Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 установило требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. В первый же год действия этих требований стало ясно, что механизм сертификации еще не сформирован до конца и требуется время для отлаживания процесса. Транспортникам дали отсрочку на сертификацию, однако срок моратория заканчивается. В данной статье рассмотрим положительный эффект от введения моратория, а также постараемся разобраться, чем грозит его завершение для транспортного сообщества.
В настоящее время одной из основных задач экономического развития Российской Федерации является создание принципиально новых методов государственного управления и регулирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов [1].
Одним из таких методов стала сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее – ТСОТБ), используемых для защиты объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС).
Сертификация ТСОТБ представляет собой процесс удостоверения соответствия оборудования нормам, установленным законом о техрегулировании, а также требованиям госстандартов и техрегламентов для продукции такого рода.
Данный процесс был запущен в 2016 г. изданием постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 (далее – ПП РФ № 969), установившего требования к функциональным свойствам ТСОТБ, и Правил обязательной сертификации ТСОТБ, применяемых с учетом основных функций ТСОТБ, для выполнения которых они предназначены в заданных условиях.
Требования по обеспечению транспортной безопасности в нашей стране законодательно имеют обязательный характер применения, а неисполнение требований (в том числе по сертификации ТСОТБ) влечет административные штрафы для транспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров.
Согласно ПП РФ № 969 сертификации подлежат технические системы и средства, используемые для:
Все перечисленное оборудование подразумевает установку и использование на ОТИ и ТС в целях обеспечения транспортной безопасности. Вопрос обеспечения безопасности и защиты транспортных комплексов, производств и транспортных средств от несанкционированного вмешательства и воздействий встал особенно остро в последние два десятилетия. Предпосылками этому явились рост террористической угрозы в стране и мире, а также участившиеся факты несанкционированного вмешательства и воздействий на ОТИ и ТС [2].
Системы безопасности являются неотъемлемой частью современных объектов защиты, их применение позволяет минимизировать несанкционированный доступ на объект защиты [3]. Именно поэтому сегодня большинство ТС и ОТИ оснащены многочисленными техническими системами и средствами защиты, что очень изменило облик общественного транспорта.
Обязательную сертификацию осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности (см. табл. 1).
Таблица 1
Экспертиза и испытания ТСОТБ производится в аккредитованных испытательных лабораториях, выдача сертификатов осуществляется уполномоченными органами по сертификации, подведомственными перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти.
В первый же год действия ПП РФ № 969 стало ясно, что механизм сертификации еще не сформирован до конца и всем сторонам необходимо больше времени. Органам сертификации требовалось выработать алгоритм действий, определить конкретные подведомственные организации, которые будут заниматься процессом сертификации, назначить ответственных лиц и пр. Транспортным предприятиям же нужно было время, чтобы провести так называемый учет ТСОТБ, определиться, что подлежит сертификации, а что нет, и, конечно же, сформировать заявки в соответствующие органы сертификации.
В начале 2018 г. стало известно о подготовке Правительством РФ законопроекта, устанавливающего мораторий (право на отсрочку исполнения нормы закона) на сертификацию ТСОТБ.
На сертификацию установленных ТСОТБ предполагалось ввести мораторий до 1 января 2020 г. Об это сообщил заместитель министра транспорта РФ Николай Захряпин в выступлении на конференции "Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта", прошедшей 8 февраля 2018 г. на площадке форума NAIS 2018.
Замминистра отметил необходимость приблизить нормы законодательства в области сертификации к реальности и рассказал, что в начале 2018 г. Минтрансом и Комитетом Государственной Думы по транспорту и строительству было достигнуто понимание относительно проекта поправок в 16-ФЗ. Предложение о введении моратория стало частью этой работы, проект поправок внесен в Правительство РФ для проверки перед вторым чтением в Государственной Думе [4].
В итоге Федеральным законом от 02.08.2019 г. № 270-ФЗ было определено, что ТС ОТБ, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, подлежат обязательной сертификации до 1 января 2022 г. При этом отсрочка по сертификации распространяется на ТСОТБ, установленные до сентября 2016 г. (издания ПП РФ № 969).
Таблица 2. Органы сертификации
Реализация механизма государственного регулирования является сложным организационно-правовым процессом, имеющим заданную направленность на результат [5].
