом.
Так или иначе, мы видим первый пример разворота нормативных требований от полной автономности СО при УСТА к возможности их совмещения с другими системами. Появляется надежда, что в дальнейшем и иные постановления правительства, например постановление от 25.03.2015 г. № 272 о защите объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии, будут скорректированы аналогичным образом. Противоречие новых подходов с ГОСТ Р 71934–2025 не вызывает больших опасений из-за его "необязательного" статуса.
Надо отметить, что ответ на самый сложный вопрос о выборе приоритетов воспроизведения сообщений в совмещенных системах оповещения уже предложен в перспективной редакции СП 3.13130, п. 6.13.2 (ред. от 25.03.2025 г. рассматривалась при голосовании в ТК 274): должны быть обеспечены следующие приоритеты для трансляции и передачи речевых сообщений (от наиболее высокого к более низкому):
Остается надеяться, что здравый смысл в вопросе возможного совмещения различных систем оповещения восторжествует и в части оповещения ГО и ЧС, что приведет к оптимизации расходов, прежде всего государственных, и к повышению эффективности технических решений.