Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 22 октября. AgroTech: интеллектуальные технологии в сельском хозяйстве 23 октября. Выбор и проектирование автоматических систем пожаротушения 29 октября. BPM/ECM-платформы для автоматизации бизнес-процессов 30 октября. Управление данными для современного цифрового предприятия 31 октября. Комплексная безопасность объектов промышленности   Регистрируйтесь и участвуйте!

Безопасность на транспорте: проблемы предрейсового медицинского осмотра водителей и пути их решения

Иван Брец, Александр Винидиктов, Владимир Балановский, Алексей Авдонов, 07/08/23

В этой статье рассматриваются пути повышения уровня безопасности на транспорте и снижения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) за счет организации контроля здоровья водителей.

Нормативная база не может обеспечить массовый контроль исполнения законодательства в сфере безопасности на транспорте, тем самым не решается проблема влияния состояния здоровья водителей на количество и тяжесть последствий ДТП.

В то же время национальные проекты России предусматривают:

  1. В проекте по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог: снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 г. до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 г. – стремление к нулевому уровню смертности).
  2. В проекте "Цифровая экономика РФ": создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий.

Снижение смертности в результате ДТП предполагает снижение воздействия основных факторов, влияющих на ДТП. К ним можно отнести:

  • состояние автомобильных дорог;
  • несоблюдение водителями правил дорожного движения (ПДД);
  • техническую неисправность транспортных средств (ТС);
  • здоровье водителей.

Порядок и особенности медицинских осмотров водителей

Действующая нормативная база РФ предусматривает организацию контроля здоровья водителей ТС в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – 196-ФЗ)1 и в п. 3 ст. 23 предписывает: "Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства".

Порядок проведения осмотра указан в приказе министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н "Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований" (далее – приказ Минздрава России № 266н)2. В этом приказе, который вводится в действие с 1 сентября 2023 г., предусмотрена возможность "использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья".

Подробнее о тематических обзорах >>

Предписания постановления Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866

Особенности проведения медицинских осмотров с использованием таких изделий установлены постановлением Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 "Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья" (далее – постановление Правительства РФ № 866)3. Предписано, что при проведении медицинских осмотров используются медицинские изделия, одновременно соответствующие следующим требованиям:

а) медицинское изделие прошло государственную регистрацию в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", или регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

б) медицинское изделие имеет функцию автоматизированной дистанционной передачи данных и (или) имеет в составе программное обеспечение и (или) иные технические средства, обеспечивающие дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, в том числе оформление медицинским работником медицинских заключений в соответствии с пунктом 14 настоящего документа;

в) медицинское изделие обеспечивает автоматический контроль целостности медицинского изделия, его программного обеспечения, актуальности сведений о результатах поверки медицинского изделия, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, условий эксплуатации медицинского изделия, указанных в руководстве по эксплуатации медицинского изделия;

г) медицинское изделие представляет единые измерительные комплексы, являющиеся средствами измерений утвержденного типа и поверенные в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";

д) медицинское изделие содержит в своем составе программное обеспечение, которое включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением РФ;

е) медицинское изделие обладает техническими характеристиками, обеспечивающими возможность визуального осмотра медицинским работником, проводящим медицинский осмотр, работника, проходящего медицинский осмотр.

Положения КоАП о нарушениях в этой сфере

Наказание за невыполнение настоящих требований предусмотрено ст. 11.32 КоАП4. Размер штрафа для физических лиц– от 1 до 1,5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 2 до 3 тыс. руб.; для юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.

В соответствии с п. 1 ст. 23.1 КоАП нарушения данного вида рассматривают судьи. Протоколы об административных правонарушениях в данной сфере в соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 28.3 КоАП вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Возможности и проблемы дистанционного контроля

Таким образом, в РФ создана нормативная база, допускающая автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья в электронном виде, но не предусматривающая автоматическую фиксацию таких нарушений с помощью специальных технических средств.