Для исполнения Требований и Правил (ПП РФ № 969) были разработаны соответствующие схемы сертификации, соответственно, для единичных образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности, партий, серийно выпускаемых и на средства, которые уже установлены на ОТИ или ТС [6].
Применяется при сертификации единичных образцов ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания единичных образцов, взятых у заявителя. Сертификат соответствия функциональным свойствам выдается только на сертифицируемый единичный образец.
Применяется при сертификации партии ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя из этой партии. Сертификат соответствия функциональным свойствам выдается только на сертифицируемую партию.
Применяется при сертификации серийно выпускаемых ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя, и оценку возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия функциональным свойствам технические средства обеспечения транспортной безопасности. Инспекционный контроль сертифицированных ТСОТБ осуществляется в течение всего срока действия сертификата соответствия функциональным свойствам с оценкой возможности заявителя выпускать технические средства обеспечения транспортной безопасности. Сертификат соответствия функциональным свойствам выдается сроком на три года.
Применяется при сертификации ТСОТБ, установленных на ОТИ или ТС, по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов на ОТИ или ТС. Сертификат соответствия функциональным свойствам выдается на сертифицируемый образец или сертифицируемую партию ТСОТБ, установленных на конкретном ОТИ или ТС.
Проведение обязательной сертификации ТСОТБ осуществляется на договорной основе. Срок выдачи сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней, если иное не указано в договоре заявителя с органом по сертификации [7].
Стоит отметить как положительный сам факт введения моратория на сертификацию ТСОТБ – он говорит о понимании представителями органов государственной власти проблем транспортного сообщества.
Время действия моратория не прошло зря.
Органы сертификации смогли провести сертификационные испытания, выработать алгоритм действий, определить конкретные подведомственные организации, которые начали заниматься процессом сертификации.
Транспортные предприятия сформировали комплекты документов для дальнейшей сертификации установленных ТСОТБ, в каких-то случаях при возможности дополнительного финансирования заменили устаревшее несертифицированное оборудование на новое, с наличием сертификатов.
ПП РФ № 969 утверждены не только функциональные характеристики для каждого вида продукции, но и правила сертификации. В п. 11 указанных правил содержится перечень обязательной документации, которой должны располагать организация или предприниматель:
Порядок проведения сертификации таков:
Одним из приоритетных направлений деятельности как внутренней, так и внешней политики современной Российской Федерации является бесперебойное функционирование транспортной отрасли и поддержание национальной безопасности [8].
Напомним, что отсрочка сертификации распространяется на ТСОТБ, установленные до сентября 2016 г. Оборудование, поставляемое после сентября 2016 г., должно иметь сертификат соответствия требованиям ПП РФ № 969.
Возможность сертификации уже установленных и функционирующих на ОТИ или ТС перевозчика ТСОТБ предусмотрена действующим законодательством. Для этого применяется схема № 4, предусмотренная правилами обязательной сертификации.
При сертификации по схеме № 4 могут возникнуть сложности:
Транспортная безопасность сегодня и 10 лет назад – это две разные вещи. Знания и правильные пути решения всегда приходят с опытом, а метод проб и ошибок все же является самым действенным на пути к построению системы, поэтому ни одна серьезная сфера жизнедеятельности общества не формировалась в одночасье по одним лишь теоретическим представлениям [9].
Вот и процесс сертификации ТСОТБ находится в незавершенной стадии формирования, на что, безусловно, положительно повлиял введенный мораторий. Представители транспортного сообщества, ответственные за реализацию требований законодательства, сходятся во мнении о необходимости продления моратория на 1–2 года, поскольку замена старого несертифицированного оборудования и покупка нового, более дорогостоящего (все-таки наличие сертификата значительно повлияло на ценообразование ТСОТБ), на некоторых предприятиях (особенно государственных) растягивается на несколько лет.
Окончание 2020 г. ознаменовалось принятием целого ряда нормативных правовых актов, играющих достаточно важную роль в правовом регулировании отношений в области транспортной безопасности [10]. В этой связи логичным шагом на пути формирования системы сертификации будет продление сроков моратория либо исключение из требований законодательства сертификации ТСОТБ, установленных до принятия ПП РФ № 969.
Фото предоставлены автором
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №6/2021
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>