Безопасность на транспорте: проблемы предрейсового медицинского осмотра водителей и пути их решения
Иван Брец, Александр Винидиктов, Владимир Балановский, Алексей Авдонов, 07/08/23
В этой статье рассматриваются пути повышения уровня безопасности на транспорте и снижения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) за счет организации контроля здоровья водителей.
Нормативная база не может обеспечить массовый контроль исполнения законодательства в сфере безопасности на транспорте, тем самым не решается проблема влияния состояния здоровья водителей на количество и тяжесть последствий ДТП.
В то же время национальные проекты России предусматривают:
- В проекте по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог: снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 г. до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 г. – стремление к нулевому уровню смертности).
- В проекте "Цифровая экономика РФ": создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий.
Снижение смертности в результате ДТП предполагает снижение воздействия основных факторов, влияющих на ДТП. К ним можно отнести:
- состояние автомобильных дорог;
- несоблюдение водителями правил дорожного движения (ПДД);
- техническую неисправность транспортных средств (ТС);
- здоровье водителей.
Порядок и особенности медицинских осмотров водителей
Действующая нормативная база РФ предусматривает организацию контроля здоровья водителей ТС в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – 196-ФЗ)1 и в п. 3 ст. 23 предписывает: "Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства".
Порядок проведения осмотра указан в приказе министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н "Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований" (далее – приказ Минздрава России № 266н)2. В этом приказе, который вводится в действие с 1 сентября 2023 г., предусмотрена возможность "использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья".
Предписания постановления Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866
Особенности проведения медицинских осмотров с использованием таких изделий установлены постановлением Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 "Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья" (далее – постановление Правительства РФ № 866)3. Предписано, что при проведении медицинских осмотров используются медицинские изделия, одновременно соответствующие следующим требованиям:
а) медицинское изделие прошло государственную регистрацию в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", или регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
б) медицинское изделие имеет функцию автоматизированной дистанционной передачи данных и (или) имеет в составе программное обеспечение и (или) иные технические средства, обеспечивающие дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, в том числе оформление медицинским работником медицинских заключений в соответствии с пунктом 14 настоящего документа;
в) медицинское изделие обеспечивает автоматический контроль целостности медицинского изделия, его программного обеспечения, актуальности сведений о результатах поверки медицинского изделия, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, условий эксплуатации медицинского изделия, указанных в руководстве по эксплуатации медицинского изделия;
г) медицинское изделие представляет единые измерительные комплексы, являющиеся средствами измерений утвержденного типа и поверенные в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
д) медицинское изделие содержит в своем составе программное обеспечение, которое включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением РФ;
е) медицинское изделие обладает техническими характеристиками, обеспечивающими возможность визуального осмотра медицинским работником, проводящим медицинский осмотр, работника, проходящего медицинский осмотр.
Положения КоАП о нарушениях в этой сфере
Наказание за невыполнение настоящих требований предусмотрено ст. 11.32 КоАП4. Размер штрафа для физических лиц– от 1 до 1,5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 2 до 3 тыс. руб.; для юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.
В соответствии с п. 1 ст. 23.1 КоАП нарушения данного вида рассматривают судьи. Протоколы об административных правонарушениях в данной сфере в соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 28.3 КоАП вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Возможности и проблемы дистанционного контроля
Таким образом, в РФ создана нормативная база, допускающая автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья в электронном виде, но не предусматривающая автоматическую фиксацию таких нарушений с помощью специальных технических средств.
Составляющие этой проблемы следующие:
- контроль закреплен за Росздравнадзором, который не имеет ресурсов и опыта для осуществления этого контроля;
- подзаконные акты (приказ Минздрава № 266н и постановление Правительства РФ № 866) не регламентируют создание и использование информационных ресурсов, на основе использования которых можно было бы построить автоматический контроль с применением специальных технических средств;
- положения КоАП относительно контроля за медицинским осмотром не включены в сферу нарушений, контролируемых специальными техническими средствами (ст. 11.32 КоАП);
- рассмотрение нарушений закреплено за судьями, которые также никак не интегрированы в инфраструктуру автоматического контроля.
Тем не менее предпосылки для решения проблемы имеются, они описаны ниже.
1. Разработан аппаратно-программный комплекс (АПК) "Медицинский осмотр", который обеспечивает:
- автоматическую аутентификацию контролируемого водителя путем механизма автоматического распознавания лица и идентификации его по базе данных;
- количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- общую термометрию;
- измерение артериального давления на периферических артериях, а также пульса.
В состав АПК входит программное обеспечение распознавания и идентификации лиц. информация об АПК представлена на рис. 1–5.
Рис. 1. Общий вид АПК
Рис. 2. Журнал обследований
Рис. 3. Проведение обследования | Рис. 4. Результаты обследования, сформированные АПК | Рис. 5. Использование результатов исследований, занесенных в базу данных |
2. Принятие новых нормативных документов (приказ Минздрава России № 266н и постановление Правительства РФ № 866), регламентирующих новый порядок проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, расширяет возможности по созданию АПК, обеспечивающих медицинский осмотр.
3. В случае принятия необходимых изменений в нормативную базу для контроля может быть легко адаптирована имеющаяся инфраструктура автоматической фиксации нарушений ПДД. Мы принимали участие в разработке систем фотовидеофиксации нарушений ПДД и входящих в них комплексов.
Как должен быть организован контроль?
Результаты медицинского осмотра предлагается фиксировать в государственной информационной системе медицинского осмотра (условно назовем ее "ГИС Медосмотр") в электронном виде. Возможность получения таких данных в электронном виде уже предусмотрена новыми нормативными документами (приказ Минздрава России № 266н и постановление Правительства РФ № 866), но она должна на определенном этапе стать обязательной. Создание, функционирование и использование "ГИС Медосмотр" необходимо регламентировать нормативными документами.
В "ГИС Медосмотр" должна быть следующая актуальная информация:
- перечень ТС, водители которых обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр;
- реестр медосмотра – информация о водителях, прошедших предрейсовый медицинский осмотр (включая информацию о ТС, которым управляет данный водитель).
Комплексы фотовидеофиксации определяют по государственному регистрационному номеру, есть ли ТС в реестре медосмотра. Если оно в реестре есть, но информация по медосмотру на данную дату и на конкретного водителя отсутствует, то это является нарушением и формируются материалы по нарушению (так же, как по другим видам нарушений).
По нашему мнению, следует в первую очередь предпринять следующие шаги:
- Для автоматической фиксации нарушений правил медицинского осмотра внести в КОАП положения о возможности автоматической фиксации нарушений (ст. 11.32 и 28.6).
- В нормативные документы Минздрава России и Правительства РФ внести нормы, касающиеся создания, функционирования и использования "ГИС Медосмотр".
Цель данной статьи – усилить внимание к этой теме, включая разработку новых технических решений и внесение необходимых изменений в законодательную базу.
1 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.№ 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
2 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н "Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований".
3 Постановление Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 "Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья".
4 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 3/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>