Подписка
МЕНЮ
Подписка

4 незыблемых постулата при изучении автономных автоматических установок пожаротушения и не только

Андрей Мамулин, 12/10/21

Отличие стиля предлагаемой статьи от присущего журналу обусловлен тактической задачей по привлечению внимания читателя. Автор не навязывает свою точку зрения и тем более не пытается кого-то поучать. Стратегическая задача материала – это настойчивое напоминание и рекомендуемое внедрение основополагающих постулатов советской педагогики в повседневную практическую деятельность специалистов систем пожарной сигнализации (СПС) и систем пожарной автоматики (СПА), входящих в систему противопожарной защиты объекта (СППЗ) [1].

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте

В ХХI веке упомянутые постулаты актуальны для организаций, осуществляющих свою деятельность по многим лицензируемым в области СППЗ направлениям, по ряду причин:

  • текучка персонала в структурах организаций приводит вновь прибывших работников к необходимости изучения технических средств (ТС) СППЗ зачастую с нуля при сильном недостатке времени – цейтноте;
  • на обслуживании находится разнообразная линейка различных по назначению и функционированию систем, устройств и ТС СППЗ;
  • в организациях практически исключена возможность формирования групп, "заточенных" на конкретную систему, вследствие чего остро встает потребность в специалистах широкого профиля;
  • несвоевременно вносятся изменения в эксплуатационную документацию после выполнения работ, особенно устранения неисправностей;
  • согласно требованиям [2], резко увеличилось количество специалистов в организации, которые в обязательном порядке должны проходить обучение не реже одного раза в пять лет.

Постулат № 1. Nota Bene

Начнем рассмотрение постулатов с известной ленинской отметки NB! – "Обратить внимание". Что происходит на практике? Конечно, это беглое просматривание технической документации. При наличии опыта можно встретить и выборочное чтение. Но оба подхода все равно приводят к повторному (и даже к сплошному) чтению, чтобы уяснить сведения, которые не были разобраны или замечены в первый раз.

Вот здесь и пригодятся отметки NB!, которые не упустят ни один из многочисленных возникших вопросов. А если эти отметки снабдить записями мыслей или краткой формулировкой самих вопросов, то цены им не будет. Пример: из паспорта на дымовой оптико-электронный адресно-аналоговый радиоканальный извещатель узнаем, что в нем установлены две литиевые батареи – основная и резервная.

Состояние обеих батарей контролируется следующим образом:

  • в случае разряда любой из них – индикация с помощью встроенного светодиода;
  • передача информации об этом событии на приемно-контрольное устройство.

Пытливый ум "вождя", прочитав эту маленькую выдержку из текста, сразу бы сделал отметку NB! по двум вопросам:

  1. Почему разработчики извещателя не удосужились упомянуть, что в процессе возникновения такой ситуации переключение с основной батареи на резервную происходит в автоматическом режиме? Вопрос, обязательный к уточнению для обслуживания извещателя.
  2. Какова техническая реализация переключения двух параллельно работающих батарей, которые в процессе работы отключены друг от друга? Вопрос для пытливых умов специалистов с опытом работы.

SS_Security and Safety

Постулат № 2. "Решай прямые и обратные задачи"

Вторым основополагающим постулатом является умение решать как прямую, так и обратную задачу. К такому уровню своей деятельности приходит карьерно ориентированный (в хорошем смысле слова) и/или амбициозный специалист в процессе эксплуатации ТС СППЗ. Для этого этапа характерно систематическое повседневное повышение общего и специального развития (уровня), а в работе, как следствие, появляются:

  • активная проработка эксплуатационной документации;
  • систематизация наработанного материала;
  • критическое несогласие с разработчиками ТС по ряду технических решений и/или описанию этих решений в сопроводительной документации на ТС;
  • разнообразие путей поиска ответов на "мучительные" вопросы.

Рассмотрим пример некоторых "генерируемых" с избытком вопросов этого этапа.

Прямая задача

Предположим, что габаритные размеры вышеупомянутого извещателя 110x54 мм. Нужно ли их учитывать при установке центра извещателя на стене по условиям эстетики на расстоянии 200 мм от 3-метрового потолка квартиры в свете выхода нового свода правил СП 484.1311500.2020?

Обратная задача

Эстетика интерьера квартиры требует установить дымовой радиоканальный пожарный извещатель на стене так, чтобы его центр располагался на расстоянии 200 мм от потолка. Какие дополнительные данные нужны для решения этой задачи в свете требований того же СП и возможно ли такое решение?

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Постулат № 3. "Теория без практики мертва"

Третий основополагающий постулат опирается на изречение великих людей "Теория без практики мертва". Все прочитанное, усвоенное, систематизированное необходимо проверить на практике.

