Актуальная статистика по пожарам показывает, что нормативные требования пожарной безопасности в нашей стране недостаточно эффективны. Только 10% пожаров связаны с причинением вреда, в то время как остальные вызваны несоблюдением требований добровольного применения.
На учете в системе ФГПН МЧС России около 2,7 млн объектов, из них 320 тыс. относятся к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. При этом изменение с 2019 г. системы учета пожаров и последствий от них не привело к более объективным значениям (их число в расчете на 100 тыс. населения по-прежнему в 3–4 раза ниже по отношению к данным мировой статистики), поэтому существенного снижения числа пожаров, погибших и травмированных в связи с этим не произошло.
Ежегодно в зданиях от 6 до 25 этажей (около 30% городской застройки в РФ) происходит более 10 тыс. пожаров, при которых погибает до 500 человек. В среднем за год происходит до 20 тыс. пожаров (около 4%) в зданиях I и II степени огнестойкости (более 70% современной застройки, преимущественно в виде монолитного или панельного домостроения), при которых погибает более 1 тыс. человек. По данным Минэкономразвития России, вложения в обеспечение пожарной безопасности ежегодно составляют не менее 100 млрд рублей, из них, по экспертным оценкам, до 50–60% составляют затраты на обеспечение конструктивной противопожарной защиты зданий и сооружений.
Усредненные данные за пять лет по числу пожаров в год на разных типах объектов:
Что касается ситуации за рубежом, то, по статистике Международного комитета по предотвращению и тушению пожаров (KTIF), в подавляющем большинстве стран мира относительное (на 100 тыс. человек) число пожаров существенно выше, чем в России.
Основная часть гибели и травмирования людей приходится на начальную стадию пожара. Например, в среднем за период 2017–2019 гг. более 70 тыс. пожаров были ликвидированы за время от 1 до 5 мин., однако при этом погибли 3,5 тыс. человек. Еще 30 тыс. пожаров ликвидированы за время от 6 до 10 мин., и при этом все-таки погибли более 2 тыс. человек.
По месту возникновения пожаров статистика указывает на следующие помещения:
Существенное снижение числа пожаров, а также гибели людей при пожарах возможны за счет системы предотвращения пожаров – об этом говорят требования гл. 13 ФЗ-123, однако пока нет специализированных СП по их реализации.
Много вопросов возникает в связи с высотным строительством и средствами спасения с высотных уровней. Это регламентируется тремя статьями технического регламента ЕАЭС № 43 (ст. 58, 59 и 60 ТР ЕАЭС № 043/2017, ст. 80 ФЗ-123). Тем не менее свода правил по применению средств спасения с высотных уровней пока не существует.
Новые требования СП 484.1311500.2020, касающиеся системы пожарной сигнализации, устанавливают, что в жилых домах все комнаты, прихожие и коридоры квартир вне зависимости от этажности подлежат оборудованию автономными дымовыми извещателями. Только за счет этого в США в свое время была реализована государственная программа, и гибель людей была снижена в четыре раза. Однако при этом есть проблема: кто и на каком основании будет осуществлять контроль (надзор) квартир для определения работоспособности этих систем? Пока этот вопрос требует привлечения других структур, в том числе управляющих компаний, органов соцзащиты, полиции и т.д.
Остается пока нерешенным вопрос по малогабаритным средствам пожаротушения для жилых зданий и квартир. Кроме наличия внутриквартирных пожарных кранов, которые заложены в требованиях п. 7.4.5 СП 54.13330, других требований, например по огнетушителям, иным первичным средствам, пока нет, и проблема в том, что в целом таких первичных средств пожаротушения в жилых зданиях катастрофически мало, их работоспособность в большинстве случаев не проверяется, поэтому эффективность крайне недостаточна (по статистике, в год первичными средствами пожаротушения, то есть с помощью внутреннего противопожарного водопровода и огнетушителей, ликвидируется всего менее 1 тыс. пожаров!?).
