Блог | Secuteck.Ru

Защита объектов от воздействий атак БПЛА

Written by Игорь Васильев | 31/07/2024

Включение данной темы в повестку дня напрямую связано с появлением новых видов угроз – воздушных роботизированных платформ, способных преодолевать все существующие на сегодняшний день системы физической охраны объекта.

Мы наблюдаем активное развитие применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Можно сказать, что произошел всплеск различных способов управления, беспилотники из игрушек превратились уже не в эфемерную, а в реальную угрозу, с помощью которой террористы (и не только они) могут оказывать негативное воздействие на все и всех.

Сегодня очень много разговоров об этом, но нет не то что бы конкретики, а даже какого-либо понимания, в том числе и у тех, кто занимается обеспечением безопасности объектов. Если взяться разрешить данную проблему, то за ней потянется клубок вопросов: а как? а зачем? а почему?

Нормативная база

Первое, на что следует обратить внимание, – это нормативная база. Она сводится к тому, что есть три силовые структуры, которым законодательно разрешено физически воздействовать на дроны, то есть уничтожать их.
Все остальные при попытках это совершить сразу привлекаются к административной ответственности. Ущерб, нанесенный в результате падения аппарата, относится к порче имущества в особо крупных размерах (если ущерб превышает 5 тыс. руб.). На этот счет имеется соответствующее законодательство, включая и уголовное, поэтому каждый владелец объекта или тот, кто отвечает за его безопасность, воздействуя на дрон, тут же попадает под определенную статью законодательства.

Если смотреть на европейский опыт (относительно того, куда они двигаются и куда шло основное развитие систем), то это были в основном пассивные системы, выявлявшие, во-первых, наличие дрона и, во-вторых, определявшие местоположения передатчика, с которого он управлялся.

Далее видеозаписи, либо аудиозаписи, либо какие-то идентификаторы обмена информации с этим дроном и станцией управления передавались в полицию, которая по регистрационным данным находила владельца беспилотника и выясняла, что он делал и с какой целью, летая над чужим объектом. Говоря про разведку или фотосъемку – это одна история, но если дрон куда-то летит с конкретной целью причинить ущерб, понятно, что с полицией разговаривать уже поздно. На сегодняшний день это мало кого устраивает. Получается, по действующему законодательству физически воздействовать на дрон мы не имеем право, иными словами, защищаться мы не можем.

Вторая часть вопроса – все говорят про полусферу над объектом. Однако дрон, условно говоря, находящийся над объектом на высоте три километра, может что-то сбросить. Где граница полусферы и ее высота? Потому и необходимо ее законодательно обозначить, чтобы было запрещено без ведома владельца объекта летать, а он в таком случае сможет на нарушителя воздействовать. На мой взгляд, граница запретной зоны должна проходить по периметру объекта и вертикально вверх, но непонятно, на какую высоту.

Здесь можно дойти до абсурда, если брать во внимание космические спутники. Очевидно, что запретить их пролет над объектом невозможно. Это нереальная ситуация, да и не несут спутники столько угроз.

Существует большая номенклатура способов воздействия на дроны, начиная с подавления самих каналов управления и заканчивая фактически уничтожением беспилотника.

Обнаружили. Что делать дальше?

На сегодняшний день есть много систем пассивных, активных и прочих, определяющих наличие каналов обмена информации с дроном либо управления им, либо акустических шумов, которые дрон издает. Это могут быть тепловизионные, радиолокационные системы, в целом их довольно много. Обнаружение – более-менее понятная вещь. 

Допустим, обнаружили, а дальше – непонятно. Если объект находится в городской черте (мы с этим уже сталкивались), то дрон, вылетающий из-за соседнего здания, расположенного в 200 м от периметра защищаемого объекта, при скорости 100 км/ч очень быстро окажется над территорией. За семь-восемь секунд никакие люди, никакие операторы просто не в состоянии среагировать на данную ситуацию.

Если на объекте стоит радиолокационная система, ей нужно время на захват цели, буквально секунда. Вначале она обнаруживает ее, затем должны пройти подтверждения по траектории движения, и только после этого появится отметка цели на локаторе. Что касается акустики, то в городе слишком много промышленных шумов, множество факторов, которые не гарантируют обнаружения. Было бы правильно, если бы система обнаружения координировалась с автоматической системой, воздействующей на этот дрон, если он представляет угрозу. Но вспоминаем законодательство: если аппарат упадет и будет доказано, что он упал в результате вашего воздействия, то к вам придут с конкретной претензией и именно вы будете отвечать по закону.

Способы воздействия на дрон

На сегодняшний день существует большая номенклатура способов воздействия на дроны, начиная с подавления самих каналов управления и заканчивая фактически уничтожением беспилотника. Это может быть сделано с помощью радиоэлектронных импульсов, повреждающих электронику, либо подставляя ложные координаты GPS, вводя аппарат в заблуждение. Сейчас много систем, позволяющих так или иначе бороться с дронами, причем в автоматическом режиме. Я глубоко убежден, что человек здесь абсолютно бессилен и ничего сделать без автоматики не сможет. В полевых условиях, где понятно, откуда дрон может прилететь, его можно увидеть, захватить (да и то на определенной высоте), наиболее эффективное средство – дробовое ружье. В городской черте выстрелов, разумеется, никогда не будет, и разрешения на них никто не даст, потому как даже в промзоне надо доказать, что дрон вообще был. 

Безусловно, способы защиты от БПЛА уже рассматриваются в профессиональной среде, тем не менее предлагаю и не перестану предлагать, используя ресурсы компании "Гротек" и проекта "Системы безопасности", включая онлайн-конференции, всесторонне проанализировать данную тему совместно со специалистами. Цель обсуждения – не столько решить проблему, сколько обозначить ключевые вопросы и имеющиеся технические и правовые коллизии.

Куда это все движется? Как это все выглядит? Как должно выглядеть? И самое главное – не упереться в схему "лебедь-рак-щука".

 

 

 

Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность, периметровые системы", директор по инновациям и НИОКР компании "ЦеСИС"