Статьи | Secuteck.Ru

Безопасность на транспорте: проблемы предрейсового медицинского осмотра водителей и пути их решения

В этой статье рассматриваются пути повышения уровня безопасности на транспорте и снижения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) за счет организации контроля здоровья водителей.

Нормативная база не может обеспечить массовый контроль исполнения законодательства в сфере безопасности на транспорте, тем самым не решается проблема влияния состояния здоровья водителей на количество и тяжесть последствий ДТП.

В то же время национальные проекты России предусматривают:

  1. В проекте по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог: снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 г. до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 г. – стремление к нулевому уровню смертности).
  2. В проекте "Цифровая экономика РФ": создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий.

Снижение смертности в результате ДТП предполагает снижение воздействия основных факторов, влияющих на ДТП. К ним можно отнести:

  • состояние автомобильных дорог;
  • несоблюдение водителями правил дорожного движения (ПДД);
  • техническую неисправность транспортных средств (ТС);
  • здоровье водителей.

Порядок и особенности медицинских осмотров водителей

Действующая нормативная база РФ предусматривает организацию контроля здоровья водителей ТС в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – 196-ФЗ)1 и в п. 3 ст. 23 предписывает: "Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства".

Порядок проведения осмотра указан в приказе министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н "Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований" (далее – приказ Минздрава России № 266н)2. В этом приказе, который вводится в действие с 1 сентября 2023 г., предусмотрена возможность "использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья".

Предписания постановления Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866

Особенности проведения медицинских осмотров с использованием таких изделий установлены постановлением Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 "Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья" (далее – постановление Правительства РФ № 866)3. Предписано, что при проведении медицинских осмотров используются медицинские изделия, одновременно соответствующие следующим требованиям:

а) медицинское изделие прошло государственную регистрацию в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", или регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

б) медицинское изделие имеет функцию автоматизированной дистанционной передачи данных и (или) имеет в составе программное обеспечение и (или) иные технические средства, обеспечивающие дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, в том числе оформление медицинским работником медицинских заключений в соответствии с пунктом 14 настоящего документа;

в) медицинское изделие обеспечивает автоматический контроль целостности медицинского изделия, его программного обеспечения, актуальности сведений о результатах поверки медицинского изделия, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, условий эксплуатации медицинского изделия, указанных в руководстве по эксплуатации медицинского изделия;

г) медицинское изделие представляет единые измерительные комплексы, являющиеся средствами измерений утвержденного типа и поверенные в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";

д) медицинское изделие содержит в своем составе программное обеспечение, которое включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением РФ;

е) медицинское изделие обладает техническими характеристиками, обеспечивающими возможность визуального осмотра медицинским работником, проводящим медицинский осмотр, работника, проходящего медицинский осмотр.

Положения КоАП о нарушениях в этой сфере

Наказание за невыполнение настоящих требований предусмотрено ст. 11.32 КоАП4. Размер штрафа для физических лиц– от 1 до 1,5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 2 до 3 тыс. руб.; для юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.

В соответствии с п. 1 ст. 23.1 КоАП нарушения данного вида рассматривают судьи. Протоколы об административных правонарушениях в данной сфере в соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 28.3 КоАП вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Возможности и проблемы дистанционного контроля

Таким образом, в РФ создана нормативная база, допускающая автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья в электронном виде, но не предусматривающая автоматическую фиксацию таких нарушений с помощью специальных технических средств.

Составляющие этой проблемы следующие:

  • контроль закреплен за Росздравнадзором, который не имеет ресурсов и опыта для осуществления этого контроля;
  • подзаконные акты (приказ Минздрава № 266н и постановление Правительства РФ № 866) не регламентируют создание и использование информационных ресурсов, на основе использования которых можно было бы построить автоматический контроль с применением специальных технических средств;
  • положения КоАП относительно контроля за медицинским осмотром не включены в сферу нарушений, контролируемых специальными техническими средствами (ст. 11.32 КоАП);
  • рассмотрение нарушений закреплено за судьями, которые также никак не интегрированы в инфраструктуру автоматического контроля.

Тем не менее предпосылки для решения проблемы имеются, они описаны ниже.

1. Разработан аппаратно-программный комплекс (АПК) "Медицинский осмотр", который обеспечивает:

  • автоматическую аутентификацию контролируемого водителя путем механизма автоматического распознавания лица и идентификации его по базе данных;
  • количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
  • общую термометрию;
  • измерение артериального давления на периферических артериях, а также пульса.

В состав АПК входит программное обеспечение распознавания и идентификации лиц. информация об АПК представлена на рис. 1–5.

Рис. 1. Общий вид АПК

Рис. 2. Журнал обследований

Рис. 3. Проведение обследования Рис. 4. Результаты обследования, сформированные АПК Рис. 5. Использование результатов исследований, занесенных в базу данных

 

2. Принятие новых нормативных документов (приказ Минздрава России № 266н и постановление Правительства РФ № 866), регламентирующих новый порядок проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, расширяет возможности по созданию АПК, обеспечивающих медицинский осмотр.

3. В случае принятия необходимых изменений в нормативную базу для контроля может быть легко адаптирована имеющаяся инфраструктура автоматической фиксации нарушений ПДД. Мы принимали участие в разработке систем фотовидеофиксации нарушений ПДД и входящих в них комплексов.

Как должен быть организован контроль?

Результаты медицинского осмотра предлагается фиксировать в государственной информационной системе медицинского осмотра (условно назовем ее "ГИС Медосмотр") в электронном виде. Возможность получения таких данных в электронном виде уже предусмотрена новыми нормативными документами (приказ Минздрава России № 266н и постановление Правительства РФ № 866), но она должна на определенном этапе стать обязательной. Создание, функционирование и использование "ГИС Медосмотр" необходимо регламентировать нормативными документами.

В "ГИС Медосмотр" должна быть следующая актуальная информация:

  • перечень ТС, водители которых обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр;
  • реестр медосмотра – информация о водителях, прошедших предрейсовый медицинский осмотр (включая информацию о ТС, которым управляет данный водитель).

Комплексы фотовидеофиксации определяют по государственному регистрационному номеру, есть ли ТС в реестре медосмотра. Если оно в реестре есть, но информация по медосмотру на данную дату и на конкретного водителя отсутствует, то это является нарушением и формируются материалы по нарушению (так же, как по другим видам нарушений).

По нашему мнению, следует в первую очередь предпринять следующие шаги:

  1. Для автоматической фиксации нарушений правил медицинского осмотра внести в КОАП положения о возможности автоматической фиксации нарушений (ст. 11.32 и 28.6).
  2. В нормативные документы Минздрава России и Правительства РФ внести нормы, касающиеся создания, функционирования и использования "ГИС Медосмотр".

Цель данной статьи – усилить внимание к этой теме, включая разработку новых технических решений и внесение необходимых изменений в законодательную базу.

1 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.№ 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

2 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н "Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований".

3 Постановление Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 "Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья".

4 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 3/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: velikiy-novgorod.pib24.ru