К примеру, известно, что входное сопротивление тепловых максимальных извещателей в дежурном режиме очень мало, а при срабатывании извещателя скачкообразно увеличивается. При этом с ростом числа сработавших извещателей в проводной линии связи (ЛС) ее напряжение возрастает (NB! В [1] термина "шлейф сигнализации" нет). Специалист ОПС обязан:

  • уметь измерять напряжение ЛС;
  • убедиться в увеличении напряжения в ЛС при срабатывании извещателей;
  • выяснить зависимость между уровнем напряжения в ЛС и количеством сработавших извещателей.

На это мне сразу "прилетит ответочка": а как это сделать, если все системы находятся на "боевом" дежурстве и эксперименты запрещены?
Могу рекомендовать только одно: иметь в наличии в обслуживающей организации один исправный стенд-комплект системы. Проведение экспериментов во время пусконаладочных работ довольно проблематично.

Пример: пульт системы зафиксировал переход пороговой тепловой ЛС в состояние "Внимание". Система видеонаблюдения не подтверждает индикацию события сигнальным всеракурсным светодиодом извещателя. В зоне размещения извещателя присутствуют вредные и/или опасные производственные факторы. Вопрос: пригодятся ли навыки измерения напряжения шлейфа в данной ситуации? Положительный ответ очевиден.

Форум "Технологии безопасности" 2023 Узнайте, что запланировано!

Постулат № 4. "Умей изобразить закон графически"

Четвертым и крайним для статьи, но не последним в педагогике, является перефразированный постулат "Ни один закон, процесс, явление не изучены до тех пор, пока обучаемый не может изобразить (описать) их графически". 12-летний стаж преподавания ТС СППЗ настоятельно подсказывает начинать обучение группы с "легкой разминки" на предмет определения IQ обучаемых. Содержание разминки разберем подробнее. Сначала заметим, что любая специальность, связанная с приставкой "электро-", требует усвоения прописной истины "Не знаешь закон Ома – сиди дома". Поэтому на разминке предлагаю нарисовать этот закон на графике с отображением всех трех параметров (рис. 1).

001 (6)

Рис. 1. График закона Ома

"В чем сложности?" – спросите вы. Поясняю:

  • 50% обучающихся путают параметры по осям;
  • 10% рисуют зависимость, отличную от линейной;
  • 25% ставят параметр сопротивления R над линией, считая, что это и есть сопротивление;
  • 10% отображают угол наклона прямой и правильно обозначают его как сопротивление;
  • и только 5% опрошенных правильно отвечают на вопрос, как отображена обратная зависимость между током и сопротивлением.

Ответ: чем меньше угол наклона прямой, тем больше сопротивление, следовательно, меньше ток.

Постулаты в действии

Теперь перейдем к применению 4-го постулата для изучения автономной автоматической установки пожаротушения порошкового типа, типовой образец которой представлен на рис. 2.

002 (5)

Рис. 2. Образец автономной автоматической установки пожаротушения порошкового типа

На практике специалист по пожарной безопасности при знакомстве с АУП бегло просматривает техническую документацию, в лучшем случае выборочно читает. Но оба подхода все равно приводят к повторному и даже к сплошному чтению, чтобы уяснить сведения, которые не были разобраны или замечены в первый раз.

Раздел ОПС, пожарная безопасность. Создавайте вместе с нами!

Почему именно эта установка?

  1. Так совпало, что методика построения временных диаграмм для изучения принципа работы ТС ОПС была положительно протестирована на такой установке.
    Напомню читателю, что характеристика, показывающая изменение параметра во времени, называется временной характеристикой Y = f(t).
    Совокупность временных характеристик, построенных друг под другом, называется временной диаграммой. Допускается вместо временной диаграммы строить несколько временных характеристик на одном графике.
  2. Учитывается относительная новизна таких установок, что отражено в ГОСТ Р 57974–2017 "Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования". Для удобства приведем сравнительный анализ двух терминов в таблице.
    По случаю, поставьте первую отметку NB! перед п. 6.3 этого ГОСТа: "Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия либо акта о наличии неисправностей в системах".
    Сравните (без комментариев) с п. 54 [2]: "Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации СППЗ".
    Вторую NB! ставим перед п. 5.2 этого ГОСТа: "Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода".
  3. Имеется большая номенклатура объектов защиты, в которых возможно пребывание людей, – квартиры, склады, гаражи, ангары, торговые помещения и торговые центры (ТЦ).
    Сделаю отступление.
    Ох уж эти ТЦ! Волею командира семьи оказался в отделе женской косметики и парфюмерии в ТЦ типа "Зимняя вишня" в одном густонаселенном слабым полом городе.
    Лично меня в отделе интересовал "ассортимент" средств пожаротушения. Сразу бросилась в глаза спринклерная система пожаротушения. Невольно начал смотреть на коробочки, баллончики, флакончики с дозаторами.
    Оказалось, что все эти лаки, муссы, спреи для волос, антиперспиранты, део-спреи, освежители воздуха и (мужчины, внимание!) гели для бритья и т.д. имеют пиктограмму "Огнеопасно! Распылять около открытого огня запрещено!". Меня взяло большое сомнение, что установленная система пожаротушения сможет водой потушить этот "склад ГСМ".
    Получается, что в ТЦ установлена система пожаротушения согласно проекту, а "наполнение" ТЦ этой системе не соответствует. Что же делать в такой ситуации? Самый простой и экономичный способ – установить комплект, показанный на рис. 3.