По сокращению гибели, спасению людей при пожаре такие возможности, к огромному сожалению, пока минимальные. В начальной стадии пожара (то есть, по статистике, до 10 мин.) вероятность гибели людей – 80%. При этом среднее время прибытия первых ПСП:
При этом имеются иные социальные факторы (см. статью проф. В.Л. Семикова в журнале "Пожары и ЧС: предотвращение, ликвидация", № 2, 2020 г.): более 25 тыс. сельских населенных пунктов (СНП) не имеют сообщения по суше, 95 тыс. СНП не газифицированы (значит, отопление – печное!), 43 тыс. СНП не имеют телефонной связи, а 30 тыс. не имеют дорог с твердым покрытием.
Что касается статистики пожаротушения, особенно наружного, то 2/3 пожаров тушатся за счет емкости всего одной автоцистерны. Первичными средствами, в том числе с помощью внутреннего противопожарного водопровода, по статистике, тушатся менее 500 пожаров в год, или несколько десятых процента от общего числа пожаров.
В отделениях реанимации больниц, которые, как правило, расположены на нижних этажах зданий, используются аппараты поддержки жизнедеятельности пациентов. Во время пожара на первом этаже реанимационного отделения больницы им. Семашко в Рязани погибли три человека, пострадали 10 человек. Аналогичные пожары произошли в Москве (ГКБ № 50), Санкт-Петербурге и т.д. Гибели людей не удается избежать, и это проблема, которая пока в свете развития коронавирусной инфекции еще не нашла отражения в нормативных документах.
Основная часть людей погибает в силу двух факторов – алкогольного (наркотического) опьянения и состояния сна. В домах престарелых и инвалидов проблема гибели в семь раз выше по сравнению с аналогичным риском для человека в обычном жилом здании.
Наиболее резонансные пожары в зданиях с МГН:
Нормативные документы (своды правил) Минстроя России для такого рода объектов существуют, однако специализированный свод правил по пожарной безопасности разрабатывается ВНИИПО с 2018 г. и пока на утверждение не представлен. В последние два года эта проблема стала еще более острой, так как такие дома-интернаты стали возникать в частных жилых домах, – функционал зданий меняется, а надзорные органы не информируются об этом.
Пожары в таких зданиях уже были и сопровождались гибелью, травматизмом размещаемых в них людей. Согласно СП 486.1311500.2020 такие специализированные дома подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения независимо от их площади, но документ вступил в силу с 1 марта 2021 г., и его требования применимы при проектировании, реконструкции, капитальном ремонте таких зданий, а несколько тысяч таких эксплуатируемых объектов не обеспечены системами эффективного автоматического пожаротушения, и возможны новые трагедии!
Важное значение имеет обеспечение работоспособности всех систем противопожарной защиты объектов, что во многом зависит от качества работ по их монтажу, наладке и обслуживанию.
Росстандарт утвердил следующие документы:
С 1 ноября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон "Об обязательных требованиях в РФ". При этом в законодательных нормативах и правовых актах есть разногласия и противоречия. В таких случаях законодатель устанавливает, что если правоприменитель наблюдает противоречия обязательных требований в различных документах, то в этом случае подлежат применению требования, установленные нормативно-правовым актом большей юридической силы.
Должны быть минимизированы риски для последующего избирательного применения, должен вестись реестр обязательных требований, и ФОИВ в отношении принятых ими НПА должны давать официальные разъяснения обязательных требований. Типовые нарушения обязательных требований должны размещаться на официальном сайте ФОИВ, по требованиям пожарной безопасности – на сайте МЧС России.
В июле 2021 г. вступил в силу соответствующий закон. Нужно иметь в виду, что объектами контроля, надзора являются здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, материалы, транспортные средства, к которым предъявляются обязательные требования.
Ст. 23 этого закона устанавливает категории риска, их всего шесть. В зависимости от того, к какой категории отнесены объекты, они подлежат проверкам с определенной периодичностью. Частота мероприятий с учетом рисков при проведении надзора устанавливается следующим образом:
Главой 11 этого ФЗ предусмотрена процедура независимой оценки соблюдения обязательных требований (установлена постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 1325), а в ст. 53 введены проверочные листы по пожарной безопасности (утверждаются МЧС России). Следует иметь в виду, что оценка эффективности надзора осуществляется по ключевым показателям минимизации вреда, ущерба ценностям и соотношения степени риска и объема, затрачиваемых на реализацию соответствующих ресурсов. Виды контрольных мероприятий и формы применения надзора соответствующими уполномоченными органами достаточно тщательно прописаны в нормативных документах. К ним относятся контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционные визиты, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.