Составляющие этой проблемы следующие:

  • контроль закреплен за Росздравнадзором, который не имеет ресурсов и опыта для осуществления этого контроля;
  • подзаконные акты (приказ Минздрава № 266н и постановление Правительства РФ № 866) не регламентируют создание и использование информационных ресурсов, на основе использования которых можно было бы построить автоматический контроль с применением специальных технических средств;
  • положения КоАП относительно контроля за медицинским осмотром не включены в сферу нарушений, контролируемых специальными техническими средствами (ст. 11.32 КоАП);
  • рассмотрение нарушений закреплено за судьями, которые также никак не интегрированы в инфраструктуру автоматического контроля.

Тем не менее предпосылки для решения проблемы имеются, они описаны ниже.

1. Разработан аппаратно-программный комплекс (АПК) "Медицинский осмотр", который обеспечивает:

  • автоматическую аутентификацию контролируемого водителя путем механизма автоматического распознавания лица и идентификации его по базе данных;
  • количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
  • общую термометрию;
  • измерение артериального давления на периферических артериях, а также пульса.

В состав АПК входит программное обеспечение распознавания и идентификации лиц. информация об АПК представлена на рис. 1–5.

РИС (3)-Aug-07-2023-04-46-52-3301-AMРис. 1. Общий вид АПК

РИС (2)-Aug-07-2023-04-47-09-6999-AMРис. 2. Журнал обследований

РИС (1)-Aug-07-2023-04-48-01-0505-AM РИС (5) РИС (4)-Aug-07-2023-04-48-41-1804-AM
Рис. 3. Проведение обследования Рис. 4. Результаты обследования, сформированные АПК Рис. 5. Использование результатов исследований, занесенных в базу данных

 

2. Принятие новых нормативных документов (приказ Минздрава России № 266н и постановление Правительства РФ № 866), регламентирующих новый порядок проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, расширяет возможности по созданию АПК, обеспечивающих медицинский осмотр.

3. В случае принятия необходимых изменений в нормативную базу для контроля может быть легко адаптирована имеющаяся инфраструктура автоматической фиксации нарушений ПДД. Мы принимали участие в разработке систем фотовидеофиксации нарушений ПДД и входящих в них комплексов.

Как должен быть организован контроль?

Результаты медицинского осмотра предлагается фиксировать в государственной информационной системе медицинского осмотра (условно назовем ее "ГИС Медосмотр") в электронном виде. Возможность получения таких данных в электронном виде уже предусмотрена новыми нормативными документами (приказ Минздрава России № 266н и постановление Правительства РФ № 866), но она должна на определенном этапе стать обязательной. Создание, функционирование и использование "ГИС Медосмотр" необходимо регламентировать нормативными документами.

В "ГИС Медосмотр" должна быть следующая актуальная информация:

  • перечень ТС, водители которых обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр;
  • реестр медосмотра – информация о водителях, прошедших предрейсовый медицинский осмотр (включая информацию о ТС, которым управляет данный водитель).

Комплексы фотовидеофиксации определяют по государственному регистрационному номеру, есть ли ТС в реестре медосмотра. Если оно в реестре есть, но информация по медосмотру на данную дату и на конкретного водителя отсутствует, то это является нарушением и формируются материалы по нарушению (так же, как по другим видам нарушений).

По нашему мнению, следует в первую очередь предпринять следующие шаги:

  1. Для автоматической фиксации нарушений правил медицинского осмотра внести в КОАП положения о возможности автоматической фиксации нарушений (ст. 11.32 и 28.6).
  2. В нормативные документы Минздрава России и Правительства РФ внести нормы, касающиеся создания, функционирования и использования "ГИС Медосмотр".

Цель данной статьи – усилить внимание к этой теме, включая разработку новых технических решений и внесение необходимых изменений в законодательную базу.

1 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.№ 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

2 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н "Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований".

3 Постановление Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 "Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья".

4 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

All-over-IP 2024 12 – 13 ноября | живой старт  и встречи 14 ноября  – 6 декабря | онлайн

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 3/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: velikiy-novgorod.pib24.ru

Темы:Комплексная безопасностьПромышленная безопасность, охрана трудаБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №3/2023
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...

More...