003 (5)

Рис. 3. Комплект СПА порошкового типа

Мое сомнение плавно переросло в волнение после того, как над основным выходом из отдела (он же единственный вход) взгляд не нашел табло "Выход" (на плане эвакуации табло есть). Потом волнение переросло в "нервенную дрожь": пожарные извещатели отсутствовали как на потолке, так и на стенах.

Число представительниц прекрасного пола, не считая продавцов, в этот момент в помещении без естественного освещения перевалило за дюжину. Чувство тревоги за них ликвидировала уверенность в том, что они находятся под надежной защитой надзорных представителей с железными нервами и крепким сном.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей

Практические советы по документированию процесса работы установки

Переходя к изучению принципа действия установки, рекомендую учесть следующие этапы.

1-й этап. Дежурный режим

Определить:

  • количество подрежимов в дежурном режиме работы устройства;
  • какие условия соответствуют дежурному режиму;
  • какие условия соответствуют подрежиму "Контроль";
  • какова информативность дежурного режима.

2-й этап. Режим "Пожар 1 (без пуска)"

Определить:

  • условия, при которых проходит режим "Пожар 1 (без пуска)";
  • условия, при которых устройство возвращается в дежурный режим;
  • какова информативность режима "Пожар 1 (без пуска)".

3-й этап. Режим "Пожар + пуск"

Определить:

  • количество подрежимов в режиме "Пожар + пуск" при работе устройства;
  • условия, при которых проходит режим "Пожар + пуск";
  • условия, при которых происходит сброс режима "Пожар + пуск";
  • каковы задержки времени и временные ограничения в выявленных подрежимах;
  • какова информативность режима "Пожар + пуск".

Думаю, каждому понятно, что на этих этапах проявляются, зачастую неосознанно, первые три постулата. Для любой другой системы или установки количество и содержание этапов будет другим, но отдельные представленные позиции этапов будут полезны.

Завершался процесс изучения построением временных диаграмм, примеры которых представлены на рис. 4, 5 и 6. Настоятельная рекомендация руководителям, мастерам или старшим бригад: именно так необходимо документировать принцип действия обслуживаемой установки или СППЗ по каждой ЛС или зоне защиты. На каждый объект заводится папка со вложенными листами временных диаграмм, на листах – краткие пояснения. Специалист ушел, но дело его продолжает жить. Идиллия? Нисколько! Неоднократно слышал про блокнотики с записями по каждой системе или объекту у маститых специалистов.

004 (4)

Рис. 4. Принцип работы установки при следующих условиях: задержка пуска отсутствует (перемычка ХР1 снята); устойчивый рост температуры

005 (2)

Рис. 5. Принцип работы установки при следующих условиях: включение задержки пуска (перемычка ХР1 установлена); устойчивый рост температуры

006 (2)

Рис. 6. Принцип работы установки при следующих условиях: включение задержки пуска (перемычка ХР1 установлена); устойчивый рост температуры

Пункт 10 [3] с формулировкой требований "В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации.

Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений" – это как раз та самая "папка", в которую со временем будет помещена информация (читай – схемы) по зонам контроля пожарной сигнализации и зонам защиты СПА. Следующим самостоятельным шагом станет наполнение "папки" временными диаграммами.

NB! Упомянутый п. 10 [3] довольно "мутный". К нему уже вышло пояснение, отраженное в письме МЧС. Но это уже совсем другая история.

Выступить на онлайн-конференции >>

Список литературы

  1. Свод правил СП 484.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты.
  2. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. № 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
  3. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №4/2021

 
Темы:Пожарная безопасностьОПСЖурнал "Системы безопасности" №4/2021

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...