Порядок и критерии отнесения объекта к категориям риска установлены постановлением Правительства РФ № 1084 от 22 июля 2020 г., где также учитываются расчеты по оценке пожарного риска. Приказом МЧС России от 29.09.2021 г. № 645 утвержден свод правил "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению".
Проект изменений в ФЗ-123 передан Правительством России в Госдуму.
Предлагается ч. 1 ст. 6 изложить в следующей редакции:
"1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим ФЗ, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего ФЗ;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим ФЗ;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (см. приказ МЧС РФ от 28.11.2011 г. № 710 в ред. приказа МЧС от 26.11.2018 г. № 529);
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, согласованном в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи".
Часто задаваемый вопрос: может ли стандарт организации содержать требования, которые не установлены в нормативных документах или которые отступают от нормативных документов? Ответ очевидно следующий: да, если такой стандарт организации будет согласован и зарегистрирован как ведомственные нормы соответствующим ФОИВ, то есть МЧС России. Например, многие сетевые структуры имеют такие стандарты организаций ("Перекресток", "Ашан" и др.).
Вносятся изменения с точки зрения применения строительных материалов: проводится классификация по токсичности только горючих строительных материалов, негорючие материалы в эту категорию не попадают.
Признаются утратившими силу табл. 3 приложения ФЗ, касающаяся класса пожарной опасности строительных материалов, а также табл. 2, касающаяся классификации материалов по токсичности и пожарной опасности, то есть привычная в применении классификация КМ – от КМ0 до КМ5 – применяться не будет, а следует руководствоваться табл. 28, которая включает в себя уже конкретную совокупность показателей для применения – класс функциональной пожарной опасности объектов, их этажность в метрах или этажах и др. Таблица учитывает сочетания всех пяти показателей, а так как они не везде присутствуют, то ранее отнесение к классу КМ порождало вопросы, связанные с фальсификацией при выдаче сертификатов.
Что касается изменений в вопросах эвакуации, то часть статей тоже будет признана утратившей силу, что упрощает применение ст. 89 ФЗ.
Согласно ФЗ-69 (ст. 24) состав видов деятельности в области пожарной безопасности расширяется и будет включать в себя 16 пунктов:
Новый вид лицензируемого вида деятельности – это проектирование системы обеспечения ПБ зданий и сооружений для тех, которые были уже введены в эксплуатацию. Имеется в виду, что на стадии эксплуатации часто происходит изменение функционального значения, проводятся работы по перепланировке и т.д., и в этом случае проектировщики систем обеспечения пожарной безопасности не подпадали под требование иметь соответствующую лицензию. Сейчас подобные структуры будут иметь лицензию и проходить проверку 1 раз в 5 лет на безвозмездной основе.
Взамен СП 5.13130.2009 вступили в силу:
СП 456.1311500.2020 по многофункциональным зданиям не во всем совпадает с СП 160.13330.2014 (с изменениями № 1 и № 2) Минстроя России. В них довольно много разночтений, которые придется преодолевать через специальные технические условия.
Остается актуальным вопрос обеспечения пожарной безопасности в высотных зданиях. Например, в 2013 г. при пожаре в ЖК в г. Грозный была проблема не в огнестойкости здания, а в подъездах для ПА, фасадах, доставке средств пожаротушения на высоту, неэффективности СППЗ внутри здания. Вопросы с обеспечением доступа пожарных подразделений на этажи, в помещения согласно требованиям ст. 80 ФЗ-123 и разд. 7 СП 4.13130.2013 (в ред. приказа МЧС России от 14.02.2020 г. № 89) и т.д. сейчас решаются через отчет о предварительной расстановке сил и средств (РСС), в которой используются преимущественно подъемные механизмы (автолестница, автоподъемник).
СП 477 по высотным зданиям утвержден приказом Минстроя России и согласован с МЧС России. В нем удалось реализовать ряд новых требований:
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №5/2021