Отличие стиля предлагаемой статьи от присущего журналу обусловлен тактической задачей по привлечению внимания читателя. Автор не навязывает свою точку зрения и тем более не пытается кого-то поучать. Стратегическая задача материала – это настойчивое напоминание и рекомендуемое внедрение основополагающих постулатов советской педагогики в повседневную практическую деятельность специалистов систем пожарной сигнализации (СПС) и систем пожарной автоматики (СПА), входящих в систему противопожарной защиты объекта (СППЗ) [1].
В ХХI веке упомянутые постулаты актуальны для организаций, осуществляющих свою деятельность по многим лицензируемым в области СППЗ направлениям, по ряду причин:
Начнем рассмотрение постулатов с известной ленинской отметки NB! – "Обратить внимание". Что происходит на практике? Конечно, это беглое просматривание технической документации. При наличии опыта можно встретить и выборочное чтение. Но оба подхода все равно приводят к повторному (и даже к сплошному) чтению, чтобы уяснить сведения, которые не были разобраны или замечены в первый раз.
Вот здесь и пригодятся отметки NB!, которые не упустят ни один из многочисленных возникших вопросов. А если эти отметки снабдить записями мыслей или краткой формулировкой самих вопросов, то цены им не будет. Пример: из паспорта на дымовой оптико-электронный адресно-аналоговый радиоканальный извещатель узнаем, что в нем установлены две литиевые батареи – основная и резервная.
Состояние обеих батарей контролируется следующим образом:
Пытливый ум "вождя", прочитав эту маленькую выдержку из текста, сразу бы сделал отметку NB! по двум вопросам:
Вторым основополагающим постулатом является умение решать как прямую, так и обратную задачу. К такому уровню своей деятельности приходит карьерно ориентированный (в хорошем смысле слова) и/или амбициозный специалист в процессе эксплуатации ТС СППЗ. Для этого этапа характерно систематическое повседневное повышение общего и специального развития (уровня), а в работе, как следствие, появляются:
Рассмотрим пример некоторых "генерируемых" с избытком вопросов этого этапа.
Предположим, что габаритные размеры вышеупомянутого извещателя 110x54 мм. Нужно ли их учитывать при установке центра извещателя на стене по условиям эстетики на расстоянии 200 мм от 3-метрового потолка квартиры в свете выхода нового свода правил СП 484.1311500.2020?
Эстетика интерьера квартиры требует установить дымовой радиоканальный пожарный извещатель на стене так, чтобы его центр располагался на расстоянии 200 мм от потолка. Какие дополнительные данные нужны для решения этой задачи в свете требований того же СП и возможно ли такое решение?
Третий основополагающий постулат опирается на изречение великих людей "Теория без практики мертва". Все прочитанное, усвоенное, систематизированное необходимо проверить на практике.
К примеру, известно, что входное сопротивление тепловых максимальных извещателей в дежурном режиме очень мало, а при срабатывании извещателя скачкообразно увеличивается. При этом с ростом числа сработавших извещателей в проводной линии связи (ЛС) ее напряжение возрастает (NB! В [1] термина "шлейф сигнализации" нет). Специалист ОПС обязан:
На это мне сразу "прилетит ответочка": а как это сделать, если все системы находятся на "боевом" дежурстве и эксперименты запрещены?
Могу рекомендовать только одно: иметь в наличии в обслуживающей организации один исправный стенд-комплект системы. Проведение экспериментов во время пусконаладочных работ довольно проблематично.
Пример: пульт системы зафиксировал переход пороговой тепловой ЛС в состояние "Внимание". Система видеонаблюдения не подтверждает индикацию события сигнальным всеракурсным светодиодом извещателя. В зоне размещения извещателя присутствуют вредные и/или опасные производственные факторы. Вопрос: пригодятся ли навыки измерения напряжения шлейфа в данной ситуации? Положительный ответ очевиден.
Четвертым и крайним для статьи, но не последним в педагогике, является перефразированный постулат "Ни один закон, процесс, явление не изучены до тех пор, пока обучаемый не может изобразить (описать) их графически". 12-летний стаж преподавания ТС СППЗ настоятельно подсказывает начинать обучение группы с "легкой разминки" на предмет определения IQ обучаемых. Содержание разминки разберем подробнее. Сначала заметим, что любая специальность, связанная с приставкой "электро-", требует усвоения прописной истины "Не знаешь закон Ома – сиди дома". Поэтому на разминке предлагаю нарисовать этот закон на графике с отображением всех трех параметров (рис. 1).
Рис. 1. График закона Ома
"В чем сложности?" – спросите вы. Поясняю:
Ответ: чем меньше угол наклона прямой, тем больше сопротивление, следовательно, меньше ток.
Теперь перейдем к применению 4-го постулата для изучения автономной автоматической установки пожаротушения порошкового типа, типовой образец которой представлен на рис. 2.
Рис. 2. Образец автономной автоматической установки пожаротушения порошкового типа
На практике специалист по пожарной безопасности при знакомстве с АУП бегло просматривает техническую документацию, в лучшем случае выборочно читает. Но оба подхода все равно приводят к повторному и даже к сплошному чтению, чтобы уяснить сведения, которые не были разобраны или замечены в первый раз.
Рис. 3. Комплект СПА порошкового типа
Мое сомнение плавно переросло в волнение после того, как над основным выходом из отдела (он же единственный вход) взгляд не нашел табло "Выход" (на плане эвакуации табло есть). Потом волнение переросло в "нервенную дрожь": пожарные извещатели отсутствовали как на потолке, так и на стенах.
Число представительниц прекрасного пола, не считая продавцов, в этот момент в помещении без естественного освещения перевалило за дюжину. Чувство тревоги за них ликвидировала уверенность в том, что они находятся под надежной защитой надзорных представителей с железными нервами и крепким сном.
Переходя к изучению принципа действия установки, рекомендую учесть следующие этапы.
Определить:
Определить:
Определить:
Думаю, каждому понятно, что на этих этапах проявляются, зачастую неосознанно, первые три постулата. Для любой другой системы или установки количество и содержание этапов будет другим, но отдельные представленные позиции этапов будут полезны.
Завершался процесс изучения построением временных диаграмм, примеры которых представлены на рис. 4, 5 и 6. Настоятельная рекомендация руководителям, мастерам или старшим бригад: именно так необходимо документировать принцип действия обслуживаемой установки или СППЗ по каждой ЛС или зоне защиты. На каждый объект заводится папка со вложенными листами временных диаграмм, на листах – краткие пояснения. Специалист ушел, но дело его продолжает жить. Идиллия? Нисколько! Неоднократно слышал про блокнотики с записями по каждой системе или объекту у маститых специалистов.
Рис. 4. Принцип работы установки при следующих условиях: задержка пуска отсутствует (перемычка ХР1 снята); устойчивый рост температуры
Рис. 5. Принцип работы установки при следующих условиях: включение задержки пуска (перемычка ХР1 установлена); устойчивый рост температуры
Рис. 6. Принцип работы установки при следующих условиях: включение задержки пуска (перемычка ХР1 установлена); устойчивый рост температуры
Пункт 10 [3] с формулировкой требований "В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации.
Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений" – это как раз та самая "папка", в которую со временем будет помещена информация (читай – схемы) по зонам контроля пожарной сигнализации и зонам защиты СПА. Следующим самостоятельным шагом станет наполнение "папки" временными диаграммами.
NB! Упомянутый п. 10 [3] довольно "мутный". К нему уже вышло пояснение, отраженное в письме МЧС. Но это уже совсем другая история.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №4/2021